Биография
Елена Образцова — знаменитая оперная певица, королева меццо-сопрано, выступавшая как на советской, а позже и российской театральной сцене, так и за границей. Образцова имела в репертуаре около 85 оперных партий, но с легкостью исполняла романсы, народные песни и даже джаз.
Детство и юность
Елена Образцова родилась в Северной столице. День рождения девочки выпал на 7 июля 1939 года, она смогла пережить и на всю жизнь запомнила блокаду Ленинграда. В 1943-м Елена с родителями переехала во время эвакуации в Волгоградскую область, в город Устюжну. По окончанию войны семейство возвратилось в родной город.
В детстве юная Лена развивала талант под руководством преподавателя Марии Заринской в детском хоре, организованном на базе Ленинградского Дворца пионеров имени Андрея Жданова.
В 1954 году семейство снова переехало. Отец будущей артистки Василий Алексеевич Образцов получил работу в должности главного конструктора на таганрогском заводе «Красный котельщик». В Таганроге Елена окончила школу и поступила в музыкальную школу имени Петра Чайковского на курс Анны Куликовой.
Следующим этапом обучения для Образцовой стало Ростовское музыкальное училище. Проучившись в нем год, Елена прошла прослушивание на подготовительное отделение Ленинградской консерватории им. Николая Римского-Корсакова. Помимо учебы в консерватории, будущая оперная прима частным образом брала уроки у народной артистки РСФСР Галины Вишневской.
Музыка и театр
Сценическая биография Елены Васильевны стартовала с громких побед. В 1962 году она получила признание на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Михаила Глинки, стала звездой Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки.
В 1963-м состоялось ее первое выступление на сцене Большого театра в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Елена Васильевна дебютировала в роли жены Лжедмитрия I Марины Мнишек. В 1975-м, выступая с этой партией перед американской публикой, Образцова вызвала овации, зрители не хотели отпускать примадонну со сцены.
В 1964 году Елена завершила учебу. Певица начала выступать в роли солирующей дивы Большого театра. Вместе с труппой она побывала в Европе, где завоевала признание ценителей, выйдя на сцену знаменитого Ла Скала в Милане. Артистке досталась второстепенная роль гувернантки в опере «Пиковая дама» Петра Чайковского, но она смогла привлечь внимание и одобрение итальянских зрителей и стать объектом интереса местных газет.
Впоследствии Образцова не раз выступала в Ла Скала, но пела арии ключевых героинь.
В 1970 году артистка одержала победу в двух вокальных соревнованиях: в конкурсе имени Франсиско Виньяса, прошедшем в Барселоне, и в конкурсе, организованном в честь Петра Чайковского в Москве. В последнем вокалистка разделила первую премию с Тамарой Синявской, исполнившей сегидилью из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.
В 1975-м Большой театр с солирующей Образцовой провел концерты в городах Америки, где та подтвердила титул звезды мирового масштаба. После арии в «Борисе Годунове» публика вызывала Елену на бис подряд пять раз, из-за чего прервался спектакль. Елена Васильевна приехала и в Сан-Франциско, где выступила с Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд.
С 1976 года в творческой биографии певицы начались постановки в Метрополитен-опере, где она появлялась как приглашенная звезда в главных ролях. В 1978-м артистку пригласили спеть на фестивале, прошедшем в Зальцбурге, в 1979-м — на оперном фестивале в Оранже.
Через год артистка представила исполнение «Десяти песен на стихи Александра Блока». Музыку написал композитор Георгий Свиридов специально для голоса Образцовой. Еще через два года певица сыграла Сантуцци в кинокартине «Сельская честь» Франко Дзеффирелли.
В 1986-м Елена Васильевна успешно дебютировала в роли театрального режиссера. Певица руководила постановкой оперы Жюля Массне под названием «Вертер» в родном Большом театре и исполнила главную партию.
Певица попробовала свои силы и как киноактриса. Она сыграла в картинах «Моя Кармен», «Воскресный музыкант» и пр.
В новом тысячелетии Образцова предстала перед зрителями как артистка драматического жанра. Елена Васильевна вышла к зрителям как главная героиня в постановке «Антонио фон Эльба» сценической адаптации пьесы Ренато Мейнарда. Дебют прошел в Театре Романа Виктюка.
В 2003-м начался цикл концертов певицы с джазовыми композициями. Елена Васильевна выступала вместе с оркестром, которым руководил Давид Бергер, и с квартетом Игоря Бутмана.
Певица выступала и в роли художественного руководителя — в 2007-м она возглавляла оперную труппу Михайловского театра.
Преподавание и благотворительность
1973 год стал началом педагогической карьеры Елена Образцовой. Певица начала обучать студентов Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского. В 1984 году она была удостоена звания профессора.
Одно время Елена Васильевна учила музыке за границей — в Токийской музыкальной академии Мусасино.
В мае 2006-го Образцова занялась благотворительностью и организовала культурный центр, получивший название в честь создательницы. Через пять лет Елена Васильевна продолжила эти начинания и создала Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства, который также стал именным и получил известность под названием «Фонд Елены Образцовой».
Как утверждает официальный сайт организации, главные цели фондовой благотворительности — образовательные и культурные проекты, которые способствуют развитию традиций параллельно с поиском новых подходов в русском музыкальном образовании и культуре и сохранению музыкального культурного наследия страны. Кроме того, фонд организует международные проекты, встречи и занимается сотрудничеством — творческим, образовательным и гуманитарным.
Фонд выдвинул идею и уже после смерти артистки воплотил в жизнь такой проект, как Международная академия музыки Елены Образцовой, которая работает под руководством дочери певицы, Елены Макаровой.
