Панфиловцы — герои Великой Отечественной: факты, мифы и споры о подвиге
Панфиловцы в историографии Великой Отечественной войны занимают особое место. О бойцах, которые воевали под началом генерал-майора Ивана Панфилова, знают даже те, кто не особо знаком с историей. Одни уверены: в описании подвига реальна каждая деталь. Другие называют все «вымыслом советских пропагандистов». Третьи считают: факт массового героизма неопровержим, но эпизод оброс мифологизированными подробностями. Поэтому критически настроенные россияне смотрят на подвиг через призму скептицизма. Подробнее о том, что в истории с панфиловцами факт, а что – миф, – в материале 24СМИ.
Осень 1941 года — немцы под Москвой
Начало войны ознаменовалось катастрофой для Советского Союза. Но и Германия не реализовала блицкриг, забуксовав на подступах к Москве, осадила Ленинград, с трудом оккупировала Крым, но при этом 250 дней не могла захватить Севастополь. К концу сентября 1941 года нацисты контролировали Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины.
На центральном направлении оборонительная линия на севере простиралась по Волге: от Калязина до Ржева. Западный рубеж пролегал по рокадной железнодорожной линии Ржев – Вязьма – Брянск (до города Дятьково). На юге оборону держали по полосе Ряжск – Горбачево – Дятьково. Таким образом, советское командование не только защищало центральное направление, но и создало трудности для вермахта при попытке напасть на столицу с севера или юга.
На многих участках оборонительная линия отодвигалась ближе к Москве. В цепочке «котлов» погибали не только батальоны или полки, а целые армии. Нацисты превосходили по числу и выучке. Советский мобилизационный механизм работал без перерывов, но постепенно возникла острая нехватка начальствующего состава. Солдат отбирали для прохождения ускоренных офицерских курсов, на передовую перебрасывали командиров, которые рассчитывали встретить старость в тылу.
Подходя к Москве, немцы признавали, что жесткость сопротивления растет. Нацистское командование рапортовало в Берлин, что советские воины уступают по навыкам, но в разы превосходят по храбрости бойцов вермахта, чей боевой дух снизился после провала блицкрига. Но Адольф Гитлер требовал захватить Москву до зимы. Самолеты-разведчики группы Ровеля кружили над Подмосковьем и столицей. В середине сентября, когда до захвата оставалось полторы недели, руководство группы армий «Центр» подготовило план по взятию Москвы. Операция получила кодовое название «Тайфун».
Цели и силы сторон
Перед войсками вермахта поставили задачу: расчленить оборону советской армии тремя ударами танковых группировок. Приоритет заключался в окружении и уничтожении сил в районе Вязьмы и Брянска. Далее по плану операции «Тайфун» немцы рассчитывали подвижными группировками взять город в тиски с севера и юга. Финальная фаза состояла из решающего наступления по трем направлениям, главное из которых центральное.
Советское командование разработало ряд оборонительных операций, цель которых заключалась в отражении наступления вермахта. Отдельное внимание уделили срыву планов нацистов по заходу с флангов. В целом тактика гитлеровцев не была новой, поэтому в Москве без труда разгадали задумку немцев.
Проблема была в численном перевесе нацистских сил. На Москву наступало 1,8 млн солдат. Противостояли оккупантам войска, численность которых была меньше на 550 тыс. человек. По танкам перевес тоже был не в пользу СССР: 1,7 тыс. против 990. С воздуха наступление поддерживало почти 1,4 тыс. самолетов. В распоряжении советского командования их было в два раза меньше. Аналогичная ситуация с орудиями и минометами: 14 тыс. против 7,6 тыс.
Ход боев и итоги сражения
Оборона Москвы длилась два месяца. Октябрь и ноябрь 1941 года считались решающими в защите столицы. В этот период потерпела крах операция «Тайфун», но за победу советским силам пришлось заплатить немалую цену.
Новое наступление немцы начали успешно. Моторизованный корпус Гейнца Гудериана преодолел 200 км и захватил Орел. Но нацистам не удалось взять Тулу, что сорвало план по взятию Москвы с юга. Успешно немцы действовали на центральном направлении: прорвали Брянский фронт, а в вяземском «котле» погибло 380 тыс. советских солдат, еще 600 тыс. попали в плен.
Ряд серьезных провалов в обороне значительно обескровили Красную армию. Командованию пришлось расставлять приоритеты при выборе городов, которые нужно было удержать любой ценой, а какие отдать с меньшим сопротивлением. Волоколамск, Можайск, Малоярославец, Калуга – населенные пункты, рядом с которыми сосредоточились основные силы Западного фронта. Но к концу октября города пали – бои шли в 80–100 км от столицы СССР.
На севере ситуация складывалась неблагоприятно – гитлеровцы оккупировали Калинин (Тверь), который планировали использовать как плацдарм для решающего наступления на Москву. Советское командование обрушило на нацистов авиацию и пехоту, что вынудило вермахт отказаться от дальнейшего продвижения через Калинин.
Сдерживающим фактором для сторон стала погода. Дожди превратили дороги в грязевую кашу, поэтому и советские войска, и немецкие силы испытывали проблемы из-за перебоев с обеспечением. Несмотря на провал на юге, нацисты не отказались от плана захватить Тулу. К тому моменту участок фронта командованию войск СССР удалось усилить за счет солдат, которым удалось выйти из окружения под Брянском и Вязьмой. В начале ноября красноармейцы и рядовые жители Тулы героически отразили попытки вермахта захватить город.
