Биография
Ульяну Лопаткину называют второй Майей Плисецкой. Имя знаменитости на афише было поводом для ажиотажа публики и почти стопроцентной гарантией аншлага. Балетные критики и мировая пресса восхваляют балерину, придумывая новые красочные эпитеты, но сама «божественная» танцовщица, «прекрасный лебедь с руками, похожими на птичьи крылья», признавалась, что от этих восторгов ей не по себе.
Детство и юность
Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась в Керчи 23 октября 1973 года. Мама будущей балерины нисколько не сомневалась, что дочь прославится, и уже с 4-летнего возраста водила наследницу в кружки и секции. В балетной школе малышка оказалась по совету знакомых преподавателей и взялась на новое увлечение с восторгом.
После школы Лопаткина не смогла поехать учиться в столицу, провалившись в третьем туре вступительных экзаменов. Педагоги предложили попытать судьбу в Ленинградском балетном училище (сейчас это Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Трудно поверить, но танцовщица с мировым именем тогда сдала экзамены на тройки.
Строгое жюри критически отнеслось к ее фигуре: непривычно высокий для балерины рост (175 см при весе в 52 кг) мог стать помехой при подборе партнера, а крупные стопы (41-й размер ноги) и кисти — некрасиво смотреться со сцены. В финальном туре юная Ульяна с широкой улыбкой станцевала полечку. Обаяние танцовщицы произвело благоприятное впечатление на экзаменаторов, и девушку приняли.
Следующие 8 лет прошли в жесткой муштре, непрерывной работе и одиночестве, которые неизбежно сопутствуют становлению балетных танцоров. Родители остались в Керчи, и на выходные Ульяна ходила в гости к подруге. Будни артистки наполняли бесконечные репетиции, но Лопаткина смирилась с неприятными сторонами будущей профессии и приняла их как должное.
Балет
После выпуска Лопаткина некоторое время проработала в кордебалете Мариинского театра. В 1992 году ей выпал прекрасный шанс — половина труппы уехала на гастроли, и молодой балерине впервые предложили сольную партию, с которой артистка справилась блестяще. Первый раз Ульяна исполнила «Лебедя» в 1994 году. За это выступление танцовщица получила престижную премию «Золотой софит». В 1995-м балерина стала примой Мариинского театра.
Вскоре Лопаткину начали сравнивать с Майей Плисецкой. Для самой Ульяны этот титул оказался тяжелой ношей. Балерина утверждала, что известные балетные артисты страдают перфекционизмом, а сравнение со звездами включает внутреннего критика на полную мощность.
«Вы не представляете, сколько поводов у танцовщицы быть несчастной!» — уверяла Ульяна в интервью.
Каждое выступление на сцене родного Мариинского театра Лопаткина воспринимала с волнением. По ее словам, домашняя публика гораздо строже гастрольной, хотя на выездах приходилось работать дольше и тяжелее. В 2000-м во время спектакля «Баядерка» Ульяна получила травму голеностопа, после чего была вынуждена на несколько лет покинуть сцену. Вернулась к зрителям танцовщица только после того, как в 2003-м ей сделали операцию.
Публика полюбила воплощенные Лопаткиной яркие и нежные образы: умирающего лебедя в хореографической миниатюре Камиля Сен-Санса, романтичную Жизель в одноименном балете и другие. «Русский танец» Александра Горского в исполнении Лопаткиной считается шедевром балетного искусства.
В балете «Анна Каренина» Ульяна создала масштабный и трагический образ главной героини. Эту партию также танцевала Диана Вишнева, но большинство критиков отдали предпочтение работе Лопаткиной, отмечая, что она лучше передала материнские чувства Анны, а ее величественный танец словно захватывает сцену.
Осенью 2013-го, после того, как Николай Цискаридзе, с которым Ульяна дважды выступала в дуэтах, получил статус исполняющего обязанности ректора Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, представители министерства культуры выступили с рекомендацией поставить Лопаткину на место худрука этого заведения, но предложение не получило реализации.
Завершение карьеры
В 2017-м Ульяна завершила карьеру в балете. Поводом стали обострившиеся старые травмы: из-за повреждения стопы танцовщица иногда не могла даже ходить, не то что выступать. Сложная операция, проведенная в Нью-Йорке, не решила проблемы. Мир балета Лопаткина оставила с сожалением и надеждой, что ее творческая биография еще продолжится в каком-нибудь другом направлении.
Дальнейшее творчество
Балерина не скрывала в интервью, что кроме балета с детства интересовалась живописью. Оставив пачки и пуанты, в 2017 году Ульяна поступила в СПбГУ, выбрав образовательную программу «дизайн среды». Ранее в свободное от репетиций и спектаклей время Лопаткина рисовала картины. Одну из них продали на аукционе «Рождественская азбука», прошедшем в 2008-м в Санкт-Петербурге. Полотно приобрел председатель правления банка «Санкт-Петербург» Александр Савельев за 800 тыс. руб. и подарил автору.
