Биография
Британская группа Blur, основанная в Лондоне в конце 1980-х годов, прославилась благодаря музыкальному соперничеству с коллективом Oasis и популяризации стилей инди-рок, лоу-фай и альтернативный данс. За годы творчества команда собрала коллекцию престижных премий, в том числе Brit Awards, а также номинацию на «Грэмми»
История создания
История создания коллектива началась в Лондоне в 1988 году. Его основатели Дэймон Албарн и Грэм Коксон были друзьями детства. Они играли в группе Circus, а затем организовали собственный проект, собрав вокруг себя единомышленников.
Еще в начале пути молодым исполнителям посчастливилось привлечь внимание музыкального продюсера лейбла Food Records Энди Росса. Они получили приглашение в профессиональную студию звукозаписи, а затем подписали контракт.
Поскольку руководству студии не нравилось название команды, они заменили его на короткое Blur, что в переводе означает «пятно», и принялись за запись дебютного сингла, а затем отправились на гастроли по городам Великобритании, чтобы проверить на слушателях музыкальный материал.
Сотрудничество с талантливым и дальновидным продюсером Стивеном Стритом помогло парням попасть в десятку популярных британских групп, поэкспериментировать в жанрах мэдчестер, диско и инди-рок и в итоге прийти к выступлениям на ведущих площадках и крупнейших фестивалях.
Состав
Еще на заре творчества к вокалисту Албарну и гитаристу Коксону присоединились барабанщик Дэйв Раунти и басист Алекс Джеймс. В таком составе молодые люди организовали первый живой концерт на родине и обрели признание.
Однако успешная карьера негативно сказалась на отношениях в группе. Первые проблемы возникли во время американского тура 1993 года, когда конкуренция с поп-коллективом Suede подорвала популярность Blur в Великобритании.
Затем в 1996 году Коксон начал злоупотреблять спиртным, а Джеймс стал жертвой звездной болезни, и музыканты решили приостановить совместную работу и заняться отдельными самостоятельными проектами. Это продлилось недолго, спустя пару месяцев артисты смогли договориться и вернуться в студию.
Но в последующие годы напряжение внутри Blur продолжало расти. В конце 90-х участники снова взяли паузу. В это время Албарн приобрел популярность как создатель анимированного проекта Gorillaz, а Джеймс активно сотрудничал со звездами музыкальной сцены.
В 2002 году исполнители попытались воссоединиться и записать очередной студийный альбом, но в последний момент гитарист не появился на студии и заявил о разрыве с Blur. Это сказалось на качестве звучания седьмой студийной пластинки, после релиза которой группа ушла со сцены и в течение пяти лет хранила молчание, тревожившее поклонников.
В 2008 году, после того как Албарн и Коксон поговорили и уладили разногласия, музыканты анонсировали концерт в лондонском Гайд-парке, а затем выпустили сборник лучших композиций Midlife: A Beginner's Guide to Blur и появились на одной из площадок фестиваля Гластонбери.
Фанаты обрадовались возрождению любимого коллектива и тепло приняли альбом 2015 года. Но после гастролей в поддержку долгожданной пластинки музыканты Blur снова поругались и во второй раз заявили о приостановке совместной деятельности.
В последующие годы каждый из участников был занят своим проектом. Они периодически собирались на сцене, но в интервью Албарн заявлял, что окончательное воссоединение вряд ли будет возможным. Поклонники почти потеряли надежду, но в 2022 году вдруг появились сообщения, что Blur объединились и работают над новым материалом.
Музыка группы Blur
Первыми работами в дискографии Blur стали синглы She's So High, There’s No Other Way и Bang, вошедшие в дебютную пластинку 1991 года Leisure. Она стала лебединой песней стиля шугейзинг и достигла седьмой строчки национальных чартов. Но критики приняли альбом прохладно, а сами создатели позже признавались, что не считают его удачным.
После релиза за Blur остались долги, и, чтобы расплатиться, участники решили отправиться на гастроли по городам Соединенных Штатов. Концерты принесли музыкантам неплохой доход и покрыли затраты на производство альбома.
Трек-лист выступлений включал новую композицию Popscene, написанную в духе британских 60-х годов и раздражавшую слушателей надрывным звучанием и обилием постмодернистских элементов. Хотя сами участники считали ее «очень английской», но прислушались к своей аудитории.
Blur пришлось в спешке переосмыслять собственную стилистику, из-за этого даже был отменен выход следующего сингла. Исполнители сделали акцент на британском стиле а-ля The Kinks и под руководством продюсеров Энди Партриджа и Стивена Стрита из Food приступили к работе над альбомом Modern Life Is Rubbish.
Когда материал был записан и обработан, дирекция лейбла решила, что для продвижения пластинки необходим заглавный хит, и музыканты вернулись в студию, чтобы сочинить песню под названием For Tomorrow. Он оказался на 28-й строчке национального чарта.
Во время официального релиза Blur чудом избежали обвинений в расизме и национализме из-за фото с питбулем в образе скинхедов и представителей субкультуры мод, подписанного British Image 1. Пришлось пофантазировать и выпустить изображение аристократического пикника довоенных лет, озаглавленного British Image 2. С такими поправками альбом получил сдержанные оценки критиков и остался за пределами топовой десятки британских и американских хит-парадов.
