Биография
Артистка Татьяна Шмыга оказалась успешна во всем, за что бы ни взялась. Женственная и обаятельная певица по праву считалась не только одной из самых талантливых, но и самых красивых советских исполнительниц. Любители искусства говорили, что балет — это Майя Плисецкая, опера — Елена Образцова, а оперетта — Шмыга. Каждое появление знаменитости на сцене становилось ярким и незабываемым событием.
Детство и юность
Биография Татьяны Ивановны началась 31 декабря 1928 года в Москве. Отцом певицы стал Иван Шмыга, поляк по национальности, при рождении получивший имя Ян Мицкевич. В 1915-м его семья бежала из Польши в Россию, мать повторно вышла замуж, и от отчима мальчик получил звучную фамилию Шмыга. Мужчина работал сотрудником Центрального статистического управления, мать, Зинаида Григорьевна, была домохозяйкой. При этом родители артистки обожали искусство, часто выбирались в театр, а дома устраивали яркие представления, любили бальные танцы.
В молодости задумчивая и серьезная Татьяна грезила о юридическом образовании. Несмотря на это, школьные уроки музыки и танцев показали, что у Шмыги есть творческие способности и интерес к этим видам деятельности. Мать обнаружила у дочери наличие прекрасного голоса, относящегося к лирическому сопрано, поэтому предложила наследнице брать частные уроки вокала, способные развить талант.
На смену желанию школьницы о юридической деятельности пришла мечта о карьере камерной певицы. Завершив среднее образование, Шмыга записалась на курсы в музыкальном училище при консерватории. Вскоре после этого на способности девушки обратили внимание в комитете кинематографа и пригласили на должность солистки хора.
В 1947-м Татьяну приняли в театрально-музыкальное училище имени А. Глазунова, в котором та отучилась 4 года. Далее москвичка поступила на отделение музыкальной комедии в Государственный институт театрального искусства. Позднее знаменитость призналась, что обязана сценическим успехом урокам вокала и драматической школе.
Эволюция Шмыги как певицы шла под чутким надзором таких талантливых деятелей искусства, как Иосиф Туманов, Сергей Штейн, Николай Титушин и Аркадий Вовси. В творческой жизни будущей исполнительницы наступали и трудные моменты — во время учебы на 4-м курсе Татьяна решила оставить училище из-за потери голоса.
Ее преподаватель Константин Михайлов, наблюдая изо дня в день, насколько талантлива студентка, сделал все для того, чтобы та не совершила роковую ошибку. Позже артистка рассказывала в интервью, что именно поддержка педагогов помогла ей идти вперед и развивать природные вокальные и сценические данные.
Музыка и фильмы
Советский режиссер и актер Иосиф Туманов пригласил талантливую молодую артистку на работу в Московский театр оперетты сразу после того, как она завершила учебу в ГИТИСе. Дебютную роль Виолетты Татьяна исполнила в оперетте Имре Кальмана «Фиалка Монмартра». Коллектив артистов, с которыми сотрудничала Шмыга, сразу принял начинающую актрису с радушием и теплом.
Затем последовало приглашение исполнить главную роль в оперетте Исаака Дунаевского «Белая акация». В то время композитор уже серьезно болел и не мог приезжать на репетиции. Татьяна же, ответственно подходя к подготовке представления, во время репетиций звонила Исааку Осиповичу и пела арии прямо в трубку, советовалась с автором музыки о деталях той или иной сцены. Премьера состоялась уже после смерти мэтра, постановка стала одной из самых популярных в Московском театре оперетты.
В 1957-м в рамках 6-го Всемирного фестиваля начинающих исполнителей столичный театр впервые показал новую комедию под названием «Поцелуй Чаниты», в которой Шмыга блестяще справилась с ролью главной героини. Также одной из лучших ее работ считается участие в спектакле «Цирк зажигает огни», в котором артистка перевоплотилась в Глорию Розетти. Билеты на все постановки с участием Татьяны раскупали в первые дни продаж, а в зале сложно было найти свободное место.
Актриса великолепно выступила и в роли Анжель в «Графе Люксембурге», Адель в «Летучей мыши», Сильвы в одноименной постановке (исполнила арию и дуэт вместе с народным артистом Герардом Васильевым). В 1961-м за заслуги и талант Шмыгу удостоили звания заслуженной артистки РСФСР.
В следующем году знаменитость впервые появилась на большом экране — Эльдар Рязанов предложил вокалистке небольшую, но яркую роль в фильме «Гусарская баллада». На экране Татьяна Ивановна воплотила образ очаровательной французской певицы Луизы Жермон, исполнившей романс «Меня позови, избранник милый». Позднее в интервью Шмыга призналась, что ей очень понравилась комедия, но разочаровала собственная актерская игра, ведь у нее не было опыта работы в художественном кино. Артистка затем продолжила сниматься, появлялась в «Голубых огоньках» и «Песне года».
Кроме оперетт Шмыга играла и в мюзиклах. Так, в 1964-м публика увидела премьеру музыкального спектакля «Моя прекрасная леди», основанного на пьесе «Пигмалион» ирландского драматурга Бернарда Шоу. Постановку решено было создать после гастролей бродвейской труппы, приезжавшей в Москву в 1960-м. Шмыга предстала в образе Элизы Дулиттл, подарив зрителям прекрасную арию «Я танцевать хочу». Спустя год артистка появилась в новой советской адаптации западного мюзикла — на этот раз в «Вестсайдской истории».
