Биография
Американскому фантасту Уильяму Гибсону приписывают рождение новаторского жанра научной фантастики, известного как киберпанк. И не удивительно: еще до того, как в массовой культуре появились понятия «искусственный интеллект», «виртуальная реальность», «киберпространство», писатель уже препарировал их в дебютном романе «Нейромант». Несмотря на то, что с момента выпуска произведения прошло более 30 лет, оно по сей день считается культовым.
Детство и юность
Уильям Форд Гибсон родился 17 марта 1948 года в прибрежном городе Конвей, штат Южная Каролина. Большая часть раннего периода биографии писателя прошла в Уайтвилле, штат Вирджиния.
Отец Уильяма работал менеджером в крупной строительной компании, поэтому Гибсоны часто переезжали. Когда мальчик посещал начальную школу Pines в Норфолке, штат Вирджиния, отец умер – задохнулся во время приема пищи. Спустя несколько дней после случившегося семья вернулась в Уайтвилл. Уильяма отдали в среднюю школу Джорджа Уайта.
Окружение мальчика тяготело к спорту, а он в 12 лет «не хотел ничего больше, кроме как быть писателем-фантастом». Все свободное время Гибсон проводил в комнате, читая книги. Его литературный вкус воспитывали авторы бит-поколения - прозаики Уильям Берроуз и Джек Керуак, поэт Аллен Гинзберг.
За чтением Уильям забывал об уроках. Недовольная его успеваемостью мать пригрозила отправить сына в интернат, на что тот отреагировал с энтузиазмом. В итоге Гибсон оказался в Аризонской школе для мальчиков в Тусоне.
Когда Уильяму Гибсону исполнилось 18 лет, мать умерла. Он бросил школу и отправился путешествовать по Европе, желая погрузиться в контркультуру. В 1967 году писатель переехал в Канаду, чтобы избежать призыва на войну во Вьетнаме. В интервью 2008 года он пояснил, что формально не отклонялся от армии, ему никогда не приходила повестка.
Оставшуюся часть 1960-х годов молодой человек провел в Торонто, затем отправился в тур по европейским странам, в которых сохранился фашистский режим. Гибсон не хотел работать, а потому поступил в Университет Британской Колумбии, чтобы получать стипендию. Образование он завершил в 1977 году.
В студенчестве Уильям познакомился с писателем Джоном Ширли, который убедил юное дарование серьезно отнестись к сочинительству. На тот момент Гибсон уже написал несколько рассказов в стиле научной фантастики. Благодаря Ширли рукописи попали в руки Брюса Стерлинга и Льюиса Шайнера, прославленных американских фантастов. Они пришли в восторг от произведений Гибсона.
Книги
Ранние работы Гибсона, например, рассказ «Осколки голографической розы» (1977), представляют собой истории о влиянии кибернетики на человеческую расу. Темы, развитые в рассказах «Джонни-мнемоник» (1981) и «Сожжение Хром» (1982), легли в основу дебютного романа «Нейромант».
Написав треть романа, Гибсон посмотрел фильм «Бегущий по лезвию» (1982), снятый в жанре киберпанк, и понял, что «Нейроманта» ждет провал по сравнению с этой «поразительно красивой» лентой. Фантаст переписывал книгу 12 раз и был убежден, что после публикации его репутация будет «навсегда опозорена». Однако в итоге из-под пера писателя-новичка вышел канонический киберроман.
«Нейромант» (1984) удостоился премий «Небьюла» и «Хьюго», приза Филипа Дика. В 2005 году журнал Time включил произведение в список 100 лучших англоязычных романов, написанных с 1923 года.
Финальная фраза «Он никогда больше не видел Молли» не давала надежды на продолжение истории о Нейроманте, однако Гибсон взялся за написание романа «Граф Ноль», или «Граф Зеро» (1986). Эти два произведения, а также «Мона Лиза Овердрайв» (1988) составляют первую в библиографии автора трилогию «Киберпространство».
За трилогией последовал роман «Машина различий» (1990), написанный в соавторстве с Брюсом Стерлингом. Писатели внедрили информационные технологии в декорации викторианской Англии XIX века. Книга и сейчас считается яркой представительницей жанра стимпанк.
Одновременно с написанием крупных произведений Гибсон сочинял рассказы, некоторые – в соавторстве с известными фантастами. Так, «Принадлежность» (1981) помог придумать Джон Ширли, «Красную звезду, орбиту зимы» (1983) – Брюс Стерлинг, а «Поединок» (1985) – Майкл Суэнвик.
Вторая гибсоновская серия «Трилогия моста» включает в себя романы «Виртуальный свет» (1993), «Идору» (1996) и «Все вечеринки завтрашнего дня» (1999). Главное зло автор видит не в искусственном интеллекте, а в средствах массовой информации, которые порождают культ знаменитостей и по факту порабощают людей.
