Биография
Голду Меир называют матерью всех евреев. Биография и личная жизнь женщины, ставшей премьер-министром Израиля, полна парадоксов и противоречий: в молодости Голде довелось работать поваром, кассиром и прачкой; будучи убежденной сионисткой, дама не исповедовала иудаизм и охотно угощалась некошерной едой; на пороге 50-летия она пережила временный паралич, после которого, выкуривая по пачке сигарет в день, насыщенно прожила еще свыше трех десятилетий.
Детство и юность
Будущая железная леди Ближнего Востока родилась 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1898 года в Киеве. Девичья фамилия Меир — Мабович.
Детство Голды, названной в честь прабабушки, прошло на грани бедности и нищеты. В мемуарах уроженка Киева писала, как завидовала младшей сестре Ципке, которой мать отдала последнюю ложку каши. Из восьми детей, родившихся у плотника Моисея Мабовича и его жены Блюмы, младенчество смогли пережить лишь трое. Относительное облегчение для семьи наступило, лишь когда мать в качестве кормилицы наняли более обеспеченные соседи. Кроме того, Мабовичи, как и другие евреи, жили в постоянном ожидании погромов.
В 1903 году Моисей отвез жену с детьми к ее родителям в Пинск и в поисках лучшей доли уехал в США. Воссоединиться семье удалось лишь через 3 года в американском городе Милуоки. Отец нашел работу в железнодорожном депо, мать открыла бакалейную лавку. В Западном полушарии немного изменились имена членов семьи. Моисей стал Моррисом, Ципка — Кларой, а Голда, ставшая лучшей ученицей в классе, — Голди.
В 14 лет будущая глава Израиля впервые посетила собрание сионистского кружка. Это произошло с подачи старшей сестры Шейны, которая имела на Голду большое влияние, поскольку еще во время жизни в Пинске научила ее совершать арифметические действия, читать и писать на идише.
Родители не планировали давать дочерям какое-либо образование помимо неполного школьного. Голду отец с матерью собирались выдать за 30-летнего торговца недвижимостью. Непокорная дочь сбежала в Денвер к Шейне, уже жившей там с мужем Шамаем, и продолжила учебу, по вечерам помогая в химчистке зятя. В административном штате Колорадо девушка познакомилась с будущим мужем — иммигрантом из Литвы Моррисом Меерсоном, именно от его фамилии впоследствии образовался псевдоним Меир, под которым уроженка Киева стала известна во всем мире.
Через два года Голда помирилась с родителями, на время рассталась с женихом, вернулась в Милуоки и продолжила образование в Нормальной учительской школе (аналоге педучилища).
В конце 1917 года девушка вышла замуж за приехавшего к ней Морриса. Он работал маляром, а она библиотекарем. Накопив денег, молодожены по настоянию Голды уехали в Палестину. Через Неаполь Меерсоны доплыли на пароходе до Александрии, а оттуда поездом добрались до Тель-Авива. Путешествие заняло полтора месяца.
На Земле обетованной Моррис начал работать бухгалтером, а Голда — преподавать английский язык. Однако мечтой молодой сионистки была жизнь в кибуце, и с сентября 1921-го по 1924 год супруги прожили в Мерхавии — коммуне в Изреельской долине. Голда чувствовала себя в кибуце как рыба в воде и с радостью исполняла обязанности кухарки, а Морриса тяготило отсутствие у членов общины тяги к искусству и музыке. Молодой мужчина заболел малярией, и ради здоровья супруга и будущих детей уроженка Киева согласилась переехать сперва к сестре Шейне в Тель-Авив, а затем в Иерусалим. Именно в этот период биографии Голде довелось работать няней, кассиром и прачкой.
Политическая карьера Голды Меир
Стремление уроженки Киева к общественной работе начало реализовываться в 1928 году в рамках Гистадрута (объединения профсоюзов). Сперва Голду избрали исполнительным секретарем женского совета организации, затем направили в качестве эмиссара в США для агитации за репатриации и сбора пожертвований и в Швейцарию на Всемирный сионистский конгресс. В 1934-м Меерсон вошла в исполком Гистадрута, в 1935-м — в его секретариат, а в 1937-м возглавила политический совет организации.
