Самые сложные элементы в фигурном катании
Фигурное катание — зрелищный вид спорта, во время чемпионатов по которому миллионы поклонников неотрывно следят за впечатляющими связками исполняемых фигуристами прыжков и пируэтов. Сочетание сложнейших акробатических этюдов и грациозных па, исполняемых на захватывающих дух скоростях, заставляет поклонников восхищенно охать и крепче сжимать кулаки за любимых спортсменов, отдавая при этом дань уважения и соперникам.
Однако наблюдающие с восторгом за техничным исполнением болельщики не всегда представляют, насколько трудны в исполнении отдельные прыжки или вращения — о самых сложных элементах в фигурном катании расскажет статья 24СМИ.
Начиная с простого
Прежде чем разбираться с трудными «трюками» фигуристов, стоит сперва понять основы, на которых базируется фигурное катание, — без овладения ими ни один спортсмен не способен начать дорогу к вершинам «ледового Олимпа».
Шаги
Далекое путешествие начинают с первого шага. В фигурном катании ситуация сходная — среди базовых элементов, на которые опираются остальные, важнейшую роль играют шаги, делящиеся на разновидности: подсечки, змейки, торможения — это малая часть обширного списка.
Хотя базовые перемещения и не оцениваются судьями на соревнованиях, но без них невозможны более сложные комбинации. С помощью шагов спортсмены не только перемещаются по ледовому полю, но и набирают требуемую для исполнения сложнейших элементов скорость. И то, насколько уверенно фигурист двигается, не ускользнет от внимания судейства, подмечающего любую помарку.
Различают также «технические» шаги, которые входят в число оцениваемых элементов — например, за выполнением «дорожки шагов», продолжительность которой по правилам составляет от 30 до 50 секунд, судьи во время выступлений следят и выставляют баллы.
Спирали
Название элемент получил за характерные следы с плавно меняющейся кривизной, остающиеся на поверхности льда после исполнения «спиралей» фигуристом. Во время выполнения спортсмен продолжительное время скользит, опираясь на одну ногу. В этот момент вторая остается поднятой. Элемент относится к списку обязательных для парных выступлений и состязаний между женщинами.
К спиралям причисляют и «ласточку» — при выполнении спортсмены скользят на одном коньковом ребре, поднимая свободную ногу на уровень, позволяемый растяжкой, а тело удерживают параллельно поверхности льда. Выделяют следующие разновидности выполнения:
- спираль Керриган;
- ″ Шарлотты;
- ″ «колечко»;
- ″ в арабеске;
- Fan-спираль.
Также к спиралям относят и отдельные связующие элементы, не подлежащие оцениванию, как «кораблик» и «бауэр».
Пируэты
Знакомые болельщикам также под названием «вращения», пируэты входят в число обязательных элементов фигурного катания и подразделяются по 5 основным позициям исполнения:
- «волчок» — выполняемый сидя;
- «винт» — выполняемый стоя;
- либела — выполняется в «ласточке»;
- бильман — во время вращения свободная нога удерживается фигуристом за лезвие конька за головой;
- заклон — с сильным прогибом тела, откинутой головой и вывернутой наружу и отнесенной назад свободной ногой.
Последние два считаются чисто женскими — мало кто из фигуристов-мужчин обладает достаточной гибкостью для их исполнения.
Помимо основных, выделяют еще массу промежуточных позиций — все, не подходящие под определение перечисленных, например: полубильман и др.
Хотя пируэты не входят в список опасных для здоровья спортсмена элементов, при чрезмерном скручивании присутствует вероятность травмы коленных суставов и связок. Также при парном катании фигуристы рискуют задеть друг друга лезвием конька, ввиду чего на соревнованиях для пар разрешены только параллельные (когда партнеры вращаются синхронно в одном направлении) и совместные (когда напарники исполняют пируэт вместе в контакте) вращения.
Прыжки
Пожалуй, самые зрелищные, трудновыполнимые и травмоопасные среди элементов фигурного катания, на исполнение которых всегда с удовольствием смотрят зрители, — это прыжки, в обязательном порядке входящие в программу состязаний.
Различают прыжки с толком ребром конька опорной ноги — реберные:
- сальхов, получивший название от имени исполнившего его в 1909 году шведского спортсмена Ульриха Сальхова;
- риттбергер, или прыжок петлей, совершенный в первый раз немцем Вернером Риттбергером в 1910-м;
- аксель, первым исполнителем которого в 1882 году стал норвежский фигурист Аксель Паульсен, — входит в число сложнейших прыжков, исполняется в движении вперед с подсечки, имеет не целое число оборотов.
