Биография
Художник Виктор Борисов-Мусатов прожил недолгую и омраченную болезнями жизнь. Однако живописец, которого называют певцом «дворянских гнезд», смог создать собственный стиль на стыке символизма и модерна и написать производящие сильное впечатление картины в бытовом жанре, пейзажи и портреты.
Детство и юность
Будущий художник родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове. Сильнейший толчок к развитию Саратовской губернии дало строительство летом 1871 года железной дороги Саратов — Тамбов, соединившей нижневолжский город с Москвой, Санкт-Петербургом и портами Балтийского моря. Именно на железной дороге служил отец Виктора Эльпидифор Борисович Мусатов, родившийся крепостным крестьянином, но после реформы 1861 года приписавшийся к мещанскому сословию. Двойной фамилией художник начал подписывать работы во время учебы в Санкт-Петербурге, образовав первую ее часть от имени горячо любимого деда Бориса.
В 3 года Витя во время игры упал со скамейки и сильно повредил позвоночник. У мальчика начал расти горб. В течение всей последующей жизни уроженец Саратова предпочитал фотографироваться в одиночестве и сидя — в такой позе его маленький рост и дефект фигуры были почти незаметны.
В 6 лет мальчик, неспособный составить компанию сверстникам в играх и проказах и стесняющийся своего уродства, начал рисовать. Первым наставником Мусатова в живописи стал учитель рисования Саратовского первого Александро-Мариинского мужского реального училища Федор Васильев, на смену которому пришел молодой живописец и педагог, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств Василий Коновалов.
В 14 лет Виктор покинул училище, но занятия живописью продолжил в 2-классной рисовальной школе художника Ивана Ананьева, а в 16 создал первое из своих известных полотен — «Окно», на котором бурная растительность, вьющаяся по стене дома, контрастирует с черным зияющим оконным проемом.
В 1890 году Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако уровень обучения в Белокаменной юношу не удовлетворил, и через год он уже был вольнослушателем Санкт-Петербургской академии художеств, где его наставником оказался Павел Чистяков.
Среди педагогов Борисова-Мусатова также можно назвать Василия Поленова, у которого он занимался, вернувшись в Москву (от сырого и ветреного климата в Санкт-Петербурге у Виктора начала мучительно болеть травмированная в детстве спина). В 1892–1894 годах саратовский живописец, находясь во Франции, занимался в студии Фернана Кормона.
Живопись
Картины Борисова-Мусатова часто называют элегиями. Основной мотив его полотен — девушки, прогуливающиеся на фоне старинных усадеб. В ностальгическом отражении минувших эпох художник пытался абстрагироваться от своей бедности и мучивших его болей, страдания от которых так точно переданы на автопортрете 1904-1905 годов, от неумолимо наступающих реалий жестокого XX века. Но тревожное состояние автора все равно порой прорывалось на его полотна — такова одна из его самых знаменитых картин — «Призраки».
В отличие от Константина Сомова, Борисов-Мусатов не пытался тщательно прорисовать лица дам, их одеяния и окружающую обстановку. Например, в картине «Весна», сейчас находящейся в Государственном Русском музее, девушка, гуляющая по цветущему саду, изображена со спины.
В XXI веке полотна «саратовского чародея» продаются на аукционах по высоким ценам. Рекордная сумма ($ 1,3 млн) была уплачена в 2006 году за картину Виктора Эльпидифоровича «Последний день», написанную в 1903-м.
Личная жизнь
Короткое счастье в личной жизни Виктор обрел с художницей Еленой Владимировной Александровой, которая отклонила первое предложение руки и сердца Борисова-Мусатова, но приняла второе. В декабре 1904 года жена родила живописцу дочь Марианну.
Художник был очень дружен с еще одной Еленой — своей родной сестрой. Обеих любимых женщин Виктор изобразил на полотне «Водоем». Елена Мусатова запечатлена также на картине брата «Автопортрет с сестрой».
Другом и платонической музой Виктора Эльпидифоровича была также жена офицера и литератора Владимира Станюковича Надежда Станюкович, которая скончалась в августе 1905 года в клинике для душевнобольных на руках у художника. После смерти дамы, вдохновлявшей его на создание картин, Борисов-Мусатов написал полотно «Реквием», на котором трижды отразил лик Надежды.
Смерть
Виктор Эльпидифорович ненадолго пережил свою музу, уйдя из жизни 26 октября (8 ноября) 1905 года.
По одной из версий, причиной смерти художника стала простуда, полученная им при попытке спасения тонущего подростка. И хотя это было всего лишь красивой легендой, на могиле живописца в 1910 году скульптор Александр Матвеев установил надгробный памятник в виде мертвого отрока. В память о художнике с израненной душой место его захоронения в Тарусе называется Мусатовским косогором.
Картины
- 1894 — «Майские цветы»
- 1897 — «Агава»
- 1898 — «Автопортрет с сестрой»
- 1900 — «Встреча у колонны»
- 1901 — «Дафнис и Хлоя»
- 1901 — «Гобелен»
- 1901 — «Весна»
- 1902 — «Водоём»
- 1903 — «Призраки»
- 1903-1904 — «Изумрудное ожерелье»
- 1904-1905 — «Автопортрет»
- 1905 — «Осенняя песнь»
- 1905 — «Реквием»
Интересные факты
- Через 8 дней после Виктора Мусатова в Симбирске родился Владимир Ульянов (Ленин), а ровно за 8 лет до живописца — Петр Столыпин.
- Редкое имя отца художника совпадает с названием класса вспомогательных и десантных кораблей Российской империи.
- В судьбе уроженца Саратова есть много параллелей с биографией его современника — французского постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека, травмировавшегося в 14 лет при падении со стула.
- 21 мая 2023 года состоялась премьера мини-сериала Олега Гусева «Арт и Факт», рассказавшего о биографиях и наиболее значимых полотнах русских художников, творивших на рубеже XIX и XX веков: Василия Перова, Михаила Врубеля, Ивана Шишкина и Виктора Борисова-Мусатова. В автора картин «Призраки» и «Осенний мотив» в альманахе перевоплотился актер Владислав Комаров, который на момент съемок был на 20 лет старше, чем Виктор Эльпидифорович в год смерти.