В годы холокоста Голда способствовала иммиграции европейских евреев в Палестину — как легальной, выбивая квоты у Великобритании, под чьим протекторатом находилась Земля обетованная, так и нелегальной. «Спасение евреев — это и есть сионизм», — заявила будущая премьер-министр Израиля. В общении с британскими властями Голда ратовала за переговоры и мирное, а не вооруженное сопротивление. Дочь плотника регулярно спорила с мужчинами-политиками, в том числе с Давидом Бен-Гурионом, как о методах борьбы за независимость, так и о минимальных размерах будущего еврейского государства, на которые можно соглашаться.
В мае 1948 года Меерсон была в числе политиков, подписавших Декларацию независимости Израиля. Советский Союз в лице Иосифа Сталина поддерживал появление на карте мира нового государства и стал второй страной (после Гватемалы), признавшей его суверенитет. Голда была назначена первым послом Израиля в СССР. По совету жены Вячеслава Молотова — этнической еврейки Полины Жемчуговой — Меерсон встретилась с советскими евреями в московской синагоге в конце сентября 1948 года. Также Голда разослала в еврейские общины СССР информационные бюллетени об Израиле.
Советские власти отрицательно восприняли деятельность посла, официально заявив, что новое ближневосточное государство нужно евреям буржуазных стран, где они испытывают угнетение, а в СССР бывшие иудеи — часть многонационального советского народа и с Израилем не имеют ничего общего. В феврале 1949-го Голду отозвали из Москвы и назначили министром труда, а советским евреям ее активность аукнулась массовыми репрессиями, борьбой с «безродными космополитами» и подавлением национальной культуры.
Кипучая энергия Меерсон пригодилась на новом посту: при помощи выпуска облигаций в Израиле были осуществлены массовое возведение жилья для репатриантов, озеленение и строительство дорог. В начале 50-х годов в молодом государстве было введено всеобщее национальное страхование, законодательно установлены 8-часовой рабочий день и оплачиваемый отпуск. Сама дама-министр работала почти круглосуточно, прерываясь только на 5-часовой сон. Во внутренней политике Голда исходила из тезиса:
«В процветающей стране не должно быть островов нищеты».
В 1956 году по настоянию Бен-Гуриона женщина ивритизировала фамилию, став Голдой Меир, и заняла пост министра иностранных дел. Хотя уроженка Киева тяготилась новым назначением, она сделала для Израиля много полезного: добилась поставки стране американского оружия, реализовывала во внешней политике «доктрину периферии» — выстраивание связей с наиболее близкими неарабскими странами региона: Турцией, Эфиопией и Ираном, наладила сотрудничество с обретавшими независимость странами Африки. В 1964 году благодаря усилиям Голды Израиль стал ассоциированным членом Европейского экономического сообщества (ЕЭС).
Премьер-министр
В марте 1969 года Голда Меир возглавила правительство, став третьей в истории женщиной, занявшей пост премьер-министра. К 1973 году уровень поддержки дамы-политика составлял 73 %.
Меир, в отличие от предшественников, сделала гласной борьбу за право репатриации советских евреев. После теракта против членов делегации Израиля на Олимпиаде в Мюнхене Голда объявила о начале планомерной борьбы с террором.
На период премьерства уроженки Киева пришлась «война Судного дня» — вооруженный конфликт между еврейским государством и коалицией арабских стран в октябре 1973 года, в ходе которого Израиль, по оценке ряда экспертов, был готов применить атомную бомбу.
Самой сильной страной противников Израиля — Египтом — в это время руководил Анвар Садат, в 1979-м подписавший с еврейским государством мир в обмен на Синайский полуостров. Фактически за арабами в ходе войны стоял Советский Союз, возглавляемый Леонидом Брежневым.
Весной 1974 года Меир подала в отставку. В 1975-м «израильской Маргарет Тэтчер» присудили премию Израиля за заслуги перед государством и обществом.
Личная жизнь
Личную жизнь Голды нельзя назвать очень счастливой. Женщина прервала первую беременность, чтобы воплотить мечту о репатриации, реализовать которую было бы почти невозможно с ребенком на руках. Мать всех евреев не смогла уделять в детстве много внимания своим отпрыскам — Менахему, родившемуся в 1924-м, и Саре, появившейся на свет двумя годами позже. Как подтверждают фото, во внешности и имидже Голды уже к 30 годам начали проявляться черты бабушки. Идея женщины усыновить еврейского ребенка, родители которого погибли во время холокоста, осталась нереализованной.