После «Трилогии моста» Гибсон начал придерживаться более реалистичного стиля письма и последовательного повествования. В такой манере написаны книги из «Трилогии Бигенда» - «Распознавание образов» (2003), «Страна призраков» (2007) и «Нулевое досье» (2010). Сам Гибсон объединяет эти произведения под названием «Книги о голубых муравьях».
В 2014 году фантаст выпустил роман «Периферийные устройства», История разворачивается в двух эпохах - спустя 30 лет после современности и в далеком будущем. Ее продолжение, уже получившее название «Агентство», должно быть выпущено 2 апреля 2019 года.
Уильям Гибсон известен не только как писатель, но и как сценарист. Его первая работа – сценарий для фантастического фильма «Чужой 3» (1992), немногие элементы которого сохранились в окончательной версии.
Ранее участие Гибсона в киноиндустрии вышло далеко за пределы голливудской системы блокбастеров. В конце 1980-х годов фантаст сотрудничал с казахским режиссером Рашидом Нугмановым над советско-американским фильмом «Цитадель смерти». Главную роль в нем должен был исполнить лидер группы «Кино» Виктор Цой, который в 1990 году погиб в автокатастрофе.
Не сложилось сотрудничество и с японским режиссером Сого Исии в 1991 году. Фильм, над созданием которого корпели мужчины, должен был быть снят в городе-крепости Коулун, однако в 1993 году его снесли. Гибсон – автор сценариев к экранизациям его же произведений «Джонни-мнемоник» (1995), главную роль в котором исполнил Киану Ривз, и «Отель «Новая роза» (1998), в котором сыграли Кристофер Уокен, Уиллем Дефо и Азия Ардженто.
Примечательно, что ключевые романы фантаста так и не были экранизированы. Канадский режиссер Винченцо Натали неоднократно говорил в интервью, что работает над киноверсией «Нейроманта». В главных ролях должны были появиться Хейден Кристенсен и Лив Тайлер, однако проект так и не реализовался. С 2017 года экранизацией занимается Тим Миллер. Ему также принадлежат права на съемку остальных романов трилогии «Киберпространство».
Личная жизнь
Личная жизнь фантаста отчасти покрыта тенью неизвестности.
На закате 1960-х годов, в период уклонения от призыва на войну во Вьетнаме, Уильям Гибсон познакомился с Деборой Жан Томпсон, девушкой из Ванкувера. В 1972 году она стала его женой. Вместе они воспитывали ребенка канадки от первого брака.
Несмотря на продолжительный, крепкий союз, Гибсон ни разу не появлялся с женой на мероприятиях. Более того, в прессе нет ни одного фото избранницы фантаста. Неизвестно также, завели ли супруги еще детей.
Сейчас семья живет в Ванкувере. Гибсон получил гражданство Канады, оставаясь при этом гражданином США.
Уильям Гибсон сейчас
Роман Гибсона «Агентство» - одна из самых ожидаемых книг 2019 года. Говорят, что он является одновременно и приквелом, и сиквелом к «Периферийным устройствам».
События «Агентства» развернутся в том варианте реальности, где победу на президентских выборах США в 2016 году одержала Хиллари Клинтон, а не Дональд Трамп. Иными словами, Гибсону предстоит вернуться в прошлое, чтобы представить альтернативный вариант американского будущего.
Несмотря на преклонный возраст, фантаст надеется превратить «Периферийные устройства» и «Агентство» в очередную трилогию. Информации о том, чему будет посвящен третий роман, пока нет.
Цитаты
«Прислушайся к своему страху. Может быть, он твой единственный друг».
«Мой дорогой папаша всегда говорил: «Когда все вокруг теряют голову, ты просто вспомни, что в фунте как было 20 шиллингов, так и осталось».
«По неисповедимой мудрости господней почти все, что развращает душу, разлагает также и плоть».
«У зависти длинный язык».
Библиография
- 1977 – «Осколки голографической розы»
- 1981 – «Джонни-мнемоник»
- 1982 – «Сожжение Хром»
- 1985 – «Поединок»
- 1990 – «Машина различий»
- 2014 – «Периферийные устройства»
Трилогия «Киберпространство»
- 1984 – «Нейромант»
- 1986 – «Граф Ноль»
- 1988 – «Мона Лиза Овердрайв»
«Трилогия моста»
- 1993 – «Виртуальный свет»
- 1996 – «Идору»
- 1999 – «Все вечеринки завтрашнего дня»
«Трилогия Бигенда»
- 2003 – «Распознавание образов»
- 2007 – «Страна призраков»
- 2010 – «Нулевое досье»