Николай Карамзин: «истории граф», буква «Ё» и другие интересные факты о персоне
Большинство вспоминает этого человека исключительно как автора «Истории государства Российского», а ведь это далеко не единственное его достижение. Откровенно сказать, мало кому удавалось сделать в своей жизни столько, сколько успел Николай Карамзин, который оставил большой след в культуре России. В 2021 году исполнилось 255 лет с момента рождения историографа и литератора. Редакция 24СМИ предлагает вспомнить о том, как жил Николай Михайлович, чем занимался и какое наследие оставил после себя.
Ранние годы, образование
Карамзин родом из Симбирской губернии. Появился он на свет в 1766 году в семье дворянина. Мать умерла, когда Николай был еще ребенком, поэтому воспитанием занимался отец. Михаил Карамзин был среднепоместным землевладельцем в чине отставного капитана, происходил из дворянского рода, потомок военачальника — татарина Кара-Мурзы.
Дворянский ребенок Николай Карамзин получил начальное образование дома, в родовом имении. С ранних лет в его распоряжении была обширная библиотека. Он подолгу просиживал за книгами, увлекался чтением зарубежных и русских авторов. В этот период и зародилась его любовь к литературе.
Лучшим по тем временам в столице считался частный пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена. Средства позволяли отцу отправить туда сына в 1778 году. В учебном заведении Николай Михайлович получил хорошее образование, освоил популярные в ту пору французский и немецкий языки. Через 3 года стал университетским слушателем — посещал лекции профессора эстетики, просветителя Ивана Шварца.
Семья
Личная жизнь Карамзина оказалась непростой. В 1801 году он вступил в брак с Елизаветой Протасовой. Девушка тоже получила отличное образование и, кроме прочего, была интересной собеседницей для супруга.
Спустя год семейной жизни у пары родилась дочь, названная Софьей. К сожалению, жена не выдержала роды и скончалась.
Второй раз Карамзин женился на Екатерине Колывановой. На этот раз в браке родилось 9 детей. Правда, трое из них умерли еще в юном возрасте, а сын по имени Николай дожил лишь до 16 лет.
Сын Владимир стал публицистом, потом построил карьеру, дослужился до сенатора и женился на генеральской дочери. Дочь Екатерина стала супругой князя Мещерского, а Елизавета была фрейлиной, великодушной и нравственной личностью, благодаря чему считалась примером для современников.
Рисовая диета
Говоря о Карамзине, прежде всего, касаются тем его творчества, в частности работ по истории. Но ведь Николай Михайлович был таким же человеком, как и все. Ему были не чужды простые земные интересы. Так, не всем известен интересный факт, что Карамзин весьма привередливо относился к еде.
Всю жизнь он придерживался скромной диеты, употреблял ограниченное количество блюд и в целом ел немного. В частности, к числу обязательных яств относился вареный рис. Карамзин ел его и в чистом виде, и добавлял в супы. А также очень любил кофе.
Отношения с коллегами
Николай Карамзин гордился тем, что был наставником Пушкина. В свою очередь Александр Сергеевич, будучи известным ловеласом, даже успел влюбиться в жену Карамзина. Тот не мог об этом не знать, что отражалось на взаимоотношениях писателей. Правда, влияла и разница в возрасте.
Несмотря на это, Николай Михайлович был в числе тех людей, что не оставили великого поэта в трудные времена. Известно, что у Пушкина в Петербурге были недоброжелатели — сыпались доносы на его стихи, поведение, высказывания. В итоге Александр Сергеевич попал в ссылку. Но Карамзин похлопотал, чтобы того отправили не в Сибирь, а на юг.
Николаю Михайловичу удалось познакомиться и с Иммануилом Кантом. Он встретился с философом в Кенигсберге во время европейской поездки. Любопытно, что молодой на тот момент русский дворянин даже не направил Канту предварительного письма, но был принят радушно.
У них состоялась 3-часовая беседа. Впечатлениям о ней Карамзин посвятил главу в своих «Письмах русского путешественника». Публикация помогла российской аристократии лучше познакомиться с мыслями немецкого философа.
Масонство
В 1784 году после службы Карамзин переехал в родной город Симбирск, где вступил учеником в масонскую ложу. Здешние порядки разительно отличались от столичных. Братство в Симбирске имело огромное влияние на общественную жизнь. В губернии даже выстроили храм, который специально предназначался для ложи — в нем проходили заседания. Это невиданный прецедент для России.
