Юлий Харитон

Yuliy Khariton
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
92 года
Дата смерти
18 декабря 1996 г.
Семейное положение
был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (3 голоса)

    Биография

    Ученого-физика Юлия Харитона называли российским Оппенгеймером. По странной иронии судьбы американский и советский руководители атомных проектов родились в один год и, кроме схожих имен, имели одинаковую национальность и много общего в биографиях.

    Детство и юность

    Отец советской ядерной бомбы появился на свет 27 февраля (14 февраля по старому стилю) 1904 года в городе на Неве в семье ассимилированных евреев. Мать, Мирра Яковлевна Буровская, была актрисой, к трехлетнему возрасту сына доросшей до сцен Малого театра и МХАТа. Отец, Борис Иосифович Харитон, трудился редактором газеты «Речь», печатного органа партии кадетов. У Юлия были две единокровные сестры, Лидия и Анна. При рождении младшей из них погибла первая жена Бориса Харитона. Сохранилось детское фото будущего академика с сестрами.

    Ученый-физик Юлий Харитон в молодости
    Ученый-физик Юлий Харитон в молодости / Фото: «ВКонтакте»

    Брак родителей Юлия продлился недолго. Когда мальчику было шесть лет, Мирра Яковлевна поехала на один из европейских курортов поправить здоровье и познакомилась со светилом психологии, последователем Зигмунда Фрейда Максом Эйтингоном. Чувства к психоаналитику оказались настолько сильными, что артистка развелась с мужем, переехала на ПМЖ в Германию и в 1913-м стала женой Макса. В дальнейшем Юлию довелось свидеться с матерью всего два раза.

    Когда Юлию было 18, его отца выслали из пролетарского государства на «философском пароходе» (впоследствии, после присоединения Латвии к СССР, Борис Иосифович был репрессирован и через год скончался в исправительно-трудовом лагере). К моменту высылки журналиста его единственный сын уже был студентом политехнического института и работал в физико-техническом институте под руководством будущего нобелевского лауреата Николая Семенова. Сейчас учреждение, в котором началась научная карьера Харитона, носит имя его учителя, Абрама Федоровича Иоффе. Уже в 1920-м Семенов предсказал, что через лет через пятнадцать Юлий сделает открытие, которому позавидует Альберт Эйнштейн.

    Научная карьера Юлия Харитона

    Научная карьера Харитона развивалась стремительно. В середине 20-х годов уроженец города на Неве стажировался в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, где под руководством Эрнеста Резерфорда и Джеймса Чедвика защитил докторскую диссертацию. Еще до знакомства с Харитоном Резерфорд общался с его американским сверстником Джулиусом Робертом Оппенгеймером и не был впечатлен его способностями. Чедвик впоследствии вместе с Оппенгеймером участвовал в Манхэттенском проекте — процессе создания американской ядерной бомбы.

    Юлий Харитон и Яков Зельдович
    Юлий Харитон и Яков Зельдович / Фото: «Геоэнергетика»

    После возвращения из Великобритании Юлий некоторое время изучал митогенетическое излучение, а с 1931 по 1946 год возглавлял лабораторию взрывчатки в Институте химической физики. Исследования сын журналиста и актрисы совмещал с редактированием физического журнала и преподаванием любимого предмета в вузе.

    Перед началом Великой Отечественной войны Харитон вместе с еще более юным Яковом Зельдовичем (разница в возрасте между учеными составляла 10 лет) впервые рассчитал цепную реакцию деления урана. В первой половине войны Юлий Борисович и его коллеги были сосредоточены на совершенствовании обычных вооружений, но уже в начале 1943 года при Академии наук СССР возникла Лаборатория № 2, целью которой стало создание ядерного оружия. Лабораторию возглавил Игорь Курчатов, а Харитон и Зельдович стали его сотрудниками. Официально должность Юлия Борисовича называлась «главный конструктор».

    После американских ядерных бомбардировок Японии советские работы по созданию атомной бомбы активизировались. К работе были привлечены сильнейшие физики СССР. В 1946-м Харитон стал главным конструктором и научным руководителем КБ-11 в Сарове. Впоследствии это маленький городок, в котором ковался советский ядерный щит, назывался Кремлевым, Арзамасом-75 и Арзамасом-16.

