Биография
Актер по профессии и пастор, поэт и писатель по призванию, Олег Севастьянов был убежден, что жизнь любого человека — это возвращение блудного сына (он очень любил эту притчу), и поэтому каждый день старался по-чеховски «выдавливать из себя по каплям раба». Оставив кинематограф и театр, мужчина решил служить Богу и людям, и при его непосредственном участии осенью 2005-го в Нарве возобновились лютеранские церковные службы на русском языке, прерванные около трехсот лет назад.
Детство и юность
Олег Юрьевич, родившийся 23 сентября 1948 года в 00:55 в Ашхабаде, помимо служения Богу занимался литературным творчеством. С 2012-го он опубликовал несколько книг духовной прозы и поэзии («Шаги по пустыне», «Записки из хижины таинственного», «Записки из хижины быстротечной жизни», «Туман исчезнувшего времени, или Записки блудного сына»). Отрывки и целые главы из последних произведений и сейчас найдутся на его персональной странице в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской).
В «Тумане...» автор поведал читателями неизвестные факты личной биографии. Севастьянов рассказывал, например, как после землетрясения жил в землянке среди руин, где мама готовила на самодельном мангале, и как, сидя на руках у бабушки, хлопал крышкой фанерного почтового ящика, еще не зная, что существуют другие города:
«У нас в семье никто не пострадал. От первого подземного толчка крышу нашего домика приподняло и просто опустило на середину двора. Бабушка кинулась к моей кроватке и склонилась надо мной — ни один камень, падающий со стены, не коснулся меня. Мама часто перед сном рассказывала, что в ту ночь все звери сбежали из зоопарка и она видела, как на развалинах мирно сидели рядом львы и газели».
В трехлетнем возрасте в «дощатом кладбищенском домике с крестом на крыше», где было полно старух и горящих свечей, мальчика втайне от матери крестила прабабушка. Мужчина сохранил в памяти и тот день, когда он, наигравшись во дворе, прибежал домой (тогда будущий актер и пастор уже обосновался с семьей и соседями в деревянном двухэтажном жилище) и застал там толпу народа. Люди рыдали, слушая по радио известие о кончине Иосифа Сталина, и ребенок подумал, что раз по нему так убиваются, то он лучше дедушки, которого не стало в том году и по которому плакали куда меньше.
Театр
Выходить на сцену Севастьянов начал еще в раннем детстве благодаря матери, имевшей много знакомых и друзей из театра. Артисты, часто бывавшие в их доме, занимали непосредственного и открытого ребенка в своих спектаклях с шести лет.
Когда в 60-х в Туркмению пришло телевидение, то мальчика взяли туда ведущим детских программ, и до окончания школы он каждое утро по воскресеньям выходил в эфир. К слову, что касается учебы, то ему плохо давались точные науки (математика, физика, химия), а вот с сочинениями, где требовалось фантазировать и выдумывать, проблем не наблюдалось.
«Я плохо учился. Мне хотелось в футбол поиграть, а тут еще спектакль, потом еще уроки делать. Мама еще музыкой заставляла заниматься. Три года я играл на пианино, у нас дома было старинное пианино. После окончания школы на классном собрании я сказал, что пойду в театральный институт, а математика и физика мне не нужны, я обойдусь. Я даже не сомневался, что это мое место», — вспоминал Олег Юрьевич в интервью.
Но в желаемый вуз абитуриент поступил не сразу. По возвращении из Москвы, поддавшись уговорам отчима, юноша при его содействии устроился на киностудию «Туркменфильм» в отдел хроники. За год службы ассистентом кинооператора, чьей основной задачей было носить тяжелый аккумулятор для хроникерской кинокамеры, парень успел объездить всю Туркмению и Узбекистан и побывать в экзотических местах.
Высшее образование молодой человек получил в 1973-м, окончив курс Василия Маркова в Школе-студии МХАТ, где его по праву считали одним из лучших студентов. Сразу после выпускника приняли в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола, где он приложил руку к знаменитому «Тилю».
На малой сцене артист, образовав с единомышленниками молодежную самостоятельную группу, показывал по вечерам поставленные им пьесы. На них приходили Лиля Брик и Михаил Ульянов.
Также уроженец Ашхабада имел отношение и к Театру сатиры, где играл второго репортера в «Крамнэгеле», и к областному ТЮЗу.