Другой категорией прыжков являются зубцовые — с толчком носком свободной ноги:
- тулуп (первый исполнитель — американец Брюс Майлс, 1920 год);
- флип, авторство которого не установлено, известно только, что первый раз на соревнованиях показан был в 30-х годах прошлого столетия;
- лутц, прозванный в честь Алоиза Лутца, продемонстрировавшего элемент впервые в 1913 году.
При объединении прыжков в последовательность из двух и более элементов образуется комбинация, целостная как эстетическим замыслом, так и техникой выполнения. Частным вариантом такой комбинации выступает каскад, при выполнении которого прыжки следуют чередой и совершаются из той позиции, в которой фигурист оказывается после завершения предыдущего элемента комбинации.
Запрещенные элементы
Разобравшись, какие бывают базовые элементы фигурного катания, стоит вспомнит и о тех, которые было решено отнести к запрещенным по тем или иным причинам. Большая часть из находящихся под запретом элементов касаются парного катания — вот основные из них:
- вращения партнерши в воздухе с удержанием за руку или за ногу;
- прыжки навстречу партнеру;
- поддержки с числом оборотов более 3,5;
- вращения партнерши с переворотом и отрывом его ноги от поверхности льда;
- перевороты партнерши в вертикальной плоскости и ряд других.
Также недопустимо чрезмерное использование поддержек, когда партнерша большую часть времени проводит в воздухе.
Еще в число запрещенных входят:
- сальто;
- лежание на льду;
- продолжительное либо стационарное касание льда обоими коленями;
- каскады, включающие больше 3 прыжков.
Подобные ограничения вызваны повышенным риском возникновения травм при выполнении приведенных элементов.
Однако случаются преднамеренные нарушения: так, в 1998 году в Нагано француженка Сурия Бонали выполнила сальто назад — в начале программы девушка упала и, не имея шансов на медаль, решила таким способом сделать выступление запоминающимся.
А в 1957 году Станислав Жук и его супруга Нина выполнили на чемпионате Европы запрещенную тогда поддержку одной рукой, в результате получили серебро вместо золота, ибо судьи посчитали элемент чрезмерно опасным. Однако уже в следующем году такую поддержку отнесли к «высшему пилотажу».
Сложные элементы
Среди самых сложных элементов в фигурном катании выделяют следующие:
- скобки — поворот на одной ноге со сменой ребра конька и направления движения;
- твиззл — вращение на одной ноге со смещением;
- крюк — поворот на опорной ноге без смены конькового ребра, но с изменением дуги;
- выкрюк — здесь меняется направление и дуга без смены ребра;
- чоктау — перемена ноги, ребра и направления с использованием обеих ног;
- тройной аксель — сложнейший прыжок, состоящий из 3,5 оборотов.
Большинство из перечисленных движений характерны для танцев на льду, но применяются и в фигурном катании.
Одним из труднейших в исполнении прыжков считают четверной лутц, впервые совершенный на чемпионате 2011 года в Японии Брэндоном Мрозом из США. Однако с того времени спортсмены в фигурном катании ушли далеко вперед — многие из них с легкостью исполняют элементы, которые прежде считались самыми сложными, и создают новые впечатляющие комбинации.
Такими элементами и комбинациями стали, к примеру:
- твиззлы-«пистолетики» Ивана Букина и Александры Степановой, ставшие фирменными для пары;
- три тройных акселя, исполненные за выступление Мао Асадой;
- четверной флип Сема Уно;
- каскад из четверного сальхова с тулупом в 3 оборота Юдзуру Ханю;
- вращения в полной растяжке Юлии Липницкой;
- четверной сальхов Мики Андо;
- четверной тулуп-тройной тулуп-тройной риттбергер Евгения Плющенко;
- четверные лутц, флип и тулуп Александры Трусовой, которой также удалось впервые исполнить три четверных прыжка в каскадах в одной программе и первой чисто «отпрыгать» каскад четверной тулуп-ойлер (прыжок в один оборот с приземлением на маховую ногу)-тройной сальхов.
Фигурное катание не останавливается в развитии, поэтому каждый новый чемпионат готовит поклонникам этого зрелищного вида спорта новые незабываемые впечатления.