Биография
Биография этой удивительной женщины – влиятельнейшей императрицы Российской империи – наполнена радостными событиями и горестными переживаниями. Мария София Фредерика Дагмар пережила двоих возлюбленных: цесаревича Николая Александровича и императора Александра III, а также узнала о расстреле собственного сына Николая II и всей царской семьи.
Детство и юность
26 ноября 1847 года в особняке Bergum, находящемся в Копенгагене, у датского короля Кристиана IX и его супруги Луизы Гессен-Кассельской родилась девочка Мария София, ставшая второй из трех дочерей (всего в семье было шестеро детей). К сожалению, о детстве и юности Дагмар не так много информации. Известно, что девочка была любимицей в доме, хотя не отличалась блестящим умом и исключительной красотой, однако в силу врожденного очарования могла понравиться практически каждому.
Юная Дагмар обожала музицировать на фортепиано и читать классическую литературу. Любимой писательницей принцессы была французская романистка Жорж Санд, сочинявшая философские рассказы о тяжести женской судьбы. С раннего возраста Мария София знала, что, согласно традиции, ей суждено выйти замуж не по любви, а по расчету: ни для кого не секрет, что представители разных королевских династий связывали свои кровные узы для поддержания как внешней, так и внутренней политики.
К тому же у европейских женихов южноскандинавские красавицы пользовались особой популярностью на «ярмарке невест», так как союз с датчанкой давал гарантию того, что будущая владелица престола не будет лезть в монаршеские дела. Но стоит отметить, что 16-летняя особа искренне радовалась за свою сестру Аликс, которая в 1863 году приняла предложение руки и сердца от наследника британской короны – принца Уэльского Альберта Эдуарда.
Императрица
Молодая Мария София славилась своим темпераментом как в родной стране, так и за ее пределами – о характере девушки были наслышаны и в России. В то время Император Всероссийский Александр II вместе с женой Марией Александровной как раз подыскивал цесаревичу Николаю будущую избранницу. К слову, Никс (так звали наследника в семейном кругу) приходился любимым старшим сыном в романовской семье: он олицетворял добропорядочность, честность, а также обладал незаурядным умом и приятной внешностью.
Известно, что датско-русский союз был взаимовыгодным. России он давал возможность наладить родственные связи с европейскими странами, в том числе и Великобританией, с которой отношения, мягко говоря, не заладились. По слухам, королева Виктория недолюбливала Россию из-за того, что была отвергнута молодым Александром II. Для Дании единение с Россией тоже пришлось бы на руку: скандинавская страна не доминировала во внешней политике, поэтому нуждалась в сильнейшем соратнике.
Последнее слово оставалось за Никсом: когда юному цесаревичу показали фотографию Дагмар, девушка произвела на него неизгладимое впечатление, однако его брату – Александру Александровичу – датская принцесса показалась ничем не примечательной барышней. В 1864 году наследник российской короны отправился за границу, где в свой день рождения (20 сентября) был помолвлен с Марией Софией. Однако союз возлюбленных просуществовал недолго.
Путешествуя по Италии, цесаревич неожиданно заболел. Вскоре врачи объявили наследнику страшный приговор – туберкулезный менингит. С осени 1864 года Никс лечится в Ницце, но через год здоровье молодого человека начинает резко ухудшаться. Ночью 12 апреля после четырехчасовой агонии преемник Александра II скончался. Примечательно, что Дагмар и брат наследника вместе ухаживали за Николаем Александровичем: по легенде, они втроем держались за руки на смертном одре. Последними словами умирающего стали: «Стоп машина!»
Таким образом, после кончины Никса Александр Александрович стал цесаревичем. Но в российской семье не забыли о скромной датчанке: Александр II требовал от сына, чтобы тот женился на принцессе. Однако преемник ссылался на то, что не готов быть наследником престола. К тому же сердце Александра Александровича было занято Марией Мещерской – фрейлиной его матери.
Александр рассказал о своей любви родителям, однако те настаивали на том, чтобы их отпрыск посетил Копенгаген, дабы завоевать расположение Дагмар. Цесаревич был настроен решительно, но после серьезного разговора с отцом все-таки сдался: Александр уехал в Данию, а его возлюбленная княжна была сослана в Париж и выдана замуж.
Александр не знал, какие чувства питает к нему Минни (так называли Марию Софию в романовской семье), поэтому долго не решался заговорить с датчанкой, хотя они частенько оставались вдвоем и рассматривали фотографические альбомы. В один из таких дней красавица бросилась на шею молодому человеку и заплакала: ее душу терзали воспоминания о Никсе. Общее горе сблизило принцессу и будущего императора, поэтому Дагмар и Александр вскоре полюбили друг друга. Летом 1866 года у возлюбленных состоялась помолвка в столице Дании, а осенью Дагмар приняла православие, став великой княгиней Марией Федоровной.
