Фильм «Движение вверх»: интересные факты о съемках
28 декабря 2017 года в российский прокат вышел фильм «Движение вверх», собрав 3 млрд рублей, чем догнал по зрелищности «Аватар» Джеймса Кэмерона. Премьера фильма оказалась подогрета спорами об исторической достоверности, сравнениями с «Легендой № 17» и обвинениями в плагиате на американскую драму «Мираж на льду».
Интересные факты ностальгической спортивной драмы – в материале 24СМИ.
Правда по суду
Режиссер фильма Антон Мегердичев в интервью признался, что в основе сюжета спортивной драмы лежала победа советских баскетболистов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году, но это не документальная версия событий. Тем не менее вдов тренера Кондрашина и баскетболиста Александра Белова расстроила сюжетная линия, показанная в фильме.
В сценарной версии тренер советской сборной оказался противоположностью прототипу. Спортсмены, работавшие с легендой советского баскетбола Владимиром Кондрашиным, утверждают, что Гаранжин скорее антипод наставника.
Претерпела преобразования и спортивная биография Александра Белова, которого на момент Олимпиады в Мюнхене создатели фильма сделали смертельно больным. Задела вдову Белова, Александру Овчинникову, и любовная линия советского баскетболиста.
В интервью журналистам женщины объединили усилия и подчеркивали негодование формулировкой «плакать хочется». Дело дошло до суда, но финальную версию фильма, где в героях значится Александр Белов, оставили без изменений.
Не о баскетболе
Фильм «Движение вверх» вызвал дискуссии среди любителей кино. Предметом спора стала суть картины.
Действительно, стиль баскетбола, где практикуются броски сверху, показанные в фильме, – это художественный вымысел. Чтобы завоевать доверие зрителей и не проиграть в зрелищности, режиссер пошел на хитрость и добавил слэм-данки, которые в 1972 году были запрещены.
Удивительно, но в ролях спортсменов американской сборной снялись российские баскетболисты. Макмиллена исполнил Александр Дедушкин, Кевина Джойса – Федор Маркин, занят оказался и Алексей Мурычев.
Но это лишь детали, а на первое место в спортивной драме вышел командный дух и личное преодоление страхов каждого их героев. Об этом говорят и актеры, которые за время съемок сплотились и действовали во благо проекта.
Олимпийская деревня в России
Локации для спортивной драмы подбирали в Грузии и Америке. А в Прибалтике и России нашли антураж, похожий на Германию. В Митино, где снимали Мюнхен, в качестве коттеджей олимпийской деревни использовали домики строящегося жилого района Аристово. Специально для живописных видов запускали камеру в небо и снимали маленький пятачок, а остальное достраивали компьютерной графикой.
Боты-платформы
Оператор Игорь Гринякин подбирал такие ракурсы, что спортсмены на фоне Владимира Гаранжина выглядели атлантами.
Чтобы добиться правдоподобности, подчеркивающей разницу между героем Владимира Машкова и спортсменами, чей рост должен быть выше 190 см, актерам надевали боты-платформы, добавляющие 10 см. Такую обувь называли «лабутенами», а сами исполнители считали, что выглядят как глэм-рок-группа.
Сила в эмоциях
Спрогнозировать успех проекта заранее невозможно. Однако фильм «Движение вверх» уже на этапе монтажа обещал внимание зрителей, когда сотрудники студии задерживались, чтобы досмотреть эпизод с баскетбольным матчем.
По мнению Антона Мегердичева, зрителей привлекла чистая эмоция, которая рождается при просмотре фильма. Это состояние влияет на всех, независимо от образования, социального происхождения и возраста.
Неизвестная американка
Конкретного композитора и автора песен в фильме не было. Использовать музыку «на заказ» режиссер отказался и предпочел работать с готовыми композициями. Каждая тема подбиралась отдельно к определенному эпизоду.
Фильм «Движение вверх» действительно удивил зрителей титрами, где указана американка в качестве композитора. «Та девушка, видимо, автор», – подчеркнул Антон Мегердичев.
Правдоподобность
40 минут картины длительностью 133 минуты были посвящены баскетбольным баталиям. На съемки кадров с мячом потребовалось 50 дней. Если разделить число съемочных дней на время фильма, куда вошли спортивные эпизоды, то получится, что за смену снимали менее минуты картины.
Баскетбол, который зрители видят в кадре, снимали 6-ю камерами. По требованию продюсеров все 52 результативных броска советской сборной были отсняты. Каждую баскетбольную сцену снимали дважды: со спортсменами и актерами, а затем монтировали и создавали иллюзию, что в кадре профессионалы.
Фильм «Движение вверх» вызвал дискуссии уже на этапе создания. Лишь 22-я версия сценария оказалась утверждена для съемок. И, по признанию создателей фильма, лишь наполовину содержание картины правдоподобно.