Дмитрий Донской — славный русский князь и его свершения: факты и мифы о политике и воине
Дмитрий Донской в исторической памяти позиционируется как мудрый политик, храбрый воин, хороший отец и верный муж. Проанализировав жизненный путь князя, представители РПЦ причислили государя к лику святых. Имя сына Ивана II Красного неразрывно связано с Куликовской битвой, которая по значимости сопоставима с Ледовым побоищем. Но так ли успешен и безгрешен был правитель, при котором Тохтамыш сжег Москву, задаются вопросом историки-любители. Подробнее о фактах и мифах, связанных с личностью великого русского князя, – в материале 24СМИ.
Славный Рюрикович
Прадед правителя – князь Даниил Александрович, который был младшим сыном Александра Невского. У основателя московской династии Рюриковичей был наследник Иван, который получил прозвище Калита (по названию большого кошеля для денег). Одна гипотеза говорит, что князь отличался щедростью, а другая утверждает обратное. У Ивана Калиты был сын Иван, которого прозвали Красным из-за красоты. Другие прозвища – Милостивый и Кроткий.
У Ивана II Красного были два сына – Дмитрий и Иван. Последний умер в 10 лет, когда по Москве прокатилась эпидемия чумы в 1364 году. За 5 лет до этого скончался и сам правитель княжества. Дмитрий Иванович встал во главе ослабленного государства в 9 лет. На западе усилилось Великое княжество Литовское, которое пыталось присоединить Москву.
Современники князя
Князь Дмитрий родился 12 октября 1350 года в Москве. Сын Ивана Красного застал эпоху, когда на Руси образовалось несколько крупных военно-политических центров, которые рассчитывали в условиях монголо-татарского ига занять главенствующую роль. Вместе с тем отмечался духовный подъем, росло значение церкви в жизни народа, укреплялся авторитет священнослужителей.
Современниками Дмитрия Ивановича были Сергий Радонежский, Никон Радонежский, митрополит Алексий, хан Тохтамыш и темник Мамай, рязанский князь Олег Иванович, серпуховский князь Владимир Храбрый, литовские правители Ольгерд, Витовт, Ягайло, византийский император Мануил II Палеолог.
Противостояние с Ольгердом
В 1368 году московский князь вмешался в междоусобицу, которая разгорелась в Твери. Дядя и племянник боролись за власть и решили обратиться к Дмитрию Ивановичу. 18-летний правитель встал на сторону Василия Михайловича, дяди Михаила Александровича. Племянник уехал в Литву к зятю, князю Ольгерду.
Союз тверского претендента и литовского лидера лишил власти Василия Михайловича. Став главой Твери, Михаил Александрович назвался великим князем. В Кремле посчитали, что тот может доставить немало хлопот, поэтому решили схитрить. Бояре придумали рискованный план: тверского князя пригласили в Москву якобы для решения спора, но на самом деле заточили Михаила Александровича в темницу.
В ситуацию вмешался монголо-татарский вельможа Карачи, который из-за конфликта приехал в Кремль. Оказавшись на свободе, тверской князь объединился с Ольгердом, разбил московское войско и осадил столицу княжества. Войско могло взять Москву, но на Литву напали тевтонцы, поэтому Ольгерд разорил окрестности и повернул домой.
Серебряные монеты
Дмитрий Иванович первым из московских князей начал чеканку серебряных монет. Произошло это на следующий год после Куликовской битвы. На одной стороне монеты изобразили вооруженного воина с надписью: «Печать великого князя» (без имени). На другой стороне содержалась надпись на арабском с именем Тохтамыша.
Вид монет изменился в 1382 году, когда был явно брошен вызов главе Золотой Орды. Московские мастера приступили к чеканке денег, на одной стороне которых изобразили воина, держащего за язык змею, а великокняжеский титул дополнили именем Дмитрий. На реверсе появился воин с саблей и топором, а имя Тохтамыша заменили на Узбек-хана, который умер за 9 лет до рождения Дмитрия Ивановича. В Золотой Орде шаг расценили как недружеский, ведь дань не получена, а с монет убрали имя действующего хана.
Москва белокаменная
Московский князь родился в год, когда была достроена Пизанская башня – легендарная итальянская достопримечательность. Дмитрий Иванович тоже оставил след в архитектурном наследии. Ядро Москвы до сына Ивана Красного возводили из сосны и дуба, но строения из раза в раз становились жертвой огня.
В 1365 году Кремль вновь сгорел. 15-летний правитель с боярами решил, что Москва заслуживает называться «белокаменной». Из Коломенского района в город привезли белый камень и построили более устойчивую и к огню, и к нашествиям крепость. В работе, которая заняла год, участвовали 2 тыс. человек.
