Биография
Увлекающийся и экспансивный, Дзига Вертов был сыном своего времени и принадлежал к группе интеллигенции, стремившейся порвать с прошлым. Режиссер, считавший фильмы средством воспитания и человеческим документом, внес огромный вклад в кинематограф.
Детство и юность
Будущий теоретик документального кино появился на свет 2 января 1896 года (21 декабря 1895 года по старому стилю) в городе Белостоке, сейчас находящемся на территории Польши. Давид (так при рождении звали режиссера) был первым ребенком в семье книготорговца Абеля Кушелевича Кауфмана и Хаи-Эстер Рахмиелевны Гальперн, поженившихся в 1894 году. Чуть позднее у первенца родились братья Моисей и Борис (Борух), причем разница в возрасте с Мойшей у Додика составляла менее двух лет, что позволило им стать товарищами по детским играм.
Русские имена у юных Кауфманов появились после поступления в 1907 году в Белостокское реальное училище: в городе нередкими были еврейские погромы, и Давид начал называть себя Денисом, а Моисей — Мишей. В одном классе с братьями учился уроженец Киева — будущий журналист Михаил Кольцов.
Давид-Денис обучался игре на фортепиано и запоем читал романы Майн Рида и Фенимора Купера. Любимым композитором юного жителя Белостока был Александр Скрябин. Особенностью мальчика была влюбленность в звуки — старший из братьев Кауфман мечтал не только сохранить цокот копыт, звон колоколов, гудки паровоза и скрип половиц, но и сложить из них симфонию. Денис пытался представить аудиоинформацию в виде стихов и рисунков, но сталкивался с непониманием родных.
А вот игры Давида с самодельной камерой-обскурой семья одобрила. Тетушка мальчика подарила ему на день рождения фотоаппарат. Подросток вместе с братом Михаилом начал фотографировать родных и соседей.
В годы реакции Давид писал не только роман о мексиканских революционерах, но и стихотворные памфлеты на черносотенцев, заседающих в Государственной думе, в частности на Владимира Пуришкевича. Отец семейства, обнаружив опусы старшего сына, во избежание неприятностей сжег их в печке.
После начала Первой мировой войны Кауфманы из Белостока переехали сначала в Киев, а затем в Могилев. Давида мобилизовали, но юноша попал не на передовую, а в военно-музыкальную школу в городе Чугуеве. Через несколько месяцев Кауфмана комиссовали из-за обнаруженной болезни легких.
Черта оседлости из-за военной неразберихи стала почти номинальным понятием, и парень устремился в Петроград, где поступил в психоневрологический институт, славящийся гендерным и национальным равноправием. Там же тогда учился и Михаил Кольцов. Именно в столице Российской империи Кауфман придумал псевдоним, составленный из двух слов и в приблизительном переводе с польского языка означающий «вертящийся как юла».
Когда обстановка в городе на Неве стала неспокойной, Дзига Вертов переехал в Белокаменную и поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре забросил правоведение. Весной 1918-го уроженец Белостока встретил в Москве Кольцова, который уже возглавлял группу кинохроники наркомата просвещения. Публицист устроил школьного приятеля секретарем-делопроизводителем в отдел хроники Московского кинокомитета.
Фильмы
Начав с приема и регистрации пленки для экранного журнала «Кинонеделя», Дзига стремительно сделал карьеру и уже летом 1918-го смонтировал первый фильм-хронику «Годовщина революции», а осенью возглавил киносекцию отдела агитационно-инструкторских пароходов и поездов ВЦИК. Молодой начальник активно ездил на съемки и в 1918 году выпустил три фильма, в одном из которых впервые в советском кинематографе использовал анимацию.
В 1922-м из отснятых кинохроник Дзига смонтировал ленту «История Гражданской войны», а через два года выпустил снятую вместе с братом Михаилом экспериментальную картину «Кино-глаз», удостоившуюся премии на выставке в Париже. В заявке на выделение средств на фильм Вертов написал:
«Это первая в мире картина без участия актеров, костюмеров, художников и гримеров; герои ленты будут жить в реальной жизни».