К слову, Мария Федоровна поначалу была ошеломлена убранством и роскошью русского двора. Примечательно, что бытие монарших семейств в некоторых странах Европы в корне отличалось от жизни, присущей приближенным к престолу Российской империи. Например, обязательная публичность, которая была нужна королевским семьям для поддержания традиций, нередко воспринималась монархами как тяжкий груз. Поэтому Дагмар с трудом приспосабливалась к новому окружению и новой обстановке. Для княгини были в диковинку некоторые правила: например, она не знала, что нельзя выбирать платье на вечер самостоятельно, а также не догадывалась, что заводить разговор с императором первой – строжайший запрет.
Отношения в семье
Жизнерадостную и скромную княжну тепло приняли в придворном и столичном обществах. Хотя отношения Марии Федоровны и Александра начались не с радостной нотки, впоследствии муж и жена имели сильнейшую привязанность друг к другу. Будущий император старался все время проводить с супругой: они выезжали на охоту и рыбачили, а также путешествовали по городу и рассматривали достопримечательности, например, бывали в Петропавловском соборе, где похоронен Никс.
Основным местом пребывания возлюбленных была Гатчина. Иногда они жили в Петергофе и Царском Селе, а приезжая в Петербург, останавливались в Аничковом дворце. Дагмар родила императору шестерых детей, среди которых был будущий наследник престола Николай Александрович (Николай II).
Правление Александра III
В момент правления Александра III Мария Федоровна покровительствовала искусству: политик был экономным человеком (например, балы устраивались не более четырех раз в год), однако значительная доля бюджета уходила на живописные картины. Основную часть своего времени Дагмар тратила на семейные обязательства, так как император пресекал любые попытки княгини вмешиваться в государственные и служебные дела. Поговаривают, что возлюбленная Александра испытывала неприязнь к Германии, так как, по ее мнению, эта страна повлияла на внешнюю политику императора.
Осенью 1894 года великий князь скончался в Ливадийском дворце из-за прогрессирующей болезни почек, которая начала развиваться после крушения поезда у станции Борки. Царская семья осталась жива благодаря Александру, сумевшему на своих плечах удержать обвалившуюся крышу вагона. Но этот подвиг резко сказался на здоровье предводителя.
Александр III умирал мучительно и долго, а Мария Федоровна (которая все это время находилась с мужем) испытала те же чувства, что и в далеком 1864 году, когда наблюдала за угасанием Никса. Известно, что когда у императора остановилось сердце, Дагмар потеряла сознание.
Правление Николая II
Через два часа после смерти Александра III Россия встречает нового императора – Николая Александровича. В отличие от своего отца, новый правитель не был столь решительным в государственных делах.
В период правления Николая II его мать также старалась не вмешиваться в дауэсизацию, однако женщину расстраивала окружающая действительность: неудачная русско-японская война, трудное положение промышленности и сельского хозяйства, и т.д.; к тому же при Николае в стране зарождались первые ростки Октябрьской революции, нарастало народное волнение, и усложнялась общеполитическая ситуация.
По слухам, вдова покровительствовала министру финансов Сергею Юльевичу Витте и недолюбливала свою невестку Александру Федоровну - по мнению Дагмар, эта скрытная девушка не могла быть твердой опорой для мужа. Помимо прочего, Мария Федоровна являлась сторонницей женского патриотического общества, занималась благотворительностью, а также собственноручно помогала раненым солдатам во время Первой мировой войны.
Революция
Причиной Февральской революции стала внутренняя и внешняя политика Николая II. Народное движение нарастало подобно цунами: рабочие устраивали на заводах забастовки, на улицах начинались массовые беспорядки, а демонстративные шествия и столкновения с полицией только подлили масла в огонь. По мнению общества, спасти Российскую империю и династию могло лишь одно: отречение Николая II от престола.
Поэтому днем 15 марта император отказывается от российской короны в пользу цесаревича Алексея при регентстве Михаила Александровича. Об этом роковом событии Мария Федоровна узнает в Киеве и уезжает в Могилев, чтобы увидеться с сыном. Затем вдова отправляется в Крым, позже в Великобританию и наконец останавливается в родной Дании, где поселяется в Видере.
Однако в Копенгагене императрица не сыскала благоговения родственников: датские политики считали, что Дагмар – это помеха, из-за которой могут возникнуть проблемы с Москвой. Также, несмотря на просьбы белой эмиграции, вдова отказывается участвовать в политических делах.
Смерть
Осенью 1928 года одинокая женщина, бывшая императрица и мать Николая II, скончалась. Ее смерть нередко называли концом эпохи великих потрясений. Мария Федоровна была отпета в православном храме Копенгагена имени Александра Невского.
В 2004–2005 годах останки Дагмар перенесли из Дании в Россию: Марию Федоровну похоронили в Петропавловском соборе рядом с мужем Александром III. После себя датчанка оставила наследство – единственную шкатулку с украшениями и дневники, в которых хранились ее воспоминания.