В 1977-м Севастьянов, к тому времени вовсю посещавший литературные семинары при Центральном доме литераторов и печатавший бытовые рассказы и детские стихи, ушел из Ленкома и устроился в Литературный музей Антона Чехова. После по рекомендации он попал в детскую редакцию «Спокойной ночи, малыши!», где стал в итоге самым высокооплачиваемым автором. Уже на следующий год после знакомства с Александром Менем мужчина, всегда интересовавшийся религией и всем таинственным, почувствовал твердое желание стать священником.
Фильмы
В конце четвертого курса у студента, уже успевшего отметиться в короткометражке «Солдат и царица», стартовали съемки в «Бронзовой птице» Николая Калинина, ставшей продолжением «Кортика».
Фильмография талантливого актера состояла в основном из картин, где он появлялся только в эпизодах («12 стульев», «Возьми меня с собой», «Смиренное кладбище»), а единственную главную роль ему удалось сыграть в мелодраме «Капитан Фракасс» Владимира Савельева.
Последняя работа Севастьянова в кино — лента «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, вышедшая в 1991-м и завоевавшая множество кинонаград, в том числе и премию «Ника» в шести номинациях из семи возможных. К тому моменту Олег Юрьевич стал уже лютеранским пастором (сказались немецкие корни по материнской линии):
«На стажировке в Риге я столкнулся с негативными моментами в православном служении, что напомнило мне театр с его интригами. Я поделился своими сомнениями с отцом Александром, и он посоветовал мне найти свою конфессию. Мне очень нравилось лютеранское служение, и, находясь в Венгрии, я стал туда глубоко вникать. Я прочитал Аугсбургское вероисповедание и понял, что это мое».
Отец Олег вел службы в Москве и под Санкт-Петербургом, отучился в Concordia Theological Seminary в США, где получил степень магистра богословия, числился миссионером-консультантом в Поволжье и внес огромный вклад в развитие русскоязычных приходов лютеранской церкви Эстонии.
Личная жизнь
Отец Олег, помогший многим отчаявшимся людям обрести надежду и веру, активно пользовался социальными сетями, где делился фотографиями из актерского прошлого и церковного настоящего.
Там же содержались и снимки, проливавшие свет на его личную жизнь. Ее главными героями ввиду вдовствующего положения мужчины были дочь Дарья Ларионова и двое внуков, старший из которых по имени Сергей родился 16 декабря 2013-го. В одном из интервью пастор признался, что как таковых хобби у него нет, а все свое время он посвящает богослужению и писательству.
Смерть
Олега Севастьянова не стало 10 мая 2023 года. Узнав о смерти этого «прекрасного светлого человека, посвятившего свою жизнь служению людям и Богу», друзья, знакомые, прихожане и просто подписчики поспешили почтить его память и выразить соболезнования родным и близким.
Прощание с пастором состоялось 13 мая в Александровском лютеранском соборе в Нарве, где он служил наряду с лютеранской церковью Пеэтели в Таллине.
Фильмография
- 1975 — «Бронзовая птица»
- 1977 — «12 стульев»
- 1985 — «Капитан Фракасс»
- 1986 — «И никто на свете...»
- 1988 — «Жил-был Шишлов»
- 1990 — «Возьми меня с собой»
- 1990 — «По 206-й...»
- 1991 — «Небеса обетованные»
Интересные факты
- Прапрадедушка магистра богословия по отцовской линии был деревенским священником.
- Однокурсницей и партнершей артиста со второго курса была Светлана Крючкова, а в театральном общежитии он жил вместе с Александром Абдуловым, семьей Олега Янковского и Анатолием Солоницыным.
- В свое время на актера произвело сильное впечатление знакомство в Пушкинских Горах с выпускником университета еще царской России и глубоко верующим человеком Глебом Лапшиным. Последний не щеголял в разговорах словом «Бог», но жил так, что ему хотелось подражать.
- Отец Олег основал приход Святой Троицы в Москве, служил для русских эмигрантов в Финляндии и выполнял волонтерскую работу в тюрьме города Йыхви.
- Выпускным спектаклем Севастьянова в Школе-студии МХАТ была «Свадьба Кречинского» по комедии Александра Сухово-Кобылина, где он, по словам восторженных зрителей, образовал блистательный дуэт с Борисом Борисовым.