Биография
Наргиса Абдуллаева осмелилась приехать в Москву, несмотря на предостережения, что там ей будут предлагать роли чеченок, дагестанок, а в лучшем случае — узбечек или таджичек-террористок. Бывшая ведущая актриса известного на весь мир ташкентского театра «Ильхом» в поисках любой возможности заниматься любимым делом вкалывала на нескольких работах: была продавцом, уборщицей и администратором и сорвала спину, таская мешки в магазине комбикорма.
Детство и юность
2 октября 1981 года в узбекском городе Бекабаде в семье музыканта и врача Абдуллаевых родился четвертый ребенок, дочь Наргиса (Наргис).
Актриса, режиссер, продюсер и драматург раньше активно делилась с подписчиками историями из детства, публикуя их в виде «Большого рассказа маленькой девочки». Там автор, например, вспоминала, как мама уходила на работу и с уговорами оставляла ее у бабушки или как однажды старшие брат и сестра Тахмина недоглядели за ней, и она упала, ударившись головой об пол.
Ее бабушка и дедушка по отцовской линии прошли две войны, геноцид еврейского народа (будущую жену Евгению Друкер Яков Абдуллаев спас из еврейского лагеря) и подарили жизнь четырем сыновьям, но прожили недолго и не дождались ее, а бабушка и дедушка Алим со стороны матери стали жертвами Большого террора. Необычную внешность знаменитость унаследовала от прабабушки Фати — Наргиса Абдуллаева была «самой чернопопой и черноволосой» среди всех своих родственников.
В восемь лет девочка потеряла отца Анвара, который учил ее читать, писать, обниматься, есть выжарки из бараньего курдюка, белый букинский хлеб с колбасой и конфеты, играть на инструментах и защищаться от обидчиков, брал с собой в гараж и возил на автобазу, в ближние рейсы и на объекты:
«Он освобождал меня, как принцессу из заточения, со второго этажа в музыкальном классе, когда училка по скрипке заперла меня там в наказание за невыученную пьеску и забыла обо мне. В темноте папа сиплым голосом (у него повредились связки во время операции по удалению гланд) говорил: “Наги, доча, кыса, прыгни, кызым, я тебя поймаю. Брось валенки и шубу, а потом сама прыгай”».
По окончании девятого класса средней школы № 10 имени Михаила Ломоносова девушка поступила в музыкальное училище и вечернюю школу, а потом уехала в Ташкент, где связала биографию со Школой-студией драматического искусства при театре Марка Вайля «Ильхом».
Театр
На сцену театра «Ильхом», в труппе которого она состояла до 2012-го, Абдуллаева вышла в юном возрасте:
«Чтобы выжить, я мыла окна, стирала белье, время от времени мыла полы в нашем театре и подрабатывала билетершей. Но еще в первый год учебы — это было в 2000 году — сыграла в спектакле “Белый белый черный аист”. До него я участвовала в “Рождественских встречах”. Там у меня было две роли: кузнечика и снежинки-негритянки, которая родилась на химическом заводе».
Карьера талантливой девушки пошла вверх: она выросла в главную звезду театра и стала надеждой Марка Вайля, ездила на зарубежные гастроли и получала предложения от российских кинорежиссеров. Но в один момент все рухнуло: сначала убили ее мастера — художественного руководителя театра, а потом заболела мама. Последней нужно было сменить климат, и так Наргиса оказалась на своей исторической родине, в Крыму, но пробыла там всего год из-за того, что для нее не нашлось места в русском академическом, крымскотатарском и украинском театрах.
Актриса приехала в Москву, встретившую ее неприветливо:
«Сложность была в том, что я хотела работать по профессии, но поиски работы и кастинги занимали много времени. Да и участие в кастинге не гарантировало, что тебя возьмут на роль. Также на прослушивания надо было приходить с партнером, а для этого был нужен знакомый артист со свободным временем. В театры меня не брали из-за неславянской внешности».
Абдуллаева трудилась оператором кол-центра в косметической компании, администратором в отеле и салоне красоты, кассиром в магазине, официанткой, уборщицей, домработницей и чуть не загремела в ночной клуб, где оказывались услуги интимного характера.
