Биография
Представляя Беату Тышкевич Михаилу Горбачеву, ее называли «нашей известной актрисой кино», хоть она родилась, выросла и жила в Польше. Действительно, в 60–70-е годы Беата была популярна в Советском Союзе. Она входила в число самых красивых артисток не только СССР, но и Европы. Сама Беата не страдала звездной болезнью: свое экранное обаяние она приписывала дворянскому происхождению и манерам, которые освоила еще в детстве.
Детство и юность
Будущая польская актриса родилась 14 августа 1938 года в Варшаве в аристократической семье. Беата — графиня по отцу, в начале XX века Тышкевичи входили в число влиятельных польских фамилий. Мать происходила из княжеского рода Потоцких.
Родители познакомились в университете Кракова, где оба учились. Беата родилась в роскошном особняке, там же прошли первые годы жизни девочки. Во время Второй мировой Беате и брату пришлось уехать из родительского дома. Некоторое время дети жили у князя Радзивилла, а затем мать увезла их в Краков. Беата, брат и мать какое-то время находились в лагере беженцев, а затем девочку определили в женский монастырь. Здесь же графиня училась в школе и готовилась стать сестрой милосердия.
После войны Беата Тышкевич с родными вернулись в Варшаву, а отец остался в Англии. Те годы были тяжелыми: девочка узнала, что такое голод и нужда. Семья ютилась на арендованных 12 метрах без отопления, воды и ванной комнаты. В Варшаве девушка училась в спецшколе Н. Жмиховской, которая считалась лучшей. Беата не думала о том, что станет актрисой, но, как это часто бывает, вмешался случай, который предопределил биографию девушки.
Фильмы
Как-то в школу, где училась Тышкевич, пришел ассистент режиссера. Постановщик искал главную героиню для картины «Месть», которой и стала высокая стройная Беата (рост 173 см) с яркой внешностью. Фильм вышел в 1957 году, но успехом у зрителей не пользовался. Тем не менее этого хватило, чтобы на девушку обратили внимание. Режиссер картины настоял, чтобы Тышкевич поступила в театральную школу. Фото артистки попали в каталог киностудии, и через год Беата уже начала работать на телевидении и сниматься в кино.
В 1959–1963 годах Тышкевич играла в разных картинах, но слава никак не приходила. В основном ее фильмография пополнялась ролями в военных лентах, но встречались и социальные драмы. «Запоздавшие прохожие» — одна из них.
Ситуация изменилась после выхода на экраны драмы «Первый день свободы», в которой актриса воплотила немку Ингу, изнасилованную польскими мародерами. Фильм вышел в 1964-м. В том же году Тышкевич сыграла главную роль в картине «Встреча со шпионом», которая пользовалась успехом в Европе и СССР. С этого момента актриса часто снималась в главных и центральных ролях.
Беату часто сравнивали с Софи Лорен, о польской актрисе говорили далеко за пределами Польши, популярность Тышкевич росла с каждым днем. В 1966 году девушка снялась в картине режиссера из Бельгии Андре Дельво «Человек с обритой головой».
В 1969 году Андрей Кончаловский выпустил фильм «Дворянское гнездо», в котором актриса сыграла аристократку Варвару Лаврецкую, неверную супругу Федора Лаврецкого (Леонид Кулагин). Исполнительница считает эту роль лучшей в карьере, так как образ героини, пережившей любовь и разочарование, получился живым и полным.
Актриса вспоминала, что ради одной из сцен, где ей необходимо было зарыдать, режиссер пошел на радикальные меры — ударил исполнительницу по щеке. Слезы брызнули из глаз ручьем. Но Беата еще долго не могла нормально разговаривать с постановщиком, при его виде она постоянно плакала.
Тышкевич, будучи аристократкой по происхождению, появлялась на экране в подобном амплуа в фильмах «Кукла», «Ночи и дни». В кинокартине «Уленшпигель со святых гор» актриса предстала монахиней католического прихода.
К концу 70-х знаменитость реже появлялась на экране, героини Беаты стали более уравновешенными и мудрыми. Через несколько лет режиссеры снова засыпали Тышкевич предложениями. Правда, это были роли второго плана, но картины пользовались популярностью у зрителей.
В новом веке возобновилось сотрудничество звезды экрана и российских кинематографистов. В 2001 году Беату Тышкевич пригласили в военную картину «В августе 44-го...» о группе контрразведчиков.