Основатель ложи Иван Петрович Тургенев обратил внимание на способного ученика Николая Михайловича и предложил ему перебраться в Москву. В Белокаменной у последнего расширился круг знакомств. Он наладил связь с Николаем Новиковым — масоном, который считал просветительство главной задачей общества. Он же предоставил Карамзину жилье в комнате дома братства.
В 1789 году Николай Михайлович решил покинуть ложу. Часть исследователей его биографии полагают, что на этом его отношения с братством завершились. Но больше популярна противоположная гипотеза. Она гласит, что на самом деле он не выходил из общества, а лишь был командирован им в Европу. Ведь по внутренним правилам масонов в ложу можно вступить, но выйти уже нельзя.
Сам Карамзин эту версию, конечно же, не подтверждал. Напротив, писал, что совершил поездку на полученные с продажи наследства деньги.
Проза
Как писатель Карамзин начинал проявлять себя в 80-х годах XVIII века. За 40 лет его творчество претерпело ряд изменений. На ранних этапах, будучи масоном, он участвовал в редактуре первого Российского детского журнала. В это время в его трудах отражено масонство в виде интереса к моралистическим религиозным вопросам. Но больше его волновала предромантическая и сентиментальная литература.
После возвращения из Европы Карамзин издает собственный журнал. На страницах публикует ряд произведений, в числе которых уже упомянутые «Письма русского путешественника» и знаменитая «Бедная Лиза».
Эта повесть обрела популярность, которая продолжалась десятилетиями. Произведение создано в форме воспоминаний от первого лица. Но при этом Карамзин не сам придумал основную идею. Он заимствовал ее из европейской литературы романтического направления.
В путешествии он неоднократно сталкивался с подобным сюжетом в сентиментальных повестях. Автор переработал его под русские реалии. Получилось новое явление для российской литературы — нежное и чувственное, в духе сентиментализма. Кстати, грустная концовка тоже была в новинку — до этого в России художественные произведения, как правило, оканчивались оптимистично.
Поэзия
Кроме прозы, Карамзина интересовала и поэзия. В эту область он тоже внес новшества — стихи наполнились предромантизмом, стали ярким примером сентиментальной лирики. Писал Николай Михайлович и интимные произведения личного характера.
Он стал популяризировать в России творчество Уильяма Шекспира. Карамзина захватывали глубина и психологизм, которыми пронизаны произведения великого английского драматурга.
Николай Михайлович старался раздвинуть жанровые рамки русской поэзии. Впервые создал баллады, которых раньше в России никто не писал. Позже многие из них станут основой творчества великих писателей-романистов.
Карамзин избегал тяжеловесного слога. Он стремился сделать поэзию легкой для восприятия. Ему удалось сформировать новаторские принципы рифмовки, чтобы в произведениях звучала простота и непринужденность.
Переводы
Среди прочего Карамзин стал переводчиком — практиком и теоретиком. Он работал с трудами современников и классических авторов. Переводил на русский произведения с английского, латинского, французского, немецкого, восточных языков. При этом работал над текстами тщательно, выверяя стилистику.
У него была собственная переводческая позиция. Он полагал, что перевод — важный фактор развития языка, стремился к профессиональной честности. С таким подходом он создал ряд переводов, которые по сей день считаются эталонными. Среди его трудов тексты Шекспира, Томсона, Лессинга, Мармонтеля и пр.
Критика
Еще одна ветвь творчества Карамзина — критика. И здесь он был новатором. Дело в том, что в Европе критика на тот момент уже стала обыденным явлением. А в России — нет. Здесь ее внедрил именно Карамзин, считая полезной и необходимой для литературы.
Он считал, что критика призвана учить наслаждению вкусом. С его точки зрения, оценка произведений должна быть основана на том, соответствует ли оно жанровым канонам, отражает ли чувство изящного. Центральное место в критике занимало рассмотрение писателей как личностей, которые ищут или не ищут новаторские подходы в литературе, пытаются ли выразить психологизм и индивидуальность героев.
Буква «Ё»
Долгое время считалось, что Николай Карамзин ввел букву «Ё». Но это не так. На самом деле ее автором была Екатерина Воронцова-Дашкова — княгиня, директор Петербургской академии наук. Она предложила добавить ее в алфавит на заседании в 1783 году.
Она заявила, что нецелесообразно для обозначения одного звука использовать две буквы — io. Идея княгини понравилась многим, в том числе Державину. Он стал внедрять ее в письменную речь.
Что касается Карамзина, он был всего лишь популяризатором буквы Ё. Впрочем, в своем главном детище «История государства Российского» он ее не использовал, а применил в альманахе «Аониды».
