Николай Киселев — праведник народов мира: жизнь и подвиг партизана
Факты
16 февраля 2023 г. 17:55
Время чтения: 11 минут

Николай Киселев — праведник народов мира: жизнь и подвиг партизана

«Матери душили своих детей. Это была другая планета. Это не было человеческое место. Там были другие законы», – такие воспоминания сохранила Мириам Гольц о переходе из немецкого тыла в советский. Полторы тысячи километров пути, более 218 голодных, больных, деморализованных человек и Николай Киселев. Офицер сохранял железное спокойствие и был полон решимости выполнить приказ. Подробнее о человеке, которого евреи называют «вторым Моисеем», а некоторые сравнивают с Оскаром Шиндлером, – в материале 24СМИ.

Происхождение

Киселев родился 19 декабря 1913 года в селе Богородское, что ныне лежит в 20 км от города Благовещенска, Республика Башкортостан. Русский крестьянин Яков Киселев стал отцом в 19 лет, а в 1914-м попал на фронт Первой мировой войны, откуда не вернулся. Евдокия Князева, мать Николая, овдовела в 1917-м и вышла во второй раз замуж после Гражданской. Отчимом будущего героя был уроженец Богородского Павел Баландин.

Борец с кулачеством

На юные годы Николая пришелся расцвет советской власти как в его родной деревне, так и по всей стране. Старшие товарищи заметили комсомольского вожака, поэтому в начале 1930-х отправили молодого человека в Уфу на рабфак. В XXI веке это слово почти забыто, но в довоенные годы термин звучал повсюду. Рабочие факультеты функционировали по всей стране и давали выходцам из рабочих и крестьянских семей знания для поступления в вузы.

Киселев в 1931 году участвовал в ликвидации кулачества в родной деревне. Парень работал по заданию партии, рискуя жизнью. По воспоминаниям Николая Яковлевича, кулаки дважды пытались застрелить его, но даже не смогли ранить.

Старший экономист

Учебу Киселев совмещал с работой в профсоюзе и общественных организациях. После окончания рабфака у молодого человека на руках была рекомендация для поступления в Ленинградский институт внешней торговли. На последнем курсе вуза Киселев вступил в партию.

1941 год для Николая начался многообещающе. В январе 27-летний уроженец Башкирии переехал из Ленинграда в Москву и начал работать во внешнеторговом объединении «Совинторг», на должности старшего экономиста-финансиста.

Политрук на передовой

Войну Киселев застал в Москве и в августе вступил в ополчение. После прохождения ускоренной подготовки Николай попал на фронт. Начальники оценили организаторские и командирские способности Киселева, поэтому назначили политруком дивизионной школы по подготовке младших командиров. Положение на фронте осенью 1941 года было крайне тяжелым. Немцы стремительно наступали, заставляя Красную армию отходить к Москве.

После завершения работы дивизионной школы Киселев получил новую должность. Его назначили комиссаром батареи вновь сформированного артиллерийского дивизиона. Однако подразделение не получило материальную базу, поэтому Николая отправили на передовую для инспекции боевой и идеологической подготовки личного состава.

3 октября Киселев вернулся с задания в свою часть. В это время гитлеровцы начали масштабное наступление в районе Смоленска, Ярцева, Дорогобужа. Николай попал в печально известный «Вяземский котел». Политрук с 18 товарищами пытался вырваться из окружения, но получил тяжелую контузию, ранение руки и спины. 19 октября Киселев попал в плен близ села Знаменка.

Плен

Киселева и других пленников вели в Рославль финны, которые не церемонились при попытке бегства. Малейшее отклонение в сторону сопровождалось выстрелами на поражение. Так погибло 20 пленников, которые пытались скрыться в лесной чаще, но не смогли пробежать и 10 м. Николай с первого дня в плену начал искать способы побега, но по пути в Рославль понимал, что пока осуществление замысла невозможно.

В городе немцы отбирали пленников для отправки в белорусский город Гомель. Николай хотел попасть именно в этот отряд. Узников должны были отправить ночью, а в темное время суток сбежать проще. Киселева включили в состав группы, однако в путь выдвинулись на рассвете, в крытых грузовиках и под усиленной охраной.

Побег

В Гомеле пленник встретил товарищей по дившколе, с которыми договорился бежать. Киселева и его знакомых определили в группу, которую планировали отправить в Минск. В поезде советские бойцы сломали решетку вагонного люка. Первым на свободе оказался Николай, который взял курс к заранее оговоренному месту встречи. По пути Киселев увяз в болоте и несколько часов пытался выбраться. В сырой одежде трясущийся от холода офицер добрался до ближайшей деревни на рассвете.

Но товарищей Николай не застал. Пленники еще в Гомеле выбрали второе место встречи. В Минской области есть деревня Октябрь, которая до 1939 года называлась Хотаевичи. Отсюда был родом один из товарищей Киселева. На путь в село офицер потратил 10 дней, но и здесь его ждало разочарование. Киселева встретил отец его знакомого, который отказался принимать бойца. Мужчина заявил, что сын на фронте, а кругом немцы, которые за укрывательство пленников беспощадно карают.