Фонд Елены Образцовой курировал программу «Сто музыкальных школ России». Программа проводила строительство музыкальных школ и патронировала уже существующие. В список интересов фонда входит как поиск, обучение, продвижение способной молодежи, так и организованная помощь пенсионерам — ветеранам театральной работы и оперной сцены.
Сегодня и культурный центр, и фонд продолжают свою работу. На их базе для юных талантов организуются прослушивания в детские театры, юношеские вокальные курсы, выступления, ставятся спектакли и проходят концерты, семинары, творческие школы, ежегодно проводятся международные музыкальные, вокальные и педагогические конкурсы, в том числе и Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.
Личная жизнь
Еще в молодости певица связала личную жизнь с Вячеславом Петровичем Макаровым. Будучи по образованию физиком-теоретиком, Макаров занимал должность доцента в МГТУ имени Николая Баумана. Научная карьера не помешала ему заниматься воспитанием ребенка (в браке родилась дочь Елена). Мужчина следил за домом и ждал творческую жену с гастролей. Брак артистки и физика продлился 17 лет и закончился разводом.
Певица ушла от супруга к другому мужчине, другу семьи, дирижеру Большого театра Альгису Марцеловичу Жюрайтису. 15-летняя дочь восприняла ее поступок как предательство. Елена затаила обиду на мать и осталась с отцом, полностью прекратив отношения с Образцовой.
Только когда Вячеслав Макаров во второй раз женился и обзавелся сыном, Елена Макарова восстановила отношения с матерью и даже выступала с нею на сцене. Певица дважды стала бабушкой. В 1988 году у Елены Макаровой родился сын Александр, позже во втором браке у нее появилась дочь Элия.
Второй раз замуж Елена Васильевна вышла в 1982 году. Вместе с Альгисом Жюрайтисом они прожили 16 лет. Но в 1998 году мужчина скончался от смертельной болезни. Артистка впала в депрессию, располнела, приостановила карьеру. К нормальной жизни Образцову вернули дочь, друзья, коллеги.
Смерть
2014 год принес трагедию: заболела сама артистка. Елене Васильевне поставили диагноз «лейкемия». Болезнь через пару месяцев стала причиной смерти Образцовой. В ноябре певица уехала в Европу и лечилась в клинике Лейпцига. Ей нашли донора, пересадили костный мозг. Операция тем не менее не помогла, ослабленное тело уже 75-летней женщины отказалось бороться с болезнью даже с помощью донорского костного мозга.
Из-за болезни Елена Васильевна отменила долгожданный декабрьский концерт, который должен был пройти в Государственном Кремлевском дворце. Образцова уже не вернулась в Россию. Болезнь прогрессировала, в конце декабря к певице приехали верные друзья — Валентина Терешкова и Иосиф Кобзон, а 12 января 2015 года она скончалась в Лейпциге.
Через два дня в Большом театре прошла церемония прощания, а 15 января — отпевание в храме Христа Спасителя. Эта же дата стала днем, когда артистку похоронили. Могила Елены Образцовой расположена на Новодевичьем кладбище Москвы. На месте последнего упокоения певицы был установлен деревянный крест, за прошедшие после похорон годы памятник там так и не появился.
Память
Летом 2015-го Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков и другие коллеги певицы провели европейское турне, посвященное памяти Образцовой.
В Санкт-Петербурге увековечили имя именитой уроженки города, назвав в ее честь сквер, расположенный на пересечении улиц Декабристов и Писарева. Также имя артистки носит малая планета № 4623. В 2003 году Елена Васильевна вошла в число именитых петербуржцев, фото которых появилось на почтовых марках специальной серии.
Судьба талантливой женщины получила отражение в литературе. О творчестве, жизни и памяти артистки написано в биографических книгах «Елена Образцова. Записки в пути» авторства Рены Шейко и «Елена Образцова: Голос и судьба» авторства Алексея Парины.
Дискография
- 1980 — «Десять песен на стихи Александра Блока»
- 2014 — «Отчалившая Русь»
Партии
- Графини («Пиковая дама»)
- Любаши («Царская невеста»)
- Кончаковны («Князь Игорь»)
- Марфы («Хованщина»)
- Элен Безуховой («Война и мир»)
- Амнерис («Аида»)
- Фроси Котко («Семен Котко»)
- Азучены («Трубадур»)
- Эболи («Дон Карлос»)
- Кармен («Кармен»)
- Ульрики («Бал-маскарад»)
Интересные факты
- Певица предпочитала исполнять арии на языке оригинала.
- Образцовой было сложно запомнить текст. В детстве из-за плохой памяти она не могла исполнить до конца ни одну песню, ее даже не хотели принимать в хор. Елена Васильевна решала проблему за счет шпаргалок, которые крепились к декорациям.
- У артистки был талисман — плюшевый песик Бобка. Игрушку мать певицы купила еще во время беременности, вместе с ней Елена Васильевна пережила войну и блокаду, а во взрослой жизни брала с собой на особо ответственные выступления, усаживая игрушечную собачку на рояль.
- Елена Васильевна поддерживала дружеские отношения с Монтсеррат Кабалье. В молодости она в восхищении упала на колени перед испанской оперной дивой и захотела подарить ей свою меховую горжетку, но Кабалье отказалась. Когда же испанская оперная дива решила выразить восхищение талантом Образцовой, встав перед ней на колени, Елена Васильевна предложила поискать домкрат. Она сама помогла Монтсеррат подняться на ноги, артистки вместе посмеялись над женской местью, а после и подружились.