Биография
Джек Керуак (Жан-Луи Лебри де Керуак) – американский писатель, основатель бит-течения, наибольшую популярность получивший после выпуска романов «В дороге» и «Бродяги Дхармы». На творчество Керуака опирались Том Роббинс, Ричард Бротиган, Хантер Томпсон, Кен Кизи, Уильям Гибсон, Боб Дилан.
Детство и юность
Джек родился в американском городе Лоуэлле, что находится в штате Массачусетс. Родители мальчика – Лео-Алсид Керуак и Габриэль-Анж Левек – были франко-американо-бретонского происхождения, прибыли в США из канадского Квебека, придерживались католической веры. Отец содержал частную типографию, увлекался скачками и общением с друзьями в баре, мать работала на фабрике и слыла властной женщиной.
Джек стал третьим ребенком в семье. В детстве мальчик пережил потерю старшего брата Жерара, которому впоследствии посвятил книгу «Видения Жерара». По примеру отца, выпускавшего бюллетень «Прожектор», Джек со временем наладил выпуск собственной спортивной газеты, которую распространял среди знакомых.
Керуак-младший рос спортивным мальчиком, увлекался футболом. Участие в играх местной футбольной команды позволило юноше получить стипендию в Бостонском колледже, а затем и Колумбийском университете в Нью-Йорке. В вузе молодой человек познакомился с Алленом Гинзбергом, Люсьеном Карром, Нилом Кэссиди и Уильямом Берроузом.
Постепенно взгляды на жизнь у Джека начали меняться. Спорам с футбольным тренером поспособствовал перелом ноги. Юношу лишили стипендии и в 1942 году, будучи студентом второго курса, Керуак ушел служить в торговый флот, а через год стал матросом ВМФ США. Участвовать во Второй Мировой войне будущему писателю не пришлось – Керуак отказывался убивать людей, поэтому был списан по психологическим показаниям.
Литература
В 1944 голу Джек вернулся в университет, где осознанно занялся литературой. Помимо учебы, Керуак стал участником вечеринок богемы, где не только обсуждались творческие планы каждого из друзей, но и в неумеренном количестве употреблялись наркотические средства и алкоголь. Постепенно в круге молодых литераторов сформировалось понятие хипстера – естественного человека, которого они противопоставляли мировоззрению американских обывателей – скауэров, опирающихся на конформизм и консьюмеризм.
Молодые литераторы вели свободный образ жизни, нередко становились участниками криминальных разборок. Во время драки Люсьеном Карром был убит Дэвид Каммерер. Керуак и Берроуз помогли своему другу избавиться от улик и сами чуть не попали за решетку. Чтобы освободить студентов, за Берроуза залог внесли родственники, а за Джека – родители девушки, с которой писатель тогда встречался. Впоследствии приятели создадут детективный роман «И бегемоты сварились в своих бассейнах», где опишут события этого дела. Но книга увидит свет только в 2008 году.
Друзья часто отправлялись в плавание по всему миру. Помимо участия в вечеринках, Керуак начал поиски учения, близкого ему по духу. Опору Керуак нашел в буддизме, с которым познакомился, прочитав творение Дуайта Годдарда «Буддистская Библия» в библиотеке Сан-Хосе.
Во второй половине 40-х Джек начал работу над книгой «Городок и Город», которую выпустил в 1950 году. Литературный стиль произведения оказался близок к стилю Томаса Вулфа. Следующее произведение – роман «В дороге», признанный «библией» бит-движения, появится на прилавках только в 1957 году. Книгу литератор написал за три недели, находясь под воздействием бензедрина и кофеина.
В сюжете Керуак описал события собственной биографии от лица главного героя Сэла Пэрэдайза. По содержанию книга напоминала современный вариант «Приключений Гекльберри Финна», стилистика повествования была приближена к роману потока сознания.
Сам Керуак сравнивал книгу с непрерывным течением джазовой импровизации. Даже рукопись литератор склеил в один непрерывный свиток длиной 36 метров. Выпустить роман решилось только одно издательство – Viking Press. Литературные критики восприняли произведение Керуака неоднозначно. Хвалебные рецензии появились только в издании The New York Times. Это не помешало Керуаку получить титул «короля бит-поколения».
Роман быстро разобрали на цитаты. Фразы «Вы, парни, куда-то едете или просто едете?», «Мы не поняли вопроса, а это был чертовски хороший вопрос», «Они скрепили свои отношения неразрывными, дьявольскими узами круглосуточных разговоров», «Каждый человек – это кайф, старина!» заучивались друзьями Керуака наизусть.
