Биография
Георгий Павлович Менглет — выдающийся артист, в отличие от многих современников считавший, что истинное призвание творческого человека — это театр, а не кино. Легенда советской сцены оставила след в искусстве целой эпохи.
Детство и юность
Георгий родился 17 сентября 1912 года в Воронеже. Отец Павел Владимирович — военнослужащий, мать Екатерина Михайловна — домохозяйка. Редкой фамилией семья обязана предку со стороны отца. После Отечественной войны 1812 года французский капитан с фамилией Менглет не вернулся на родину, обрусел, принял православие. По национальности актер — русский, но не без европейского «вмешательства».
В детстве мальчик увлекался фотографией, искусством и футболом. Страсть к последнему пронес через всю жизнь, оставаясь заядлым болельщиком до преклонных лет. Дочь творческой личности Майя Менглет вспоминала:
«Папа был невероятным футбольным фанатом, собирал газетные вырезки о футболе, знал все! Ночью его разбуди и спроси, кто какой гол забил в 1938 году — ответит».
Школьная учительница по литературе Александра Ивановна стала первой, кто заметил в мальчике актерский талант в чтении по ролям произведения Александра Грибоедова «Горе от ума». Благодаря ей в биографии появились первые роли.
Игра на уроке переросла в спектакль, где мальчик сыграл Чацкого. Постановка прошла хорошо, а в воронежской школе № 11 появился собственный театр имени Александра Сергеевича Грибоедова.
Ребята, среди которых и Менглет, погрузились в мир искусства. Школьники давали постановки за стенами школы, выступали на сценах клубов, народных домов и в кинотеатрах Воронежа. На юных артистов приходили посмотреть взрослые коллеги по цеху.
После школы юноша решил получить образование в столичном ЦЕТЕТИСе (позже ГИТИС). Мама его одноклассницы приходилась племянницей великому Константину Станиславскому и даже написала мальчику рекомендательное письмо, адресованное родственнику, которым молодой человек так и не воспользовался. Добиться успеха Георгий хотел сам и в 1930 году с первого раза поступил на курс Андрея Петровского.
В молодости Менглет играл в Государственном историко-революционном театре в спектаклях по произведениям Кэтрин Мур, Николая Лернера и Уильяма Шекспира. Год стажировался в Московском театре сатиры, сцена которого стала его мечтой.
Фундаментальное влияние на становление юного актера оказал Алексей Дикий, народный артист СССР. Еще школьником, приехав в составе воронежской делегации футболистов на открытие стадиона «Динамо», Георгий увидел работу режиссера. Постановка врезалась в память юноши, поэтому неудивительно, что при первой возможности в 22 года стал играть в его студии.
Начинающий исполнитель вскоре заслужил главную роль в постановке «Леди Макбет Мценского уезда». Воплотить на сцене отрицательного персонажа молодому дарованию удалось на ура — критики и зрители, в том числе и коллеги, остались в восторге.
Вскоре мастерская закрылась, а Дикого назначили худруком Большого драматического театра, куда он пригласил большинство труппы. Среди актеров оказался и Менглет.
В 1937 году Алексея Денисовича арестовали, а у молодого и полного творческих замыслов Георгия родилась мысль продолжить дело учителя, создав негласный «театр Дикого» в одной из отдаленных республик СССР. В том же году Менглет покинул столичный БДТ и с группой единомышленников открыл Русский драматический театр в Сталинабаде (позже — Душанбе).
Театр
В молодости деятель искусств получил звание заслуженного артиста Таджикской ССР. На сцене основанного им театра в Сталинабаде сыграл свыше 20 ролей, прежде чем стал худруком Первого фронтового театра Таджикской ССР, в составе которого ездил по воинским частям и поддерживал боевой дух солдат концертом «Салом, друзья!».
Среди зрителей постановки был сам маршал Советского Союза Константин Рокоссовский. В книге «Актер — лицо действующее» Менглет так описал эту встречу:
«Хорошо, что на сцене не стреляют, — сказал Константин Константинович. — Мы это делаем лучше. Зато такая веселая, оптимистическая программа воспламеняет дух».
Таджикистан любил одаренного исполнителя и в 1943 году присвоил деятелю искусств звание народного артиста Таджикской ССР за роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» — адаптации пьесы Александра Островского.