Кузнец Федот

Покинув Октябрь, уроженец Башкирии долго скитался по лесам, пока не вышел к деревне Илья. Советского бойца встретили местные, которые предложили остаться в поселке. Киселев стал молотобойцем и представлялся Федором Васильевичем Баландиным, взяв отчество и фамилию отчима. Местные прозвали его по-простому – Федот.

Кузнечные дела Николая интересовали в последнюю очередь. Киселев выяснил, что в деревне и окрестностях под видом родственников и батраков скрываются другие беглые пленники. Офицер наладил связь с красноармейцами и подрядил крестьян для подпольной работы. Федот-Николай работал в кузнице Юзика Бермана.

Подполье и «дядя Вася»

Подполье, которым руководил Киселев, состояло из 10–15 человек. Они сотрудничали с партизанским отрядом «Мститель», которым командовал Василий Воронянский, герой Гражданской войны и боев у озера Хасан (1938). «Дядя Вася», как его прозвали подчиненные, за безупречную службу получил именные часы от наркома Климента Ворошилова.

Николай Киселев и Василий Воронянский
Николай Киселев и Василий Воронянский / Коллаж: wikimedia.org

Киселев вербовал бойцов для отряда Воронянского, добывал оружие, боеприпасы, снабжал продуктами, срывал лесные, хлебные и мясные заготовки для немцев, агитировал молодежь бороться, а не ехать работать в Германию.

Ответственное задание

Деятельность Киселева недолго оставалась тайной для нацистов. Готовился арест Николая, но подпольщика вовремя предупредили. Офицер скрылся в лесу, где примкнул к партизанам «дяди Васи».

Севернее деревни Ильи был поселок Долгиново, где до войны жили 3 тыс. евреев. К лету 1942 года их численность сократилась до 278 человек. Уцелели люди благодаря тому, что укрывались в лесах или отсиживались в погребах. Отчаявшись, они примкнули к «Мстителям». Но партизаны не могли взять под опеку такое количество людей. Долгиново и другие населенные пункты в радиусе сотен километров контролировали немцы, и бежать было некуда.

Белорусские крестьяне отказывались укрывать евреев. Они опасались суровой расправы немцев, которые без колебания загнали бы в сарай и их самих, и беглецов, а затем бы сожгли или просто расстреляли прямо на пороге дома. Только единицы рисковали своей жизнью и безопасностью близких, укрывая в погребах евреев. Фото тех времен красноречиво показывают, что немцы безжалостно расправлялись с целыми деревнями.

Солдаты вермахта перед горящей деревней
Солдаты вермахта перед горящей деревней / Фото: wikimedia.org

Воронянский связался с Москвой и описал ситуацию. Последовал приказ: вывести евреев через линию фронта. Задание поручили Киселеву, которому в помощь выделили 8 партизан. Предстоял огромный путь по оккупированной территории, где почти в каждом населенном пункте были немцы или полицаи. Под опеку офицера попали не военные или здоровые и крепкие мужчины, а измученные и голодные дети, женщины, старики.

Читайте такжеПанфиловцы — герои Великой Отечественной: факты, мифы и споры о подвиге

«Суражские ворота»

В начале 1942 года красноармейцы и партизаны общими усилиями создали «Суражские ворота». Они представляли собой 40-километровый разрыв между нацистскими группами армий «Центр» и «Север». Лесная и болотистая территория даже при хорошей погоде была непростым местом для наступления. Но местность была идеальна для скрытной работы партизан, которые получали боеприпасы и оружие, переправляли раненых и эвакуировали гражданских.

От места расположения «Мстителей» до «Суражских ворот» лежали сотни километров оккупированной земли. Проблема была не только в немцах и полицаях. Командиру предстояло решить, как прокормить 278 человек. Крестьяне, у которых и так забирали почти все припасы немцы, не спешили делиться с партизанами, а тем более с почти тремя сотнями обездоленных, которые чудом дожили до августа 1942 года.

Засада

Николай Киселев дал подопечным инструкции в случае опасности. Так, при нападении немцев или полицаев партизаны вступали в бой, а сопровождаемые должны были разбегаться в разные стороны и пытаться скрыться. Выжившие через 3 дня возвращались на место, где была стычка. Киселев старался избегать столкновений с врагом, поэтому передвигались ночью, а днем в деревни отправлялись небольшие отряды в поисках провианта.

Но в двух перестрелках Николаю и бойцам побывать пришлось. В один из таких случаев от отряда отделилось около 60 человек, которые не нашли обратную дорогу. Мириам Гольц в 1942-м было 8 лет. Она вспоминала, как после пути длинной в 40 км остановились на лесной поляне, чтобы отдохнуть. В этот момент их окружили немцы, поднялась паника, люди стали разбегаться в разные стороны. Кто-то сбил Мириам с ног: «Я упала, а все бегущие прошли по мне. Кому до меня было дело? Своих детей бросали. Человек как зверь, когда ему угрожает смерть».