Преобразования русского языка
Карамзин ввел ряд новых слов. Преобразования он использовал в собственных произведениях. Центральная идея новшеств была направлена на облегчение языка, придание ему изящества, устранение разницы между разговорной и письменной речью. Идеи он основывал на французском языке, в итоге добился:
- сокращения использования старославянских слов;
- ввода новых союзов вместо старых «паки», «иже» или «яко»;
- употребления прямого порядка слов;
- появления эстетических конструкций;
- замены длинных предложений короткими.
При этом с его подачи появились новые слова, которые до сих пор в ходу:
- адаптированные заимствования: эпоха, тротуар, катастрофа, цивилизация, момент и пр.;
- сочиненные им: влюбленность, трогательный, потребность и пр.;
- кальки: расстояние, упоение, наклонность и пр.
- термины: афиша, кризис, карикатура, авансцена и пр.
Проделанная работа привела к созданию того языка, на котором русские люди говорят по сей день.
Историограф или истории граф
Император Александр I назначил Карамзина в 1803 году придворным историографом. Такого звания ни до, ни после него никто не получал. Кстати, с этим связан курьез.
Николай Карамзин часто наносил людям визиты. В одном доме Петербурга он не застал хозяина и приказал лакею записать свое имя в гостевой книге. Продиктовал: «Историограф Карамзин». Глядя, как слуга что-то пишет корявым почерком, решил удостовериться в его правописании. И не зря.
Взяв книгу в руки, он увидел следующее: «Карамзин, истории граф». Получился забавный каламбур, о котором помнят и сегодня.
Став придворным историографом на государственном жаловании, Карамзин отошел от литературы и посвятил себя работе над «Историей государства Российского», сразу 8 томов которой напечатали в 1818 году. Потом вышло еще 3. Благодаря этому труду Николай Михайлович стал «своим» при дворе.
Издания, в свою очередь, набрали популярность благодаря тому, что были написаны легким слогом, а не сухим академическим языком. История стала интересовать всех, не стали исключением и светские дамы. Но суть написанного Карамзиным и сегодня подвергается сомнениям.
Задача историка — обнародовать истину, восстановить правдивую картину минувших лет. Но здесь мнения исследователей расходятся. Одни считают, что Карамзин стал первым, кто достоверно изложил жизнь страны. Другие парируют: он совсем не изучал того, что находил в первоисточниках. Вместо этого писал то, что диктовала власть. Если не находил нужного, сам дорисовывал картину. В итоге создал не научный труд, а политический.
«Воруют»
Некоторые люди думают, что крылатое выражение о том, что и через 100 лет в стране будут пить и воровать, принадлежит Карамзину. Другие считают — Салтыкову-Щедрину. Заблуждаются и те и другие.
В привычном виде фраза опубликована лишь в 2000 году в интервью Александра Розенбаума, где тот говорил, что якобы тот или иной литератор сказал нечто похожее. Но ни в одном труде Карамзина и Салтыкова-Щедрина ничего такого нет.
Это старая мысль о русской беде не раз мелькала в разных источниках — у Зощенко, у Вяземского и даже у Екатерины II, но конкретного автора у нее нет.
Смерть
Россия узнала о смерти Карамзина в 1826 году. Официально заявили, что он умер от простуды. Но, видимо, причины куда глубже. Ведь только недавно произошло восстание декабристов. И Карамзин сам приходил в тот день на Сенатскую площадь.
События поразили его, он перенес сильный эмоциональный удар из-за всколыхнувших страну потрясений. Это подорвало его здоровье. Впрочем, не исключено, что Николай Михайлович на площади и простудился, ведь на дворе стоял декабрь.
Карамзина похоронили в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище.
Память
В Ульяновске с 1845 года стоит памятник Николаю Михайловичу, выполненный в духе классицизма. В правую руку скульптор вложил ему «Историю государства Российского», в левую — трубу как символ прославления истории. В основании разместилась статуя Клио — музы истории. А на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде среди 129 персонажей красуется и фигура Карамзина.
Его портреты писали художники. А в городах его именем названы улицы — в Красноярске, Калининграде. В Москве есть проезд Карамзина.
Также имя историографа присвоили 4-палубному пассажирскому теплоходу, построенному в Германии и ранее носившему имя «Советская Конституция». Его видно на фото.
Николай Карамзин — историческая личность, оставившая большое наследие. Но отношение к его персоне так и не стало однозначным.