В 1944 году фронтовая деятельность Георгия Павловича окончилась. Лицедей вернулся в Москву, где начал выступать в Театре имени Евгения Вахтангова у Рубена Симонова, но несколько месяцев спустя получил звонок из Театра сатиры, который с юношеских лет оставался мечтой.
Спустя год актер поступил туда на службу и выступал на этой сцене до конца жизни, сыграв в более чем 70 постановках. Зрителю запомнились его образы карьериста Жоржа Дюруа в «Милом друге», судьи Бридуазона в «Женитьбе Фигаро», полковника Фредамбе в «Интервенции» и десятки иных ролей.
Фильмы
В послевоенные годы кинематограф стремительно набирал популярность, и даже легендарный Менглет не избежал участи оказаться перед камерой. Фильмография Георгия Павловича в сравнении со списком театральных работ мала: менее десятка кинолент за 40 лет.
В 1975 году артист участвовал в сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи: Ответный удар». Интересно, что именно данная серия первой вышла в цвете (до этого известный телецикл пускали в черно-белом формате).
В этом же году на экранах появился телеспектакль «Дом, где разбивают сердца», снятый по пьесе Бернарда Шоу. Автор начал работу над произведением в 1913 году, а закончил спустя 4 года. Несмотря на то что книга создавалась во время Первой мировой войны и пропитана чувством неизбежной катастрофы, ее персонажи искрили юмором и были преисполнены авантюризма.
В военном фильме «Победа» исполнитель блистал на экране вместе с Александром Михайловым, Андреем Мироновым и Рамазом Чхиквадзе. Литературной основой для киноленты стал роман Александра Чаковского.
Личная жизнь
Деятель искусств был женат дважды. С первой женой, артисткой Валентиной Королевой, Менглет познакомился в студенчестве. После окончания вуза пара расписалась и уехала в Сталинабад. У супругов родилась дочь Майя, ставшая впоследствии популярной советской киноактрисой, звездой ленты «Дело было в Пенькове».
Примечательно, что талантливая девушка построила карьеру в кино раньше знаменитого отца. Театрала при встрече часто расспрашивали, не является ли он родственником замечательной Майи Менглет.
Перемены в личной жизни мастера игры произошли в 1961 году, когда он ушел к Нине Архиповой, ведущей артистке Театра сатиры. В интервью изданию «7 дней» Майя Георгиевна рассказывала, что долго не прощала отца, чей уход стал трагедией. Не сразу, но отношения с бывшей супругой и дочерью у исполнителя наладились. В 2001 году на похоронах Королевой Менглет сказал, что любил ее всю жизнь. В том же году умер сам любимец публики.
Смерть
Великий деятель скончался 1 мая 2001 года в 88 лет, в день рождения супруги Нины Архиповой. Она пережила мужа на 15 лет.
Причиной смерти легенды советской сцены стал внезапно оторвавшийся тромб. Могилы обоих артистов находятся на Кунцевском кладбище.
Спектакли
- 1933 — «Виндзорские проказницы»
- 1935 — «Леди Макбет Мценского уезда»
- 1936 — «Русалка»
- 1938 — «Без вины виноватые»
- 1949 — «Роковое наследство»
- 1950 — «Комедия ошибок»
- 1951 — «Господин Дюруа»
- 1954 — «Лев Гурыч Синичкин»
- 1955 — «Клоп»
- 1958 — «На всякого мудреца довольно простоты»
- 1961 — «Игроки»
- 1967 — «Интервенция»
- 1969 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
- 1970 — «Проснись и пой!»
- 1977 — «Бег»
- 1984 — «Вишнёвый сад»
- 1992 — «Горячее сердце»
Фильмография
- 1942 — «Швейк готовится к бою»
- 1943 — «Лермонтов»
- 1963 — «Короткие истории»
- 1967 — «Фитиль» (фильм №60 «Тяжелый случай»)
- 1975 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар»
- 1985 — «Победа»
Интересные факты
- После войны советский постановщик Григорий Александров пригласил Георгия Павловича на съемки картины о выдающемся композиторе Михаиле Глинке. Пробы прошли прекрасно, однако худсовет решил, что не должен образ русского классика воплощать лицедей с французскими корнями и фамилией — Менглета исключили из состава.