Вспышка дизентерии

После нападения под началом Киселева осталось 218 человек. Провиант в деревнях добыть было очень тяжело, если кто-то давал продукты – это была большая удача. В основном путники обходились дарами леса и болотной водой, что привело к вспышке дизентерии. Кого болезнь не подкосила, роптали и требовали оставить тех, кто тормозит отряд. Но Киселев заступался за каждого и подчеркивал, что никого в лесу не бросят.

Шимону Хевлину было тогда 13 лет. Он был одним из тех, кого поразила болезнь. Уставшие и озлобленные люди требовали бросить парня вместе с другими больными. Мать подростка в порыве гнева предложила застрелить ее вместе с сыном. На крик пришел Киселев, который успокоил женщину, велел помогать Шимону идти, держа парня под руки. Вскоре подросток поправился.

Берта Кремер

Самой маленькой была Берта – девочка родилась за год до войны. Ребенок голодал и постоянно плакал. Отчаявшаяся и уставшая мать, которую ругали другие путники, была готова утопить девочку, чтобы не навлечь на отряд немцев. Как заметила Гольц, тогда в лесу царили другие понятия и правила, отличные от общепринятых. Моральная планка снизилась, благородство уступило место инстинкту выживания.

Человечность и спокойствие сохранял Киселев, который не дал утопить Берту. Офицер взял девочку на руки, дал свой хлеб и нес ее весь оставшийся путь. С того момента Берта не проронила ни одной слезы. «Я живу благодаря Киселеву. Люди в то время озверели. Каждый думал, как выжить, как пережить это все. Это надо понять. Я их не обвиняю», – говорила спустя десятилетия Берта Кремер.

Конец пути

Киселев не давал людям впасть в отчаяние, добывал провиант и всегда был готов схватиться за оружие, чтобы защитить подопечных от оккупантов. До «Суражских ворот» отряд добрался в сентябре, а весь путь был завершен в октябре. «Он был очень теплый человек. Любил помогать. Подбадривал стариков, детей», – говорила о Киселеве Сима Шлехтман.

Большая часть подопечных добралась до советского тыла, где помощь уже потребовалась Николаю Яковлевичу. Политруком заинтересовалась контрразведка, которая приняла Киселева за дезертира. Но спасенные евреи вступились за Киселева, с которого вскоре сняли обвинения.

После войны

Воевал Киселев до 1944 года. В январе офицер и партизаны, помогавшие сопровождать евреев, получили премии от 400 до 800 руб. Лидера отряда представили к званию Героя Советского Союза, но самолет с документами сбили, и Киселев не получил награду. После войны Николаю Яковлевичу вручили орден Отечественной войны I степени, но за подпольную работу в Илье.

В мирное время Киселев окончил Академию внешней торговли и работал в Министерстве внешней торговли СССР, но не любил рассказывать о подвиге в годы ВОВ. Из-за этого появилось мнение, что 1500-километровый переход евреев во главе с Киселевым – миф. Однако позже в архивах нашли документы о награждении Николая Яковлевича денежной премией за спасение белорусских евреев.

«Список Киселева»

После войны Киселев женился на уроженке Минска Анне Сиротковой, с которой он познакомился в партизанском отряде. Герой войны находился на госслужбе до выхода на пенсию в 1974-м. В том же году, 27 октября, умер в Москве в 60 лет. Незадолго до этого, 9 октября, в возрасте 66 лет скончался Оскар Шиндлер, который известен спасением евреев в Германии. Похоронен Киселев на Востряковском кладбище.

Мемориальный камень в сквере имени Николая Киселёва на Новом Арбате
Мемориальный камень в сквере имени Николая Киселева на Новом Арбате / Фото: wikimedia.org

Киселева, как Шиндлера, ждала слава, но уже после смерти. Начало положили потомки людей, которых Николай Яковлевич, подобно пророку Моисею, провел по лесам и болотам Витебской области.

В 2005-м израильский институт «Яд ва-Шем» присвоил герою звание «Праведник народов мира». Из 218 спасенных Киселевым в живых в 2008 году было 14 человек. Однако 2,2 тыс. потомков жертв Долгиновского гетто ежегодно 5 июня собираются в Тель-Авиве, чтобы почтить память погибших и помянуть добрым словом Николая Яковлевича. Историю политрука и его подопечных рассказали в документальном фильме «Список Киселева».

Читайте такжеАлександр Матросов — от колонии до подвига: путь героя Великой Отечественной войны

«Праведник»

Биография героя войны вдохновила российских продюсеров на создание военной драмы «Праведник». Съемки киноленты проходили в 2021 году в России, Белоруссии, Израиле. Режиссер картины Сергей Урсуляк рассказывал, что трудности возникли в Израиле, где процесс осложнялся коронавирусными ограничениями. Роль Киселева досталась Александру Яценко. Премьера фильма состоялась 16 февраля 2023 года, спустя 80 лет после описываемых событий.

Николай Киселев стал символом человечности, отваги и преданности долгу. Легендарным политруком гордятся в России, его благодарят в Израиле и Белоруссии. Политрука помнят на малой родине, где установлен памятник, и в Москве, где именем героя назван сквер на Новом Арбате.

Читайте также