К последним работам Беаты относится драма «Линия Марты», посвященная событиям, произошедшим в блокадном Ленинграде. Фильм был создан российскими кинематографистами. На съемочной площадке Тышкевич встретилась со звездой экрана Алисой Фрейндлих.
Личная жизнь
В интервью Беата признавалась, что русский мужчина научил «ее любить, плакать и смеяться». Этим человеком стал Андрей Кончаловский, роман с которым разгорелся в молодости. Знакомство состоялось на Московском кинофестивале. Польская красавица была приглашена на званый ужин в дом Сергея Михалкова, где и встретила своего избранника.
На более глубокие отношения, чем просто страстный роман, актриса не решилась, памятуя о длинном списке разбитых Кончаловским сердец. Позднее во время съемок совместного фильма произошла еще одна встреча — с Валерием Плотниковым, который впоследствии сделал себе имя на поприще фотографии. Отношения с ним длились долгих 15 лет, то разгораясь, то затухая, пока полька не приняла окончательного решения о расставании.
Беата Тышкевич трижды выходила замуж. Первый супруг — режиссер Анджей Вайда. Молодые познакомились на съемках фильма «Самсон», встречались, несколько лет жили в гражданском браке. Анджей и Беата узаконили отношения только в 1967 году, после рождения дочери Каролины. Через 5 лет брак распался. Актриса говорила, что оказалась не готова к таким отношениям и не могла оценить деликатность и тонкую натуру Анджея.
После расставания Тышкевич забрала дочь и переехала в Варшаву. С бывшим супругом актрисе удалось остаться друзьями. Чтобы прокормить себя и ребенка, Беата гастролировала по стране, в работе спасалась и от депрессии.
Но личная жизнь артистки вскоре наладилась. Вторым супругом Беаты Тышкевич стал молодой режиссер Витек Ожеховский. Брак так же быстро закончился, как и начался. Актриса называет эти отношения случайными и не любит говорить об этом союзе.
Вскоре после расставания с Ожеховским актриса вышла замуж за архитектора Яцека Падлевского. Они были знакомы с юного возраста, в 17 лет обещали друг другу, что будут вместе. Так и случилось, но только годы спустя. Когда Беата и Яцек встретились снова, Падлевский был женат, воспитывал двоих детей. Чувства взяли верх — в 1976 году Тышкевич и Падлевский поженились. В 1977-м у них родилась дочь Виктория.
К сожалению, и этот брак не оказался счастливым. Супруг жил на две страны, а актриса не могла часто летать в Марсель, потому что в Варшаве была старшая дочь и мама. Супруги расстались.
Беата Тышкевич говорит, что дети — это ее счастье. В свое время ради близких она отказалась работать в театре, чтобы каждый вечер быть с дочерьми дома.
Младшей Виктории пророчили профессию актрисы, но, рано выйдя замуж, она стала примерной женой и матерью. Старшая Каролина живет недалеко от Варшавы в старинной усадьбе. Она окончила юридический факультет, при этом успела сняться в кино, поработать манекенщицей, вместе с отцом стала снимать фильмы. Новым увлечением наследницы творческой династии стали лошади. Сегодня она возглавляет одну из лучших школ верховой езды в Польше.
Беата Тышкевич сейчас
Сейчас жизнь актрисы посвящена родным. Фильмы с ее участием по-прежнему интересны публике. «Дворянское гнездо» было показано в юбилейную дату Андрея Кончаловского в августе 2022 года.
Фильмография
- 1956 — «Месть»
- 1961 — «Сегодня ночью погибнет город»
- 1963 — «Крещенные огнем»
- 1965 — «Пепел»
- 1966 — «Человек с обритой головой»
- 1966 — «Марыся и Наполеон»
- 1968 — «Кукла»
- 1969 — «Дворянское гнездо»
- 1973 — «Большая любовь Бальзака»
- 1984 — «Европейская история»
- 1992 — «Прекрасная незнакомка»
- 1998 — «Золото дезертиров»
- 2001 — «В августе 44-го...»
- 2014 — «Линия Марты»
- 2017 — «Стодневка»
Интересные факты
- Беата до сих пор хранит чашку, подаренную ей влюбленным Кончаловским.
- В детстве настроение девочки по отношению к своему будущему менялось очень часто. Вначале она планировала освоить профессию трактористки, потом стать балериной, а затем — ветеринарным врачом.
- С юного возраста Тышкевич коллекционирует перья.
- Предком актрисы был последний польский король Юзеф Понятовский. Его сестра — родная прабабушка звезды экрана. Портрет графини был случайно найден родственниками Беаты и сегодня находится в ее доме.