Отношения Голды с мужем постепенно разладились, и с 30-х годов супруги жили порознь, хотя и не расторгали брак до кончины Морриса. Оппоненты приписывали «израильской Жанне д’Арк» романы со многими политиками и называли женщину «Голда-матрас». Подтверждены нежные отношения уроженки Киева с Давидом Ремезом и Залманом Шазаром (Шнеуром Залманом Рубашовым), который впоследствии, будучи президентом Израиля, приводил ее к присяге в качестве премьер-министра. Моррис и Ремез скончались в 1951 году с разницей в пару недель.
Дочь сына — Меиру Меерсон — Голда не любила, а когда у девочки обнаружили синдром Дауна в слабой форме, настаивала на помещении внучки в психиатрическую больницу. Единственным потомком, с которым у дамы-политика сложились теплые отношения, был внук Денни.
Политолог Блема Стрейнберг в качестве главных компонентов личности Меир выделила стремление к лидерству и склонность к жалобам, а второстепенных — преданность общему делу. В то же время, уже будучи премьер-министром, Голда была скромна в быту, обходилась двумя платьями, перекусывала вместе с горничной и шофером и могла сама приготовить ужин для гостей.
Смерть Голды Меир
Бабушка Голда, как в Израиле называли уроженку Киева, скончалась 8 декабря 1978 года в отделении гематологии иерусалимского госпиталя Хадасса. Причиной смерти 4-го премьер-министра Израиля стал лейкоз, которым Меир страдала в течение последних 6 лет жизни.
На заупокойной службе по Голде была зачитана цитата из книги дамы-политика «Моя жизнь»:
«Я полагаю, что у нас будет мир с соседями, но уверена, что никто не заключит мир со слабым Израилем».
Меир похоронена на главном национальном кладбище еврейского государства, находящемся на горе Герцля.
Цитаты
- «Моисей водил нас по пустыне 40 лет, чтобы привести к единственному месту на Ближнем Востоке, где нет никакой нефти».
- «Две опасности подстерегают тех из нас, кто появился как новое самостоятельное государство: во-первых, опасность засидеться в прошлом; во-вторых, иллюзия, что политическая независимость немедленно разрешит все наши проблемы».
- «Я усвоила очень важный урок: человек всегда может сделать чуть больше того, что вчера казалось пределом его сил».
- «Это будет великий день, когда арабские фермеры перейдут Иордан не на танках, а на тракторах, и протянут руку дружбы — как фермер фермеру, как человек человеку. Может быть, это и мечта, но я уверена, что в один прекрасный день она сбудется».
Память
- 1977 — Пьеса «Голда». Автор Уильям Гибсон
- 1982 — Фильм «Женщина по имени Голда». Актриса Ингрид Бергман
- 1982 — Книга «Женщина по имени Голда». Автор Майкл Аваллоне
- 1986 — Фильм «Меч Гедеона». Актриса Коллин Дьюхёрст
- 1988 — Книга «Голда: Голда Меир, годы романтики». Автор Ральф Г. Мартин
- 2003 — Пьеса «Балкон Голды». Автор Уильям Гибсон
- 2005 — Фильм «Мюнхен». Актриса Линн Коэн
- 2022 — Фильм «Голда. Судный день». Актриса Хелен Миррен
- Площадь имени Голды Меир в Нью-Йорке (США) и Монтевидео (Уругвай)
- Бульвар Голды Меир в Иерусалиме
- Мост Голды Меир в Берлине
- Улицы Голды Меир в Иерусалиме, Нес-Ционе, Реховоте, Ришон-ле-Ционе, Хадере, Хайфе, Ход-ха-Шароне, Холоне, Киеве, Изюме
- Памятники Голде Меир в Нью-Йорке (США), Монпелье (Франция), Тель-Авиве (Израиль), Ришоне-ле-Цион (Израиль), Кибуц (Израиль)
- Имя Голды Меяр носят центр исполнительских искусств в Тель-Авиве, международный учебный центр в Хайфе, библиотека Университета Висконсина в Милуоки, центр политических наук Колледжа штата Колорадо
Интересные факты
- Израильский политик Абба Эвен иронично замечал, что Голда Меир знает на иврите всего 5 сотен слов, а использует не больше двухсот.
- Поговаривают, что книга — биография Голды, мгновенно ставшая бестселлером, написана ее секретарем Риной Самуэльс.
- В феврале 2023 года на Берлинском кинофестивале состоялась премьера биографической драмы Гая Наттива «Голда. Судный день», в которой в заглавную героиню перевоплотилась британская актриса Хелен Миррен. Образ Генри Киссинджера в картине создал Лев Шрайбер. В российский прокат фильм вышел в сентябре, открыв VIII Международный еврейский кинофестиваль в Москве.