Джордано Бруно — астроном, философ, еретик: факты и мифы о жизни и открытиях ученого
- Сын военного
- В духе древнеримской литературы
- Побег в Европу
- Король-покровитель
- Внешность и характер
- Основные идеи Джордано Бруно
- Взгляд на католическую церковь
- Аристократ-доносчик
- Следствие и казнь
- Памятник на месте сожжения
- За что сожгли Бруно на самом деле
- Ватикан пытался скрыть тайные знания
- Не ученый, а философ
- Не был атеистом
- Реабилитирован католической церковью
Скандальная и противоречивая личность Джордано Бруно характеризуется историей неоднозначно. Со школы многие знают, что итальянца сожгли на костре за приверженность теории гелиоцентрической системы мира Николая Коперника. Но исследователи биографии философа утверждают, что на самом деле не все так однозначно. Подробнее об идеях, трудах, жизни, причинах казни Бруно и значении его работ – в материале 24СМИ.
Сын военного
Место, где родился философ, называется Нола. Ныне это коммуна в Италии с населением почти 35 тыс. человек. Поселение известно с античных времен: вблизи населенного пункта произошли три сражения Второй Пунической войны, здесь умер император Октавиан Август.
Бруно родился в городе, который считался объектом христианского паломничества. Нола входила в состав Неаполитанского королевства, которое подчинялось Испании. Глава семейства Джованни Бруно имел дворянские корни. Но род постепенно обеднел и потерял влияние. Джованни состоял на военной службе с жалованьем 60 дукатов в год, что считалось небольшим доходом. Например, итальянские чиновники средней руки получали 200–300 дукатов.
В свободное время отец ухаживал за посадками в огороде и саду, которые обеспечивали семью продуктами. Джованни поддерживал Испанию и уважал власть, поэтому назвал сына Филиппо в честь короля Филиппа II. Мать мальчика, Фраулисса Саволина, происходила из крестьянской семьи. Женщина помогала мужу вести домашнее хозяйство.
В духе древнеримской литературы
Точная дата рождения Джордано Бруно неизвестна. Но история сохранила данные, что философ родился в январе 1548 года, когда в Русском государстве царь Иван Грозный готовился к первому Казанскому походу.
Бруно обладал уникальной памятью, поэтому рассказывал эпизод из младенчества. Джордано вспоминал, что лежал в колыбели, когда через щель в доме в комнату заползла змея. Ученый рассказывал, что на помощь пришел отец, который отогнал пресмыкающееся от единственного сына. История ассоциируется с мифологическим детством Геракла, которому была предначертана великая судьба.
Дом, в котором прошло детство Бруно, был неказистый, но вид из окна восхищал воображение мальчика. Юный Филиппо любовался могучим Везувием, который вызывал у ребенка ассоциации с чем-то мифическим и загадочным.
Отец много времени проводил с сыном. Вероятно, Джованни привил Джордано любовь к литературе и сложению стихотворений. Отец рассказывал о древнеримских поэтах и показывал, где похоронен Вергилий.
Юного Филиппо не заинтересовали ни военное дело, ни торговля, ни государственная служба. Мальчик чувствовал тягу к знаниям, стремился познать мир, в котором живет, объяснить сущность бытия.
Побег в Европу
В 11 лет Бруно привезли в Неаполь, где мальчик изучал литературу, логику и диалектику. Через четыре года юноша перешел под опеку монахов и сменил имя Филиппо на Джордано. Поначалу подросток был прилежным учеником. В 1568 году Бруно написал первое произведение «Ноев ковчег», которое подарил папе Пию V во время поездки в Рим.
В 24 года Бруно стал священником, но взгляды служителя церкви изменились. Джордано много читал, рассматривал различные теории. Догмы католической веры не вдохновляли молодого человека. Все началось с того, что Джордано убрал из своей кельи иконы, оставив только распятие.
Руководство начало расследование против молодого священника, который не только оскорбил католицизм, но и читал запрещенную литературу. Бруно не стал дожидаться, пока его обвинят в ереси, покинул Неаполь и поехал в Рим. Вечный город оказался небезопасным, поэтому философ продолжил путь.
Сначала Джордано скитался по северу Италии, который изъездил с запада на восток: побывал в Генуе, Турине и Венеции. Подрабатывал преподавателем, чтобы свести концы с концами. Чтобы окончательно скрыться от католиков, Бруно перебрался в Швейцарию, где заинтересовался идеями кальвинизма. Но имеющий на все собственное мнение Джордано и там нажил себе врагов и был обвинен в ереси, но уже со стороны последователей Жана Кальвина.
Король-покровитель
Из Швейцарии Бруно бежал во Францию. Итальянец выступал с лекциями и обратил на себя внимание короля Генриха III Валуа. Правителя поразили обширные знания и отличная память философа.
Генрих сам увлекался идеями, которые осуждала церковь. Однажды король даже посылал отряд в Испанию на поиски трактата «Пикатрикс», который содержал сведения о симпатической и астральной магии и делал акцент на талисманах.