В 1969 году Татьяна Ивановна засияла в обновленной версии «Фиалки Монмартра», где перевоплотилась в примадонну Нинон. Знаменитая песня «Карамболина», которую исполнила актриса, надолго стала ее визитной карточкой.
В 1978-м знаменитость получила звание народной артистки СССР. В последующие годы, практически до конца жизни, певица продолжала блистать на театральной сцене, даря поклонникам яркие и незабываемые выходы в спектаклях. Параллельно с работой в Театре оперетты Шмыга появлялась в драматических постановках Театра имени М. Н. Ермоловой.
Личная жизнь
Личная жизнь артистки сложилась так же ярко, как и профессиональная. Первое замужество за профессором МГУ Рудольфом Борецким оказалось скоротечным, несмотря на продолжительный эпистолярный роман до свадьбы. В интервью Татьяна Ивановна признавалась, что не испытывала к супругу страсти. Поэтому, когда судьба свела знаменитость с советским певцом и режиссером Владимиром Канделаки, она с легкостью покинула мужа.
Родители были против новых отношений дочери — если Рудольф был ровесником артистки, то Владимир оказался старше избранницы на 20 лет. Кроме того, в театре поговаривали, что ведущие роли доставались Татьяне благодаря влиятельному поклоннику. Но Шмыга не побоялась стороннего мнения и повторно вышла замуж. Мужчина оказался для артистки не только замечательным супругом, но и незаменимым наставником.
Однако двум творческим натурам оказалось тяжело долго жить вместе. Через 20 лет брака Татьяна Ивановна подала на развод, который ее второй супруг принял в штыки. Со временем эмоции Канделаки поутихли, но он так и остался один. Шмыга же обрела счастье с новым мужчиной — композитором и дирижером Театра сатиры Анатолием Кремером.
Впервые возлюбленные встретились в 1957 году, однако взаимные чувства настигли их гораздо позже. Брак с музыкантом стал для женщины финальным и самым гармоничным. Испытав любовь в возрасте 48 лет, Шмыга осознала, что Анатолий и есть тот самый близкий по духу человек, которого она ждала всю жизнь. Влюбленные прожили вместе 35 лет. Сохранилось много архивных фото счастливой пары.
Смерть
В последние годы жизни Татьяна Ивановна перенесла ряд сложных операций, последняя из которых окончилась ампутацией ноги. Актриса пребывала в тяжелом состоянии на протяжении всех последних месяцев и проходила лечение в отделении сосудистой хирургии в Боткинской больнице. Однако уже тогда ее судьба была известна, и терапия не дала результатов.
Артистка старательно скрывала болезнь от всех, кроме родных, поэтому поклонники и просто прохожие на улице не могли даже помыслить о том, как физически тяжело всегда позитивной звезде. Шмыга мечтала, чтобы в памяти зрительской аудитории она осталась привлекательной, обаятельной и талантливой — такой, как в момент танца Карамболины.
3 февраля 2011 года сердце знаменитой артистки, получившей славу не только в пределах России, но и в таких странах, как США, Чехия, Украина, Грузия, Казахстан, прекратило биться. Причиной смерти стала ишемическая болезнь сердца, из-за которой актриса страдала в течение последнего года жизни. Татьяне Ивановне было 82 года.
Последний раз великая исполнительница вышла на сцену во время юбилейного вечера, проходившего в родном ей Театре оперетты. В день смерти любимицы публики ТВ-каналы показывали финальный эпизод спектакля «Джулия Ламберт», в котором она пела:
«Пусть проходят года, не кончается жизнь никогда».
Похороны артистки состоялись 7 февраля 2011-го, с ней прощались в Московском театре оперетты. Могила Татьяны Шмыги располагается на Новодевичьем кладбище в Москве.
Оперетты
- 1954 — «Фиалка Монмартра»
- 1956 — «Весёлая вдова»
- 1960 — «Граф Люксембург»
- 1965 — «Вестсайдская история»
- 1969 — «Фиалка Монмартра»
- 1977 — «Товарищ Любовь»
- 1985 — «Катрин»
- 1991 — «Джулия Ламберт»
- 2001 — «Большой Канкан»
Фильмография
- 1962 — «Гусарская баллада»
- 1969 — «Похищение»
- 1975 — «Граф Люксембург»
- 1983 — «Кое-что из губернской жизни»
- 1987 — «Катрин»
- 1997 — «Звёздная ночь в Камергерском»
Интересные факты
- Родители артистки дали дочери имя в честь главной героини пьесы «Татьяна Русских и Иван Козырь» Дмитрия Смолина.
- В юном возрасте Шмыга посещала театр не только с мамой и папой, но и с подругой Тосей, отец которой работал буфетчиком в Большом. Он проводил девочек на музыкальные представления, на которых Таня так увлекалась исполнением артистов, что начинала им подпевать. Так за несколько лет, по признанию актрисы, она выучила весь репертуар.
- Об арии «Карамболина» певица говорила, что та «буквально срослась» с ней и «преследует» исполнительницу везде. Какую бы передачу ни делали о Татьяне Ивановне, музыкальные редакторы неизменно ставили видео с этим номером. Просьбы знаменитости поставить что-нибудь другое оставались без внимания.