Биография
Жан Альфред Виллен-Маре — знаменитый французский актер, который наряду с Аленом Делоном и Жераром Филипом вошел в историю как один из самых красивых исполнителей ярких киноролей. Обаятельный и харизматичный, этот артист успел за годы карьеры предстать перед зрителями в ряде незабываемых характерных образов. Но на этом таланты знаменитости не ограничивались — в биографии Маре нашлось место не только знаковым работам на экране, но и достижениям в других отраслях искусства.
Детство и юность
Жанно, как артиста звали дома, родился 11 декабря 1913-го в Шербуре во Франции в семье ветеринара Альфреда Виллена-Маре и Элин Мари Вассорд. Но отца мальчик почти не помнил: Жану исполнился только год, когда родителя призвали на Первую мировую войну, а по возвращении через четыре года Альфред прожил с Элин недолго, и пара развелась.
С мамой актер пребывал в сложных отношениях: их связывало природное притяжение, но Жан с детства ненавидел род занятий родительницы. Элин Мари считалась красивой женщиной, на которую обращали внимание мужчины. И это обстоятельство помогало даме проворачивать махинации: дело в том, что мать будущего актера оказалась профессиональной воровкой.
В школьные годы Жан, по его же словам, выступал «маленьким чудовищем с лицом ангела»: постоянно дрался и хулиганил, срывал уроки, но учителя все равно любили Маре и многое прощали. Позднее подросток стал избавляться от собственных пороков, а в 15 лет бросил школу и пошел работать на завод, затем подмастерьем у фотографа. Юноша нуждался в деньгах для осуществления мечты: с 4 лет грезил профессией киноактера.
Трижды будущий всемирно популярный артист слышал отказы в театральных вузах страны. Однажды Маре вместо ожидаемой похвалы посоветовали лечить нервы, так как его истеричная манера подачи текста никуда не годилась. В итоге в молодости Жан попал на актерские курсы Шарля Дюллена, а в качестве оплаты дорогостоящих занятий задаром трудился статистом в местном театре.
Во время Второй мировой войны уже относительно известный актер ушел в армию. Жан трудился водителем бензовоза и много раз проявил героизм, хотя сам себя героем не считал. Тем не менее Маре неоднократно мужественно проводил машину через заминированное поле и под градом бомб, за что удостоился Военного креста.
Фильмы с Жаном Маре
В первых фильмах Маре появлялся эпизодически. Главный успех француза связан с именем режиссера и сценариста Жана Кокто. Этот дуэт подарил миру такие картины, как «Вечное возвращение», «Красавица и Чудовище», «Ужасные родители» и другие. Большинство совместных работ признаны мировыми шедеврами, но особняком стоит фэнтезийная притча «Орфей», которая в современной форме показывает древнегреческий миф о поэте, спустившемся в ад за возлюбленной.
Жан часто играл в приключенческих фильмах, в них артист представал в амплуа неотразимого и физически крепкого героя. И что важно для женской половины зрителей — неизменно романтичного. Кстати, Маре, как и еще один знаменитый французский актер — Жан-Поль Бельмондо, оказался из немногих, кто выполнял трюки самостоятельно. Француз дрался на шпагах, ездил верхом, выпрыгивал из окон, нырял в воду с мостов.
В частности, ряд трюков артист исполнил в ленте «Граф Монте-Кристо», где сыграл главную роль. В этом фильме, созданном по одноименному роману Александра Дюма, режиссер Робер Верне допустил расхождения с первоисточником. Но это не помешало тому, чтобы зрители полюбили яркую картину с массой захватывающих моментов.
Не меньшую популярность в фильмографии Маре получила картина «Горбун», где Жан также блистал в образе центрального героя. Как и «Граф Монте-Кристо», эта лента раскрыла перед публикой события прошлых столетий, дав актеру примерить на себя исторические костюмы и быть в них весьма органичным. Еще одной экранизацией, ставшей заметной в творчестве француза, оказалась картина «Парижские тайны», где Маре предстал как маркиз Родольф де Самбрёй.
Позднее среди работ Жана появилась неподражаемая комедийная трилогия «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда». Дуэт Маре с Луи де Фюнесом произвел очередной фурор, и по всей Европе люди по многу раз ходили на показ кинокартин, а мальчишки играли в неуловимого преступника. Кстати, Маре представил в проектах сразу две роли — и загадочного разбойника в маске, и журналиста Фандора.
С возрастом Жан снимался меньше. Его большой работой в 80-х можно считать лишь образ Виктора Блеза из «Родственных связей», а в 90-е годы на экраны выходили только модернистская экранизация романа Виктора Гюго «Отверженные» и мелодрама «Ускользающая красота», где ему досталась эпизодическая роль мсье Гийома.