Таким образом, Генрих не был профаном в запрещаемых священнослужителями темах, и речь Бруно заинтересовала монарха, который пригласил ученого ко двору, дав несколько лет отдыха после скитаний, а позднее вручил рекомендательное письмо для поездки в Англию.
Философ жил в Лондоне, а позже в Оксфорде. Английский период считается одним из самых ярких в научной деятельности Бруно. В Туманном Альбионе ученый написал труд «О бесконечном, Вселенной и мирах», который обеспечил его имени увековечивание в истории.
Внешность и характер
До наших дней дошла гравюра начала XVIII века, на которой, как считается, изображен Бруно. Историографы полагают, что рисунок сделали по оригиналу, который позже был утерян. Считается, что на гравюре изображен Джордано в возрасте 20–30 лет.
Английский богослов Джордж Эббот с иронией говорил о внешности Бруно, указывая, что имя итальянца длиннее его тела, намекая на невысокий рост. Средним показателем для мужчин XVI века считается 170 см, поэтому исследователи полагают, исходя из слов Эббота, что рост Бруно был в пределах 155–165 см. А записи инквизиции содержат информацию, что Бруно имел средний рост и светло-коричневую бороду.
Современный исследователь Мордехай Файнгольд писал, что Бруно характеризовался как напыщенный и высокомерный философ, который устраивал ожесточенные споры со всеми, кто не разделял его точку зрения.
Основные идеи Джордано Бруно
Являясь человеком эпохи Возрождения, Бруно придерживался идеи божественного начала. Но в своих трудах мыслитель пытался обосновать теорию, которая шла наперекор христианству.
Бруно исповедовал идеи пантеизма. Последователи философского учения отвергают классическое представление о Боге-Творце или антропоморфном божестве. Сторонники пантеизма считают, что Бог и Вселенная – это одно целое. Адепты учения отвергают воззрения антропоцентризма, согласно которому человек являет собой средоточие всех усилий Вселенной. Джордано допускал существование других цивилизаций на отдаленных планетах и верил в теорию множественности миров. Ученый считал, что человек – это лишь малая часть вселенского замысла.
Термин «пантеизм» появился через 100 лет после казни Бруно, но под понятием понимаются идеи, которые философ излагал в своих трактатах. Ученый ввел понятие «живая материя» и высказал мнение о бесконечности Вселенной. Натурфилософия Джордано Бруно гласит, что природа является одушевленной единицей, подчиняется собственным законам и связана с божественным началом.
Живя в Англии, Джордано общался с представителями высшего света, которым доносил размышления Николая Коперника о том, что Солнце не вращается вокруг Земли. Кроме продвижения теории о гелиоцентрической системе мира ученый отметился собственным открытием в астрономии. Бруно предположил, что Вселенная не ограничена «сферой неподвижных звезд».
Также философ изучал вопрос магии и выделил девять ее видов, среди которых демоническая, оккультная, некромантическая, пророческая, губительно-зловредная. Кроме того, мыслитель был мастером мнемоники и обучал желающих приемам запоминания большого объема информации.
Взгляд на католическую церковь
Из Англии Бруно бежал из-за давления священнослужителей, которые ополчились на его антирелигиозные высказывания. Мыслитель останавливался во Франции, а затем перебрался в Германию, где окончательно перешел на радикальные антикатолические и антипапские позиции.
Философ ругал священнослужителей за хаос, вносимый в установленный миропорядок, который существовал тысячи лет. Обвинял ученый глав католической церкви и в попирании гражданских прав и свобод в Италии и Испании, припомнил и Варфоломеевскую ночь в Париже, и религиозный конфликт в Бельгии.
Бруно не верил в то, что Иисус Христос – Сын Божий. Философ считал, что уроженец Назарета освоил магию и укрепил в сознании людей ложное представление о Творце. Ученый утверждал, что Христос, оказавшись перед лицом смерти, старался всячески избежать казни. Джордано также заявлял, что Дева Мария не могла зачать Иисуса непорочным путем.
Аристократ-доносчик
Бруно признавался в любви к Италии и малой родине. Находясь в бегах, Джордано скучал по дому, но верил в дело, которое начал в Неаполе. Философы и ученые для продолжения работы всегда нуждались в деньгах, использовали таланты, подрабатывая репетиторами. Бруно не стал исключением и в период финансовой нужды согласился обучить мнемонике аристократа Джованни Мочениго из Венеции.
Преподаватель прибыл в Италию и за два месяца изложил ученику весь материал, а затем спешно засобирался за границу. Мочениго же рассчитывал, что Бруно будет жить в его доме и станет помощником. Поэтому аристократ обиделся на наставника и написал три доноса инквизиторам.
В ночь с 23 на 24 мая 1592 года мыслителя арестовали. В 2022-м исполнилось 430 лет со дня, когда Бруно попал за решетку и лишился возможности продвигать революционные для науки и философии идеи.