    Юлий Харитон и Игорь Курчатов
    Юлий Харитон и Игорь Курчатов / Фото: «Страна Росатом»

    Коллектив ученых под руководством Харитона смог вначале повторить достижение участников Манхэттенского проекта, а затем превзойти успехи заокеанских коллег. В 1951 году советские ядерщики могли создать вдвое более мощное, чем у американцев, легкое плутониевое устройство.

    В 1946-м Юлий Борисович стал членом-корреспондентом, а в 1953-м — академиком Академии наук СССР. Харитон трижды становился Героем Социалистического Труда и трижды удостаивался Сталинской премии 1-й степени. Советское руководство запретило Юлию Борисовичу летать на самолете и выделило для него персональный вагон, который прикреплялся к хвосту обычного пассажирского состава.

    Личная жизнь

    Счастье в личной жизни Юлий Борисович обрел в молодости, женившись на актрисе ленинградского эстрадно-музыкального театра «Балаганчик» Марии Жуковской. Ради мужа Мария Николаевна рассталась с театральной карьерой, а знания иностранных языков (английского, немецкого и французского) использовала для перевода научных статей и «Журнала экспериментальной и технической физики», в издании которого участвовал Харитон.

    Супруги трепетно относились друг к другу. Юлий называл жену Мусенькой, а она его — Люсенькой. В браке, продлившемся 47 лет, до кончины Марии Николаевны, родилась дочь Таня. Татьяна Юльевна получила историческое образование и работала в Институте проблем передачи информации АН СССР. Внук Харитонова Алексей Семенов стал ученым-микробиологом.

    Юлий Борисович никогда не курил. За столом физик мог выпить две рюмки водки и на этом останавливался.

    Смерть Юлия Харитона

    Начавшаяся при царизме биография Юлия Борисовича завершилась при Борисе Ельцине. Родной город физика, успевший побывать Петроградом и Ленинградом, вновь назывался Санкт-Петербургом. За год до кончины Харитона историческое название вернули и городу, в котором под его руководством была создана советская атомная бомба.

    Вагон Харитона
    Вагон Харитона / Фото: «Страна Росатом»

    Именно там, в Сарове, 18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович. Причины смерти 92-летнего ученого обнародованы не были. Харитона похоронили на Новодевичьем кладбище российской столицы, в могиле, в которой уже покоились его жена, дочь, зять и сватья.

    Именем академика названы улицы в Санкт-Петербурге, Сарове и подмосковном Троицке. 1 сентября 2024 года Первый канал российского телевидения познакомил зрителей с документальным фильмом Галины Григорьевой «Атомная бомба. Личное дело человека Икс».

    Память

    • Улица Харитона в Санкт-Петербурге, Сарове и Троицке.
    • Мемориальный музей-квартира академика Харитона в Сарове.
    • Ежегодная научная конференция школьников России в Сарове — Школьные харитоновские чтения.
    • Бюст Ю. Б. Харитона в Санкт-Петербурге.
    • Скульптура Юлия Борисовича Харитона на Памятнике создателям советского атомного проекта.
    • Мемориальная доска в Москве, Тверская улице, дом № 9.
    • Астероид (9263) Харитон.
    • Почтовая марка России, посвящённая Ю. Б. Харитону.
    • Телесериал «Бомба» (2020 год), актер Андрей Смелов.

    Интересные факты

    • В отрочестве Юлий успел, не прерывая учебу в реальном училище, поработать письмоводителем, учеником механика и монтером.
    • В 1973 году Харитон подписал письмо ученых в газету «Правда», в котором осуждалось поведение академика Андрея Сахарова. В то же время в 1981-м Юлий Борисович просил Юрия Андропова отпустить из Советского Союза невесту пасынка Андрея Дмитриевича, с тем чтобы влюбленные могли воссоединиться.
    • У Харитона было воинское звание генерал-полковника, однако академик узнал о его наличии случайно, обратившись за справкой в военкомат.
    • В 2020-м состоялась премьера сериала Игоря Копылова «Бомба», в котором в Юлия Харитона перевоплотился актер Андрей Смелов.
    • Троюродный брат отчима Юлия Борисовича Наум Эйтингон занимался разработкой операции по ликвидации Льва Троцкого — тогда он работал в органах госбезопасности. Также Эйтингон изучал разведывательные данные по созданию ядерного оружия на должности замначальника отдела «С» НКВД (позже НКГБ) СССР.