Имре Кальман

Imre Kalman
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
71 год
Дата смерти
30 октября 1953 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Во время Первой мировой войны музыка Имре Кальмана звучала по обе стороны фронта. Адольф Гитлер ценил произведения «короля венгерской оперетты» и через посредников предлагал автору «Сильвы» стать «почетным арийцем». Веселые мелодии Кальмана исполняли в Театре музыкальной комедии в осажденном Ленинграде, а в 2020 году во время пандемии коронавирусной инфекции миллионы россиян, вынужденных использовать средства индивидуальной защиты, напевали арию Мистера Икса «Всегда быть в маске — судьба моя!».

    Детство и юность

    Биография композитора началась 24 октября 1882 года в курортном городке Шиофок на берегу крупнейшего в Центральной Европе озера Балатон. Имре — третий из шести детей торговца Карла Коппштейна и его супруги Паулы, в девичестве носившей фамилию Зингер. Родители назвали сына еврейским именем Эммерих, однако в юности он переименовал себя в Имре Кальмана.

    Первые годы жизни композитора прошли в достатке. Отец имел влияние на городской совет Шиофока, в семье были рояль, на котором играла старшая сестра Эммериха Вилма, кухарка и домработница. В 4 года мальчик мечтал стать портным, а в 6 — юристом. Сохранилось детское фото композитора с родителями, Вилмой и старшим братом Белой.

    Начальные классы Эммерих окончил в еврейской школе родного города, в которую с удовольствием отдавали детей и родители-христиане. Одноклассником автора «Марицы» был венгерско-голландский психолог Геза Ревес.

    Когда будущему композитору было 9 лет, отец семейства обанкротился. Коппштейны продали дом в Шиофоке и переселились в маленькую квартирку в Будапеште. Детей родители раздали бездетным тетушкам. Эммерих жил у тети Гизы. Мальчик учился в двух школах, музыкальной и лютеранской гимназии, а вечерами зарабатывал деньги, занимаясь репетиторством и перепиской деловой корреспонденции. Именно тогда Имре захотел стать профессиональным музыкантом.

    В 15 лет состоялось первое публичное выступление юного пианиста. Однако Имре был таким миниатюрным, что пресса с умилением написала о 12-летнем музыкальном вундеркинде. К концу 1898 года финансовые дела Карла Коппштейна улучшились. Глава семьи приобрел относительно просторную квартиру, и дети воссоединились с родителями. На заработанные деньги Имре купил пианино.

    Однако мечтам юноши об исполнительской карьере не суждено было сбыться. Руки Имре начали болеть, и врачи диагностировали у него артрит. Тогда парень переключился на искусство композиции.

    По настоянию родителей Кальман выучился на юриста, но параллельно втайне от семьи занимался в музыкальной академии, где его однокурсником был Бела Барток. Параллельно юноша подрабатывал музыкальным обозревателем в будапештской газете, название которой переводится приблизительно как «Дневник вредителя». Как родители юного критика, так и педагоги академии не одобряли эту деятельность. Имре уволился и сосредоточился на написании симфонии.

    Личная жизнь

    Автор гимна свободной любви, песни «Эй, Гусар» из оперетты «Принцесса цирка», был весьма скромен и сдержан в отношениях с женщинами. С первой любовью — актрисой из Зальцбурга Паолой Дворжак Имре прожил 18 лет. Она была старше композитора на 10 лет и стала для него не только любовницей, но и ангелом-хранителем и лучшим другом. Паола не приняла предложение музыканта узаконить отношения, поскольку не могла родить детей.

    Когда Кальман познакомился с Дворжак, в квартире актрисы жила такса. После смерти Паолы в феврале 1928 года композитор, где бы он ни жил, неизменно заводил собак той же породы, причем называл четвероногих любимиц именами героинь своих оперетт.

    В последние годы жизни Дворжак Имре, продолжая заботиться о любимой, закрутил роман с актрисой немого кино Агнес Эстерхази. Наследницу знатного рода, с которой Кальман списал Сильву и Марицу, устраивала роль любовницы композитора. Однако ветреная красавица ради Имре не собиралась отказываться ни от карьеры, ни от внимания других поклонников. Измена Агнес положила конец ее роману с Кальманом.

    Вскоре композитор познакомился с будущей матерью своих детей. В 1928 году в венском кафе «Захер» Имре увидел очаровательную рыжеволосую девушку. Это была Вера Макинская, жившая вместе с матерью-пермячкой в Австрии и мечтающая о театральной карьере.

    Юность и внешность русской красавицы вскружили Кальману голову, и, несмотря на почти 30-летнюю разницу в возрасте, они поженились. Макинской Имре посвятил оперетту «Фиалка Монмартра».

    Вера подарила мужу троих детей — сына Кароя (Чарли) и дочерей Лили и Ивонн, которые воспринимали музыканта скорее как дедушку, чем как отца. Двое старших отпрысков унаследовали композиторские способности Кальмана.

    Супружество Имре и Веры не было безоблачным. Сказывались и разница в возрасте, и вынужденная эмиграция, в которую Кальман с семьей отправился, отвергнув «лестное» предложение Гитлера.