Следствие и казнь
Ученый томился в венецианской темнице до февраля 1593-го, когда пришло требование доставить его в Рим для инквизиторского суда. Семь лет мыслителя держали в тюрьме и требовали отречься от взглядов, которые признавались церковью еретическими.
В ходе следствия Бруно отказался от выдвигаемых условий – священники не спешили казнить Джордано, считая его ценным философом и ученым, который «сбился с пути». Но итальянец продолжал упорствовать и высказывать новые идеи, идущие вразрез с официальной позицией христианского учения.
Бруно в процессе следствия заявил, что душа человека после смерти переселяется в другое тело и продолжает жить на Земле. Терпение инквизиторов лопнуло, поэтому Джордано решили предать светскому суду. Священники поручили казнить ученого «без пролития крови».
Историографы отмечают, что Бруно стойко выслушал заключение суда и твердо произнес: «Сжечь не значит опровергнуть». Казнили философа в Риме 17 февраля 1600 года.
Кстати, Галилео Галилей тоже поддерживал учение Коперника, но на суде признал ошибочными свои суждения, за что получил мягкий приговор. Однако позже ученый сказал знаменитую фразу, ставшую цитатой: «И все-таки она вертится!»
Памятник на месте сожжения
Джордано родился через 30 лет после смерти Леонардо да Винчи, который придерживался теории о том, что человек является центром Вселенной. Бруно опирался на трактаты античных авторов и работы Коперника, создавая теории о человеке, природе, космосе и религии. Рационалистические взгляды Бруно легли в основу трудов европейских философов, которые продолжили попытку осмыслить окружающий мир и дать оценку наполняющим его явлениям.
В народном сознании личность Бруно реабилитировали в XIX веке, когда в Риме открыли памятник мыслителю, чтобы увековечить его вклад в науку. Примечательно, что поставили его на площади, где 300 лет назад ученого и сожгли .
При жизни о личности Бруно ходило немало легенд и домыслов. Одни считали ученого приспешником дьявола, вторые – сумасшедшим, третьи – пророком, а четвертые – мошенником. За четыре столетия персона итальянского мыслителя эпохи Возрождения обросла еще большим числом мифов.
За что сожгли Бруно на самом деле
Считается, что ученого сожгли за поддержку гелиоцентрической системы мира. Но на самом деле церковников возмущало рвение, с которым философ пытался разрушить сложившееся представление о Боге, Иисусе Христе, непорочном зачатии, душе – словом, попирал ключевые догмы христианства.
Поэтому Бруно казнили за отказ признать ошибкой теории, которые не согласовались с Библией. Влияние католической церкви на рубеже XVI–XVII веков держалось на ресурсах, которые были созданы в Средневековье – Новое время еще только вступало в права.
Ватикан пытался скрыть тайные знания
Миф отсылает к библиотеке в Ватикане и архивам, которые якобы скрывают запретные знания для 99% живущих людей на Земле. Легенда гласит, что в Риме всерьез обеспокоились, когда Бруно начал излагать догадки о подлинном мироустройстве. Сторонники конспирологических теорий считают, что церковь якобы знает о внеземных цивилизациях и существах, которые не созданы по образу и подобию человека.
Миф не признан правдой официальной наукой и расположен в пределах интересов любителей альтернативной истории, которые пытаются объяснить подлинное положение дел во Вселенной.
Не ученый, а философ
При жизни Бруно можно было назвать и ученым, и философом. Первого звания Джордано «лишил» Исаак Ньютон. Британец обозначил разницу между учеными и философами. Ньютон указал, что первые «гипотез не измышляют». Бруно был теоретиком и не пытался математически обосновать взгляды или провести эксперимент. Поэтому, с точки зрения Ньютона, Бруно следует считать исключительно философом, а никак не ученым.
Не был атеистом
Итальянец отрицал идею Бога-Творца и считал Иисуса Христа обычным человеком, который освоил магию и красноречие. Но Бруно не отрекался от веры. Философ по-прежнему считал себя и окружающий мир созданиями высшей силы, которая заполняет не только Землю, но и Вселенную. Атеистами называют людей, которые полностью отрицают существование Бога или богоподобных существ, обосновывают любые явления цифрами и практикой.
Реабилитирован католической церковью
Достижения Бруно признаны. Смерть не лишила итальянца славы, а, наоборот, сделала культовой фигурой. Биографию философа изучают в университетах, персона Джордано привлекает любителей загадок истории. Появились слухи, что якобы католическая церковь посмертно реабилитировала Бруно: мол, даже памятник в Риме поставили.
Но на деле уроженец Неаполя по-прежнему числится еретиком. Ошибку предшественников священнослужители признавать отказываются.
Джордано Бруно родился в передовой стране эпохи Возрождения. Застал период, когда наука и искусство были на подъеме, прогрессивные идеи витали в воздухе и захватывали умы талантливых ученых и новаторов. Но вместе с расцветом культурной жизни в Европе сосуществовало консервативное общество под управлением католической церкви, которая расправлялась с упрямцами, имевшими дерзость высказать иное мнение.