Личная жизнь Жана Маре
О личной жизни Маре не любил говорить. Дело в том, что тот романтический герой, образ которого актер создал на экране, сводил с ума немалое количество женщин, и каждая в мечтах представляла себя «одной единственной» для легендарной звезды. Но на деле Жан оказался гомосексуалистом, хотя несколько раз пытался отойти от нетрадиционной ориентации. Например, во время Второй мировой войны артист сочетался узами брака с актрисой Милой Парели, но через два года развелся. По факту супруги оставались вместе намного меньше.
Также поговаривали о романе Жана с великой актрисой Марлен Дитрих, которая даже прислала тому фотографию с шуточной надписью «Не хочешь ли взять меня замуж?». Но очевидцы утверждали, что это была, скорее, близкая дружба, чем романтические отношения. Собственно, лицедей не особенно стремился скрывать ориентацию, за него это делали менеджеры и продюсеры. Сам же актер не таясь появлялся на людях с другом и спутником жизни, режиссером Жаном Кокто, который открыл талант Маре широкому зрителю.
С Кокто великий француз прожил более 20 лет. Затем у него были десятилетние отношения с танцовщиком Жоржем Райхом. Когда и эта связь прекратила свое существование, Жан Маре решил усыновить ребенка. Впрочем, позднее о своей идее он пожалел. Дело в том, что уже довольно зрелый мужчина взял на воспитание 19-летнего юнца Сержа Айалу, происходившего из бродячих цыган.
Актер мечтал дать юноше образование, развить любовь к изобразительному искусству, интерес к театру. Но Сержа интересовали только любовные похождения с молоденькими девушками, и он тратил довольно внушительные суммы из капитала приемного отца. В итоге молодой человек навсегда исчез из личной жизни Жана Маре и осел где-то в Африке. А артист называл это усыновление «величайшей катастрофой своей жизни».
Смерть
В 1996 году, накануне премьеры шекспировского спектакля «Буря», великий артист попал под проливной дождь. В итоге у него развилось двустороннее воспаление легких. С температурой выше 40 градусов Маре привезли в госпиталь, но через два дня выписали домой. Над собственным состоянием здоровья артист насмехался. Он говорил, что не может позволить себе умереть в тот момент, когда весь Париж оклеен афишами с его изображением, — публика воспримет это как кривляние.
Тем не менее полноценно выкарабкаться из болезни актер так и не сумел. Жан Маре умер 8 ноября 1998 года, не дожив всего месяц до 85-го дня рождения. Причиной смерти стал отек легких.
Преданный делу театра, артист даже собственные похороны сумел превратить в представление. По завещанию на соборной паперти установили гигантское изображение улыбающегося Маре.
Фильмография
- 1946 — «Красавица и чудовище»
- 1949 — «Орфей»
- 1950 — «Чудеса случаются однажды»
- 1954 — «Граф Монте-Кристо»
- 1961 — «Капитан Фракасс»
- 1962 — «Железная маска»
- 1962 — «Парижские тайны»
- 1964 — «Фантомас»
- 1965 — «Фантомас разбушевался»
- 1967 — «Фантомас против Скотланд-Ярда»
- 1970 — «Ослиная шкура»
- 1985 — «Родственные связи»
- 1995 — «Отверженные»
- 1996 — «Ускользающая красота»
Интересные факты
- Работая над созданием фильма «Красавица и Чудовище», Кокто планировал, что Маре в образе Чудовища станет носить голову оленя, тем самым напоминая о древнем божестве Кернунне. Однако актер сумел убедить постановщика, что решение неудачное, и настоял на другом образе. Позже Маре вспоминал, что для нанесения грима требовалось 3 часа ежедневно, а маска зверя вызвала у него экзему. Жану портили жизнь и накладные клыки — из-за них в течение всех съемок француз вынужден был питаться только кашей.
- Костюмы для «Красавицы и Чудовища» шились по заказу в парижском доме мод La maison Paquin, а мужские одежды, в частности, создавал сам Пьер Карден.
- Помимо яркого актерского таланта Маре отличался и иными способностями. Артист великолепно рисовал, писал стихотворения и прозу, но наивысшего успеха, не считая кино и театра, добился в скульптуре. Работы француза считали настоящим искусством признанные мастера и профессиональные критики. Причем Жан не делал свои детища для себя. Ряд произведений актера стали экспонатами музеев, а на Монмартре в Париже установлен бронзовый монумент писателю Марселю Эме, выполненный Маре.