Кинематографическим манифестом Дзиги считается урбанистическая поэма «Человек с киноаппаратом», вышедшая в 1926 году, а самой лиричной лентой в творчестве — «Шестая часть мира», превратившаяся из рекламы Госторга в проникновенный рассказ о Советском Союзе и его жителях. Первый звуковой фильм Вертова «Симфония Донбасса» восторженно оценил Чарли Чаплин, приславший в СССР телеграмму:
«Профессора музыки должны учиться у этого режиссера».
В 1935 году Иосиф Сталин наградил Дзигу орденом Красной Звезды. Однако вышедший в 1937 году фильм Вертова «Колыбельная» через пять дней сняли с проката. Метафора, использованная режиссером в ленте, показалась советскому руководству слишком прямолинейной: толпы женщин из далеких станиц и аулов на тракторах, верблюдах и велосипедах ехали в Москву на встречу со Сталиным, а возвращались из столицы мамашами, несущими на руках новорожденных.
Вертов попал в опалу. И хотя, говоря словами Арсения Тарковского, режиссеру «листьев не обожгло», «веток не обломало» и Давид-Денис-Дзига не был арестован, несмотря на дружбу с Кольцовым, которого расстреляли как врага народа, и наличие брата Бориса, жившего в Париже, новатора кинематографа лишили возможности творить.
Годы Великой Отечественной войны Вертов с женой провел в эвакуации в Алма-Ате. Бывший демиург монтировал фронтовые киножурналы.
В годы борьбы с «безродными космополитами» режиссера обвинили в отрыве от народа, а прием скрытой камеры назвали «подглядыванием в дверной глазок». Вертов многократно каялся и умолял дать ему шанс искупить вину новыми фильмами, но был практически отстранен от кинопроизводства. Пришедший в 1950 году на студию кинохроники Эльдар Рязанов в мемуарах написал, что Дзига превратился в старика с испуганными глазами и извиняющейся улыбкой.
Личная жизнь
В 1918 году Давид-Денис женился на пианистке Ольге Тоом, близко знакомой с Надеждой Крупской и Марией Ульяновой. Супруги вместе ездили в агитпоездах ВЦИК. Неотъемлемой частью этих поездок была демонстрация фильмов. Сохранилось несколько фото, на которых Вертов запечатлен в качестве контролера билетов на агитационные сеансы. В начале 20-х годов супруги развелись, причем документалист написал по этому случаю стихотворение, в котором были строки:
Руки требуют,
Чтобы в единой петле
Соединила нас на осине осень.
С 1923 года личная жизнь Дзиги была связана с коллегой Елизаветой Игнатьевной Свиловой, с которой он познакомился еще в 1919-м. Детей в союзе единомышленников не появилось, и Вертов находил утешение в общении с племянником, сыном своего брата Михаила.
Смерть
Земная биография Вертова завершилась 12 февраля 1954 года. Причиной смерти стал рак желудка. Вначале кинодокументалиста похоронили рядом с матерью на Миусском кладбище, расположенном в московском районе Марьина Роща, а через 13 лет перезахоронили на более престижном Новодевичьем кладбище. В 1966 году вышла книга «Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы». В 1975-м в могилу уроженца Белостока подхоронили прах его вдовы Елизаветы Вертовой-Свиловой.
Фильмография
- 1918 — «Годовщина революции»
- 1922 — «История гражданской войны»
- 1926 — «Шестая часть мира»
- 1929 — «Человек с киноаппаратом»
- 1930 — «Энтузиазм: Симфония Донбасса»
- 1937 — «Колыбельная»
- 1938 — «Три героини»
- 1944 — «Клятва молодых»
- 1954 — «Новости дня»
Интересные факты
- Документальный фильм второй жены Дзиги Вертова «Зверства фашистов» фигурировал в качестве обвинения на Нюренбергском процессе.
- Лента «Годовщина революции» долго считалась утерянной. Однако в 2017 году в Росгосархиве литературы и искусства нашли полные титры дебютного фильма Дзиги и осуществили повторный монтаж указанных режиссером документальных хроник.
- Вертов был знаком с Владимиром Лениным. Когда Дзига заболел тифом, вождь мирового пролетариата прислал кинодокументалисту лекарства и початую бутылку вина.
- В первой редакции романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» фигурировал персонаж Крайних-Взглядов, пародирующий Вертова.