В 2019-м Ульяна стала участницей экспериментального проекта — оригинального спектакля «Действующие лица», в котором помимо самой Лопаткиной сыграла Диана Вишнева. Постановщиком представления, премьера которого прошла на сцене БДТ имени Г. А. Товстоногова, стал художественный руководитель студии Context Pro Алексей Кононов. В ходе действия артистки расспрашивали друг друга о том, как оказались в балете, как проходили репетиции и выступления, какие жертвы пришлось принести во имя профессии. Сценические костюмы балеринам предоставил Дом мод Christian Dior.
Личная жизнь
В 2001 году балерина вышла замуж за художника, писателя, архитектора и бизнесмена Владимира Корнева, взяв двойную фамилию. Через год она родила дочь Марию.
Поклонники удивились смелости этого решения — вернуться в балет после рождения детей очень трудно, но в тот момент Лопаткина переживала не лучшие времена: мучила хроническая усталость, пошатнулось здоровье, и отдых от сцены был просто необходим. Ульяне очень нравилось, что в новом статусе она может побыть просто хозяйкой и женой, уделить время рисованию и ребенку.
В 2010 году в личной жизни Ульяны произошли изменения — она и Владимир объявили о разводе. Балерина отказалась от фамилии мужа и вновь стала Лопаткиной. По рассказам друзей, портреты балерины по-прежнему украшают дом Владимира Корнева, но общаются супруги нечасто и в основном по поводу дочери.
Ульяна слывет сдержанным и тактичным человеком. Друзья и журналисты отмечают ее искреннюю доброжелательность. Она любит Санкт-Петербург, но считает его тяжелым для жизни местом.
«Он построен на крови, потерянных жизнях, болотах, — поясняла артистка. — Танцовщики как никто другой ощущают на себе влияние его тяжелого климата».
Ульяна Лопаткина сейчас
Уйдя из балета, Лопаткина свела к минимуму публичную жизнь. Танцовщица не ведет соцсетей, не дает интервью, но имя Ульяны продолжает появляться в СМИ в материалах, связанных с русским хореографическим искусством. Также фото и видео знаменитости регулярно публикуются в интернете. Согласно ряду источников, в 2023-м экс-балерина «Мариинки», окончив СПбГУ, занимается дизайном.
Партии
- «Щелкунчик» Джона Ноймайера – фрагмент «Павлова и Чекетти»
- «Гамлет» Константина Сергеева – Офелия
- «Жизель» – Жизель, Мирта
- «Корсар» – Медора
- «Пахита» – Grand Pas
- «Спящая красавица» Мариуса Петипа – Фея Сирени
- «Анна Каренина» – Анна, Китти
- «Гойя-дивертисмент» – Смерть
- «Баядерка» Мариуса Петипа – Никия
- «Лебединое озеро» Льва Иванова и Мариуса Петипа – Одетта и Одиллия
- «Раймонда» – Клеманс
- «Шехеразада» – Зобеида
- «Бахчисарайский фонтан» Ростислава Захарова – Зарема
- «Легенда о любви» Юрия Григоровича – Мехменэ Бану
- «Ленинградская симфония» Игоря Бельского – Девушка
- «Поцелуй Феи» – Фея
- «Звуки пустых страниц» Джона Ноймайера
- «Серенада» Джорджа Баланчина
- «Фортепианный концерт № 2» Джорджа Баланчина
- Симфония до мажор», 2-я часть, Джорджа Баланчина
- «Вальс» Джорджа Баланчина
- «Бриллианты», III часть балета «Драгоценности»
- «Юноша и Смерть» Ролана Пети
- «Анна Каренина» Алексея Ратманского – Анна
Награды
- 1991 — лауреат балетного конкурса Vaganova-Prix
- 1995 — премия «Золотой софит» за лучший дебют
- 1997 — премия «Золотая маска»
- 1997 — приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Медоры в балете «Корсар»)
- 1997 — премия «Балтика»
- 1998 — премия лондонских критиков Evening Standard
- 1999 — государственная премия России
- 2000 — заслуженная артистка России
- 2006 — народная артистка России
- 2015 — премия Правительства Российской Федерации
- 2015 — премия «Золотой софит» (за исполнение партии Маргариты в балете «Маргарита и Арман»)
Интересные факты
- В интервью Лопаткина сравнила танцевальные движения с речью, подчеркнув, что в одном случае, например в балете «Спящая красавица», требуется язык утонченный, деликатный, тактичный, а в другом — в караоке-баре — кардинально противоположный.
- В беседе с журналистами Ульяна, рассказывая о дружбе с Михаилом Барышниковым, призналась, что танцовщик подарил ей вязаные штаны для разогрева перед танцем. Оказалось, что это старая традиция в балетной среде — своеобразное пожелание удачи, выраженное в дарении вещей, которые помнят тело своего владельца и «муки, связанные с репетициями и разогревом».
- В начале нулевых Лопаткина участвовала в юбилейном вечере, посвященном Пласидо Доминго. Ульяну захотел увидеть в числе звезд вечера сам оперный певец, сказав русской балерине, что она может исполнить на этом торжестве «что угодно, но “Лебедя” обязательно».