Характер и внешность
Характер князя летописцы описывали неоднозначно. Родителей правителя нельзя было назвать решительными и хитроумными людьми. Они держались от политических интриг подальше. В княжение Ивана Красного Москва лишилась части влияния. Правление Дмитрия Ивановича было более удачным, но не обошлось без утраты земель.
Поэтому летописцы указывали, что Донской сочетал в себе нерешительность и откровенную трусость с отвагой, а ум и хитрость с простодушием и наивностью. Целостным князь оставался в вопросах духовности и морали: чтил святость брака, уважал религиозных деятелей и избегал чувства гордыни, хотя после победы на Куликовом поле это делать было непросто.
Изображения правителя, которые дошли до наших дней, созданы на свидетельствах современников. Словесный портрет государя рисует крепкого мужчину с широкими плечами, слегка полноватого, с черными волосами и бородой.
Обмен одеждой
Историограф XIX века Николай Костомаров ставил под сомнение образ бесстрашного князя Дмитрия I. Исследователь называл признаком трусости эпизод с обменом одеждой между правителем и боярином Михаилом Бренко, который пользовался любовью и уважением князя. Государь и боярин имели внешнее сходство. Бренко передали княжеские доспехи, коня, оружие, отличительные знаки и велели рынде (оруженосец-телохранитель) носить за ним знамя великого князя.
Боярин повел полк в бой, приковав к себе внимание противника. Монголы стремились убить князя в надежде деморализовать войско. Бренко погиб, но воины не дрогнули, потому что знали: враг клюнул на обман. После боя князь оплакивал боярина, пожертвовавшего ради него и победы жизнью.
Костомаров считал, что Дмитрий Донской повел себя как трусливый князь. Но, как известно, главы государств часто наблюдали и руководили ходом сражения из безопасного места. Дмитрий I участвовал в битве рядом с простыми солдатами, что было безумием, ведь стрелы и копья врага всегда нацелены на лидера. Поэтому трюк с переодеванием сохранил жизнь князю, но при этом он не отсиживался в стороне.
Куликовская битва
Лавры героя Донскому принесла победа на Куликовом поле, которая, как говорят исследователи, вдохновила русских на борьбу с монголо-татарами. Но триумф над захватчиками одерживали и до событий 1380 года. Дмитрий Иванович был современником первых побед над ордынцами: сражения у Шишевского леса (1365) и реки Пьяна (1367). Да и сам князь разгромил татар на Воже в 1378-м.
Немало споров вызывает численность войск. История дает разные оценки – от 5–10 тыс. человек до 800 тыс. в составе только Золотой Орды. Очевидно, что армия численностью в сотни тысяч воинов – преувеличение, ведь среднее население городов в те времена составляла 30–50 тыс. человек, поэтому собрать на поле брани 1,2–1,5 млн человек во второй половине XIV века – задача сложная.
Парадокс Донского
После битвы князь получил прозвище Донской, ведь рядом с Куликовым полем протекает знаменитая река. Но дальнейшее жизнеописание государя вызывает противоречия. Спор касается обстоятельств похода Тохтамыша на Москву и сожжения столицы. Биография владыки говорит, что тот взял курс на построение самостоятельной политики, без оглядки на монгольского хана. Это и отказ платить дань, и чеканка монет без имени Тохтамыша, и игнорирование ханских послов.
Историографов интересует вопрос, почему князь уехал в Кострому, когда к стенам Москвы подошло вражеское войско. Официальная версия говорит, что правитель отправился за подкреплением, но расстояние в 400 км намекает на попытку бегства. Однако истинные мотивы князя останутся загадкой. Исследователи предполагают, что Дмитрий задумывал некий хитрый маневр, но не ожидал, что защитники Москвы пойдут на переговоры с монголами, которые вероломно их предали и убили.
До похода Тохтамыша князь демонстрировал непокорность и, вероятно, понимал, что Орда не оставит выходки вассала без ответа. Поэтому у правителя должен был быть план и армия для защиты города.
Урок для князя
Донской правил Московским княжеством почти 30 лет. От отца правитель унаследовал государство, которое склонило голову в стремлении окунуться в пучину кризиса. Но, став у руля страны, Дмитрий Иванович спас княжество от гибели. Угроза в основном исходила от ВКЛ и некоторых мелких русских князей, которые дружили с литовцами. У монголо-татар были внутренние проблемы, поэтому для хана было важно получать дань вовремя.