Музыканты не отчаялись и в 1994 году представили публике пластинку Parklife, с первых дней взлетевшую на вершину чартов Туманного Альбиона. Одноименный сингл содержал текстовую часть, записанную в сотрудничестве с актером Филом Дэниелсом. Руководство лейбла изначально не верило, что песня будет успешной, но у нее появились ценители.
Музыковеды наперебой заговорили о Blur и назвали Албарна, Коксона, Джеймса и Раунтри теоретиками и ведущими представителями зародившегося стиля брит-поп. Песни исполнителей начали активно крутить на радио и номинировать на различные премии. В итоге группа получила четыре категории призов на церемонии вручения Brit Awards 1995 года и из разряда альтернативных команд перешла в стан представителей популярного направления английской музыки.
Вдохновленные успехом, участники Blur записали диск под названием The Great Escape и вступили в театрализованное противостояние с коллективом Oasis, впоследствии названное «Битвой брит-попа». На протяжении нескольких месяцев музыканты обеих групп выпускали синглы и следили за результатами рейтингов. Кроме того, лидеры давали интервью в прессе, подогревая интерес фанатов взаимными выпадами и оскорблениями.
В результате Албарн и его коллеги выиграли «Состязание тяжеловесов Британии», продав 274 тыс. копий песни Country House, но упустили лидерство в реализации альбома в целом. Критики все равно остались в восторге.
После этого в группе начались конфликты, мешавшие творчеству и затягивавшие работу над очередной студийной пластинкой. Чтобы не пропадать с музыкальной орбиты, новоявленные поп-кумиры презентовали концертник Live at The Budokan, а в 1996 году выпустили свой самый успешный альбом Blur.
Суперпопулярные песни Beetlebum и Song 2, отмеченные влиянием инди-рока и лоу-фая, заняли первые строчки хит-парадов и были проиллюстрированы видеоклипами — номинантами на премию канала MTV и NME Awards.
Новая музыка Албарна и Коксона зазвучала на телевидении благодаря переизданию на альбоме ремиксов Bustin’ + Dronin’. В его создании участвовали такие звезды сцены, как Уильям Орбит и Moby.
Затем участники Blur взялись за работу над пластинкой «13», которую некоторые критики считают более мрачной по звучанию. В этот период Албарн переживал расставание с девушкой и, по слухам, увлекся наркотиками, что и отразилось на атмосфере альбома. Хитами стали песни Coffee & TV и Tender.
Когда группа вернулась в студию после перерыва, Коксон решил не продолжать сотрудничество. Единственная композиция из следующего альбома, где звучит гитарная партия музыканта, — Battery in Your Leg. В остальном участники творили без него.
Пластинка Think Tank стала экспериментом в области электронной музыки и альтернативного рока. Получив положительные отзывы прессы, запись с граффити художника Бэнкси на обложке попала в рейтинги популярных изданий и список «1000 лучших альбомов всех времен». Дополнительными синглами стали песни Out of Time и Good Song, презентованные с апреля по октябрь 2003 года.
После этого группа временно прекратила существование, возродившись в 2008-м. Новая жизнь Blur началась с выступлений и концертов, в том числе и в России, а новый альбом поклонники коллектива смогли увидеть на полках магазинов только пять лет спустя.
The Magic Whip поступил в продажу 27 апреля 2015 года и попал на первое место UK Albums Chart. Видеопрезентацией новой работы стал одноименный документальный фильм, продемонстрированный в кинотеатрах Великобритании и других европейских и азиатских стран.
Blur сейчас
Очередной виток совместного творчества британцев начался в 2023 году. В июне артисты дали концерт на стадионе «Уэмбли» в Лондоне, а затем пополнили дискографию альбомом The Ballad of Darren, получившим теплый прием поклонников и критиков. После этого группа Blur отправилась в гастрольный тур, в рамках которого посетила Европу, Японию, Южную Америку. Сейчас все новости о проекте публика узнает на официальном сайте.
В сентябре на Первом канале прошел показ документального фильма про Албарна.
Дискография
- 1991 — Leisure
- 1993 — Modern Life is Rubbish
- 1994 — Parklife
- 1995 — The Great Escape
- 1997 — Blur
- 1999 — «13»
- 2003 — Think Tank
- 2015 — The Magic Whip
- 2023 — The Ballad of Darren
Клипы
- 1990 — She’s So High
- 1991 — Bang
- 1992 — Popscene
- 1993 — Chemical World
- 1994 — To the End
- 1995 — Country House
- 1996 — Charmless Man
- 1997 — M.O.R.
- 1999 — Coffee & TV
- 2003 — Out of Time
- 2010 — Fool’s Day
- 2012 — The Puritan»
Интересные факты
- Некоторое время коллектив назывался Seymour в честь повести «Симор: Введение» Джерома Сэлинджера, но руководство лейбла сочло его «слишком студенческим».
- На творчество Blur повлияли The Kinks, Radiohead, Pink Floyd и Depeche Mode.
- Песни группы использовались в качестве саундтрека к фильмам «Жестокие игры», «Ангелы Чарли» и «Девчонки из Дерри».