Наконец, в 2014-м Наргису пригласили на прослушивание в «Театр.doc», где она поведала Михаилу Угарову самую страшную историю из жизни. В ответ тот окрестил ее сумасшедшей и заявил, что не знает, что с ней делать, но другой режиссер, Анастасия Патлай, рассказав о театральном прошлом Абуллаевой, отметила, что она многое может дать театру. Этот разговор закончился тем, что артистка попала в документальный проект «Вне театра/А что, если я не буду?».
Потом уроженка Узбекистана пробилась в Московский театр кукол, где ей доверили главную роль в спектакле «Африка». Постепенно Абдуллаеву стали задействовать и в других постановках, а благодаря усилиям агента она начала сниматься в кино по приглашению.
Лучшая ученица Марка Вайля сотрудничала с детским театром «Снарк», была педагогом и режиссером интегрированного театра-студии «Круг II» и детской театральной студии «Дети райка», готовила абитуриентов к поступлению в театральные вузы, устраивала мастер-классы, запускала авторские курсы, организовывала фестивали, творческие вечера и так далее.
Наргиса Абдуллаева в кино
В фильмографии Абдуллаевой узбекские фильмы («И это рай?», «Патриоты», «Прости») соседствуют с российскими сериалами («Салам Масква», «Идеальная семья», «Марлен»). А короткометражка «Три дня Клары Грачевой» принесла ей диплом Международного студенческого фестиваля ВГИК.
В 2013-м свет увидела драма «Иван сын Амира», собравшая целую коллекцию кинонаград — от приза Международного кинофестиваля в Монреале до сразу трех призов «Духа огня». Следующие полнометражные работы с участием актрисы — «Продукты 24» и «Сказки Гофмана» — вышли на экраны спустя почти десятилетие.
Личная жизнь
Что касается личной жизни, то на персональной странице в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) Наргиса Абдуллаева (рост 165 см), у которой сейчас подрастает сын Володя, ограничилась лаконичной фразой «В разводе».
Там же она публиковала свои фотографии и размышления о мужчинах, подчеркивая, что те часто соперничали с ней, особенно в профессиональной сфере. Некоторые из них играли роль пытливых героев-соблазнителей, набирающихся опыта в области обольщения представительниц противоположного пола, но, как только перед ними оказывалась труднодоступная женщина, их интерес утекал в «сточную ментальную канаву».
Наргиса Абдуллаева сейчас
В марте 2024-го Наргиса Анваровна вернулась из Крыма, где жила последние два года, заведовала театром «Действие» и детской студией «Вдохновение» при нем. При этом она напомнила подписчикам, что умеет создавать и воплощать персонажей в кино и театре, писать пьесы и сценарии, ставить спектакли, вести мотивационные тренинги, семинары, мастер-классы и лаборатории по театральным дисциплинам, руководить театральными студиями, организовывать фестивали и курировать площадки.
Той же весной актриса принимала поздравления с премьерой фильма «Сказки Гофмана», где хоть и была очередной узбечкой, но уже не в эпизоде, а в роли второго плана.
Фильмография
- 2011 — «Патриоты»
- 2012 — «Салам Масква»
- 2014 — «Иван сын Амира»
- 2019 — «Мама Лора»
- 2020 — «Идеальная семья»
- 2020 — «Ищейка»
- 2021 — «Марлен»
- 2021 — «Ваша честь»
- 2022 — «Продукты 24»
- 2024 — «Сказки Гофмана»
Интересные факты
- Узбекскую актрису увлекают движение тел, объектов, предметов, поездов, самолетов, Милорад Павич, собственные песни, стихи и проза, леса, горы и моря, а ее мир устроен так: если в ее жизни есть театр, сцена, роли, спектакли, то она живет, если нет — гибнет.
- Для Абдуллаевой как для человека с интенсивным самолюбованием сложно и болезненно учитывать потребности и чувства товарищей по разуму. По мнению женщины, причины этого могут крыться в том, что она родилась в год Петуха, или в том, что в ее семье никогда не учитывалось ее мнение.
- Любимый режиссер Наргисы Анваровны — Овлякули Ходжакули, музыкант — Том Уэйтс, автор — Юкио Мисима.
- Артистка может приготовить блюда восточной (крымскотатарской и узбекской) и еврейской кухни.
- В 2021 году в лонг-лист премии «Золотая маска» вошел спектакль «Театра.doc» «Я и Фрида» с пометкой: «Особо отметить актерскую работу Наргисы Абдуллаевой».