Но Донской поставил цель скинуть ярмо ордынского ига. Князь понимал, что сделать это в одночасье не удастся, но нужно было задать вектор. Куликовская битва послужила подспорьем для начала борьбы с сувереном и продолжения собирания русских земель вокруг Москвы.
Но Тохтамыш проучил непокорного князя: сжег столицу, взыскал долги и обязал дальше платить дань, наделил правителя Твери специальным ярлыком, что означало самостоятельность княжества от Москвы. В качестве гарантии исполнения обязательств Тохтамыш взял в заложники старшего сына Донского – Василия I.
Духовная личность
Летописцы рассказывали, что князь трепетно относился к православию. По легенде, правитель ездил в Сергиев Посад, чтобы получить благословение старца Сергия перед Куликовской битвой. Донской в целом прислушивался к мнению не только бояр, но и духовных лидеров Руси. Князь чтил заповеди, соблюдал посты, носил власяницу. В 1988 году покойного правителя причислили к лику святых.
В Москве есть храм Всех Святых на Кулишках, основанный, как гласит легенда, по инициативе Донского. Считается, что князь построил церковь в память о погибших на Куликовом поле русских воинах. Но подтверждения теории историографы не нашли.
Другая легенда утверждает, что Донскую икону Божьей Матери Дмитрий Иванович получил из рук донских казаков перед Куликовской битвой. Нет свидетельств, что икона присутствовала рядом с полем брани. На мифологичность указывает и то, что в тот период донских казаков еще не существовало.
Ранняя смерть
Князь, как и его отец, не дожил до 40 лет. Иван Красный умер в 33 года от чумы, а его сын – в 38. Но причиной смерти Дмитрия I называют проблемы с сердцем, которые развились на фоне повышения массы тела в последние годы жизни. Но теория опирается на слабую доказательную базу, точная причина смерти остается загадкой.
Скончался князь 19 мая 1389 года в Москве, оставив 10 детей – двое наследников умерли при жизни отца. Незадолго до кончины Дмитрий Иванович поссорился с Владимиром Храбрым из-за вопроса о престолонаследии. Сохранились сведения, что князьям удалось помириться.
Завещание правителя
Донской вошел в историю не только победой над монголо-татарами на территории современной Тульской области. Дмитрий Иванович ввел моду среди князей оставлять завещание. Так, в документе правитель просил жену Евдокию Дмитриевну после его смерти исполнять не только материнские обязанности, но и отцовские.
Престол государь завещал Василию I, который жил среди татар после нашествия Тохтамыша. В завещании владыка обращался к остальным детям с призывом не развязывать междоусобные войны, жить в мире и вести княжества к процветанию.
«Димитрий Донской»
После Донского русским понадобилось еще 100 лет, чтобы скинуть монголо-татарское ярмо и начать самостоятельный путь. Но князья, бояре, воины, крестьяне помнили имя правителя, который начал борьбу. Память государя увековечила не только церковь, но и власть, армия. Именем Донского названы улицы в Москве, Калининграде, Иркутске, Новосибирске, Уфе, Краснодаре, Коломне, а также в Одессе и Бресте.
Русский флот называл корабли в честь князя в XVIII и XIX столетиях, а в советские годы имя правителя носили стратегические атомные подлодки. В 1944-м была сформирована танковая колонна «Димитрий Донской».
Мифы о Донском
С момента Куликовской битвы прошло больше 640 лет. Шесть с половиной столетий потребовалось для того, чтобы породить десятки версий и домыслов как о сражении, так и о главных участниках. Появлению мифов способствовало скудное количество информации об определенных эпизодах, которая бы помогла понять логику некоторых поступков.
Главным домыслом является миф о том, что сражения на Куликовом поле на самом деле не было. Скептики подкрепляют теорию тем, что на месте битвы найдено мало археологических свидетельств крупного противостояния. Но исследователи указали: опровергать факт битвы – все равно, что доказывать постановочный характер полета Юрия Гагарина.
Археологи объяснили, что Куликово поле по состоянию на 2021 год исследовано на 7%. Кроме того, есть сведения, что после разлива Дона поле боя могло оказаться под водой, поэтому поиски, вероятно, проходили не в том месте.
Математики Анатолий Фоменко и Глеб Носовский, написавшие «Новую хронологию» Руси, предположили, что Дмитрий Донской и хан Тохтамыш – это один и тот же человек. Исследователи проанализировали летописные свидетельства о двух разгромах Мамая и пришли к выводу, что поражение темнику нанесла одна и та же историческая личность, которая якобы скрывается за образами Донского-Тохтамыша.