На волне успеха среди соратников Джек создает романы «Подземные» и «Бродяги Дхармы», второй из которых стал своеобразным продолжением нашумевшей книги «В дороге». В «Бродягах» Керуак попытался изложить собственное видение буддизма, за что был раскритикован теоретиками этого духовного движения. Джек тяжело воспринял негативные отзывы и отказался от идей буддизма.
В 1959 году издаются еще три произведения автора, написанные в течение 50-х годов во время путешествий по миру: «Доктор Сакс», в котором описывает потусторонние видения мира вампиров, «Мэгги Кэсседи» о первой школьной любви и «Блюзы Мехико».
Постоянное употребление наркотиков и алкоголя постепенно расшатывает здоровье и психику писателя. Отчаяние и депрессия начинают преследовать Керуака, появляются проблемы с сердечно-сосудистой системой, свертываемостью крови.
В 1960 году к выпуску готовятся произведения Керуака «Книга снов», «Тристесса», «Видения Коди», «Писание золотой вечности» и «Одинокий странник». Через год в печать попадает повесть «Погадай на ромашке». С середины 60-х годов издаются книги «Ангелы опустошения», «Сатори в Париже», «Суета Дулуоза». Но прежнего успеха эти произведения уже не приносят писателю.
Многие книги автора увидели свет только после гибели Керуака. В 1962 году был напечатан роман «Биг-Сур» о жизни героя на побережье Калифорнии в самодельной хижине, вдалеке от соблазнов цивилизации. Не сумев найти гармонию внутри себя, герой срывается и уезжает в город, где начинаются бесконечные вечеринки. Содержание вновь оказалось автобиографичным – Керуак описал собственный опыт пребывания на лоне природы, который предпринял летом 1960 года вместе с другом, поэтом Лоуренсом Ферлингетти.
В 2011 году издатели решаются на выпуск одной из первых книг Керуака – романа 1942 года «Море – мой брат». Сам писатель критично относился к тексту произведения и не отдавал рукопись в печать.
Имя Керуака запечатлено и в кинематографе. В 2012 году режиссер Вальтер Саллес снял полнометражную картину «На дороге» («В дороге») по одноименному роману писателя. Главные роли в фильме исполнили Сэм Райли, Гаррет Хедлунд, Кристен Стюарт, Кирстен Данст и Эми Адамс. Премьера кинокартины состоялась на Каннском фестивале и была номинирована на Золотую пальмовую ветвь в категории «лучшая режиссура».
Личная жизнь
Джек Керуак с молодости не придерживался принципов традиционной морали, поэтому не стремился к супружеству. Нередко литератора сопровождали девушки легкого поведения. Писателю даже приписывают гомосексуальные связи. Тем не менее, Джек Керуак три раза соединял себя узами брака.
Первый раз писатель женился на подруге Эди Паркер, родители которой освободили молодого человека в 1950 году из тюрьмы, внеся за него залог. Но уже через два месяца после свадьбы молодые подали на развод.
Следующей женой Керуака стала вдова друга писателя – хипстера Билла Каннастроя, который, находясь в наркотическом опьянении, вышел на ходу из вагона метро. Ко времени свадьбы девушка уже была беременна от Керуака и вскоре родила дочь. Джек не захотел признавать ребенка, и спустя шесть месяцев после заключения брака последовало расставание.
Третьей женой писателя стала Стелла Сампас, с которой Керуак оформил отношения в 1966 году. Через год молодые перебрались в родной город литератора, где поселились вместе с матерью Керуака. Джек уже был очень болен, но это не помешало в 1968 году предпринять попытку переезда в Сент-Питерсберг.
Смерть
В конце октября 1969 года Джек Керуак почувствовал себя плохо. Писателя доставили в госпиталь Сент-Питерсберга, где провели ряд операций на кровеносных сосудах.
Потребовалось несколько сеансов переливания крови, так как у пациента открылось обширное желудочное кровотечение. Спустя сутки Керуак впал в кому и, не приходя в сознание, скончался 21 октября. Похороны литератора состоялись в Лоуэлле.
Библиография
- 1950 – «Городок и город»
- 1957 – «В дороге»
- 1958 – «Подземные»
- 1958 – «Бродяги Дхармы»
- 1952 – «Доктор Сакс»
- 1959 – «Мэгги Кэсседи»
- 1959 – «Блюзы Мехико»
- 1960 – «Книга снов»
- 1960 – «Одинокий странник»
- 1961 – «Погадай на ромашке»
- 1962 – «Биг-Сур»
- 1963 – «Видения Жерара»
- 1965 – «Ангелы опустошения»
- 1966 – «Сатори в Париже»
- 1968 – «Суета Дулуоза»
- 2011 – «Море — мой брат»