    Кроме того, автор веселых музыкальных произведений в личной жизни был мрачным и суеверным человеком — боялся черных кошек и числа 13. На характере композитора сказывались и потери родственников — в молодости скончался его брат Бела, а в концлагере погибли две сестры, Эмилия и Илона. В 1942 году Имре и Вера развелись, но спустя год воссоединились и оставались вместе до кончины Кальмана.

    Творчество

    Учась в академии, Имре мечтал творить в серьезном жанре и даже сочинил симфоническую поэму «Сатурналии», которая прозвучала в здании Венгерской государственной оперы в последний февральский день 1904 года на отчетном концерте студентов-композиторов. Однако музыкальные издательства отказывались публиковать симфонии Кальмана. А вот мелодии для куплетов, исполняемых в варьете, которые он сочинял, пользовались популярностью.

    Друзья советовали композитору обратиться к жанру музыкальной комедии, очень популярной в Австро-Венгрии, возглавляемой императором Францем Иосифом I. В конце концов Кальман сдался и, скрипя зубами, написал первую оперетту «Осенние маневры», премьера которой состоялась 22 февраля 1908 года. Произведение имело ошеломительный успех, а Имре стал считать високосные годы счастливыми для себя.

    «Выходная ария Мистера Икс» из оперетты Имре Кальман «Принцесса цирка»

    Всего Кальман написал 17 оперетт, самыми популярными из которых стали «Сильва» («Королева Чардаша») и «Принцесса цирка» («Мистер Икс»). В каждой из них, даже в тех, где героями были индусы («Баядера») или французы («Фиалка Монмартра»), чередовались мелодии венского вальса и венгерского чардаша, к которым иногда добавлялись ритмы XX века, например шимми. Полифонически Имре был последователем Джакомо Пуччини, а в оркестровке использовал приемы, характерные для музыки Петра Чайковского.

    Самой венгерской из оперетт Кальмана считается «Марица», а в «Цыгане-премьере» действующими лицами являются Франц Иосиф I и супруга императора. Лебединой песней Имре стала «Аризонская леди», которую после смерти отца завершил Карой Кальман.

    Смерть

    В начале 1949-го автор «Сильвы» перенес первый инфаркт, а в конце года — инсульт, парализовавший половину лица. Причиной смерти Кальмана в предпоследний октябрьский день 1953-го стал повторный инфаркт.

    Хотя Имре скончался в Париже, тело композитора, согласно завещанию, перевезли в Вену и похоронили с государственными почестями на Центральном кладбище, недалеко от могил Людвига ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта и Иоганнеса Брамса. Биография «короля оперетты» легла в основу книги Юрия Нагибина, по которой в 1985 году венгерский режиссер Дьёрдь Палашти снял фильм «Загадка Кальмана».

    Память

    Фильмы:

    • 1958 — «Король чардаша»
    • 1959 — «Композитор Имре Кальман»
    • 1985 — «Загадка Кальмана»

    Песни:

    • 1989 — «Viva Kalman!» (группа «Агата Кристи»)

    Памятники и изображения:

    • Напротив Будапештского театра оперетты
    • Памятник Имре Кальману в Шиофоке
    • Скульптура Имре Кальмана в Шиофокском парке
    • Мемориальная комната в Австрийской национальной библиотеке открыта
    • Австрийская почтовая марка 1982 года

    Оперетты

    • 1908 — «Осенние манёвры»
    • 1910 — «Солдат в отпуске»
    • 1912 — «Маленький король»
    • 1912 — «Цыган-премьер»
    • 1915 — «Королева чардаша» («Сильва»)
    • 1917 — «Фея карнавала»
    • 1920 — «Голландочка»
    • 1921 — «Баядера»
    • 1924 — «Марица»
    • 1926 — «Принцесса цирка»
    • 1927 — «Золотой рассвет»
    • 1928 — «Герцогиня из Чикаго»
    • 1930 — «Фиалка Монмартра»
    • 1932 — «Дьявольский наездник»
    • 1936 — «Императрица Жозефина»
    • 1945 — «Маринка»
    • 1953 — «Аризонская леди»

    Фильмография

    • 1929 — «Цыган-премьер» (Германия)
    • 1931 — «Фея карнавала» (Германия)
    • 1932 — «Графиня Марица» (Германия)
    • 1934 — «Княгиня чардаша» (Германия)
    • 1934 — «Княгиня чардаша» Франция)
    • 1944 — «Сильва» (СССР)
    • 1951 — «Княгиня чардаша» (Германия)
    • 1958 — «Марица» (Германия)
    • 1958 — «Мистер Икс» (СССР)
    • 1970 — «Принцесса цирка» (Германия и Австрия)
    • 1971 — «Княгиня чардаша» (Германия, Венгрия и Австрия)
    • 1974 — «Графиня Марица» (Германия)
    • 1975 — «Под крышами Монмартра» (СССР)
    • 1981 — «Сильва» (СССР)
    • 1982 — «Принцесса цирка» (СССР)
    • 1983 — «Карамболина-карамболетта» (СССР)
    • 1985 — «Марица» (СССР)
    • 1998 — «Королева чардаша» (Германия)
    • 2009 — «Графиня Марица» (Словакия)