7 ноября в Москве прошел парад по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции. В шествии участвовали солдаты, которые сразу после торжественного прохода по Красной площади отправились на фронт, где немцы готовились к последнему броску на столицу. В середине ноября нацисты наступили с северо-запада и захватили Клин, Солнечногорск, Истру. Гитлеровцев отделяло от главного города СССР 40–50 км. Передовые отряды нацистов добрались до окрестностей Зеленограда, где были остановлены и разбиты.
На юге гитлеровцы не оставляли попыток захватить Тулу, а затем пытались обойти город, но встретили сопротивление в районе Каширы. В декабре план гитлеровцев окончательно провалился, а советские силы перешли в контрнаступление, которое переросло полноценную деоккупацию страны.
Битва за Москву завершилась триумфом СССР. Победа ковалась из небольших тактических успехов, самоотверженности и смелости отдельных героев и подвигов целых батальонов, полков, дивизий. В историю вошла не только героическая оборона Тулы или окрестностей Зеленограда, но и бой у разъезда Дубосеково, где прославились бойцы генерал-майора Ивана Панфилова.
Бой у Дубосекова — история подвига
Иван Панфилов командовал 316-й стрелковой дивизией. Боем у разъезда Дубосеково, который проходил 16 ноября 1941 года, руководил командир 1075-го стрелкового полка полковник Илья Капров. Панфиловцы стояли у Волоколамского шоссе близ деревни Нелидово. У разъезда Дубосеково укрепилась 4-я рота 2-го батальона, которой руководил капитан Павел Гундилович.
Со стороны вермахта в наступление шла 2-я танковая дивизия, которую с 1938 года возглавлял генерал-лейтенант Рудольф Файель. У соединения до переброски на Восточный фронт небольшая, но внушительная боевая история: сражения во Франции с танковыми частями Шарля де Голля, столкновения с греческими, британскими и новозеландскими войсками в Салониках, Ларисе, Афинах.
Капров писал, что вверенные его полку рубежи не были подготовлены к обороне. Бойцы в короткие сроки вырыли новые рвы, траншеи, окопы. Для грядущего боя с танковыми формированиями нацистов вооружение советских воинов оставляло желать лучшего. В распоряжении полка было 11 противотанковых ружей, две 76-мм пушки и старые горные гаубицы образца Первой мировой войны, «коктейли Молотова».
Основной удар гитлеровских танкистов приняли бойцы 4-й роты Гундиловича, численность которых составляла 140 человек. Утром немцы организовали разведку боем. По воспоминаниям Капрова, полк атаковало 10–12 танков вермахта. Но полковник не смог назвать количество техники, которое атаковало именно 4-ю роту. За первую часть боя полк уничтожил 5–6 танков, заставив нацистов отступить.
Однако менее чем через час гитлеровцы получили подкрепление и обрушились на позиции формирования Капрова с новой силой. На этот раз советским солдатам пришлось отступать на новые позиции. Командир полка отметил, что больше других потери понесла 4-я рота: уцелел Гундилович и 20–25 бойцов. «Рота дралась героически», – оценил беспримерную храбрость подчиненных, которые приняли на себя основной удар. Всего у Дубосекова полк Капрова уничтожил 9 танков вермахта.
Дивизия Панфилова сдерживала силы под командованием Файеля пять дней. Оборона вверенных рубежей обошлась дорого. К концу сражения численность соединения составляла менее 1 тыс. солдат. 18 ноября осколок мины убил командира дивизии. Но история подвига солдат и генерал-майора не затерялась на поле боя и в архивах. Соединению присвоили орден Красного Знамени, а в день гибели Панфилова ее переименовали в 8-ю гвардейскую дивизию.
28 панфиловцев — рождение мифа
Первая статья о событиях у Дубосекова появилась в газете «Известия» 18 ноября. Журналист Г. Иванов рассказал о бое дивизии Панфилова с 50–60 танками. Корреспондент указал, что панфиловцам удалось уничтожить 9 единиц вражеской техники. Затем в печати стали появляться мифы, которые, по мнению современных историографов, были призваны поднять боевой дух защитников Москвы.
Из-под пера журналиста В. Чернышева вышла статья под названием «Во славу бесстрашным патриотам». Корреспондент указал, что гвардейцы «основательно потрепали 60 танков» и заставили отступить врага. Чернышев писал, что красноармейцы под началом политрука Диева 4 часа отражали наступление немцев, которые жаждали реванша.
Чернышев лично посещал дивизию, а вместе с ним с бойцами соединения общался другой журналист – Василий Коротеев из «Красной Звезды». Корреспондент посвятил солдатам очерк, но по ошибке указал, что героически сражалась 5-я, а не 4-я рота. В материале Коротеев впервые указал численность – 28 панфиловцев.
Подытожил мифологизацию подвига солдат журналист Александр Кривицкий, который 28 ноября опубликовал статью «Завещание 28 героев» (28-е число месяца и столько же героев). Новизной материала стали две фразы, которые приписывают политруку Василию Клочкову. Военнослужащий якобы автор высказываний «Ни шагу назад!» и «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!». Над статьей Кривицкий работал несколько дней.
Менялись не только фразы Клочкова, но и число уничтоженной техники – от 18 до 24. В январе 1942-го литературный секретарь поименно перечислил героев-панфиловцев, которым посмертно присвоили звания Героев Советского Союза.
Отдельно сомнение историографов вызвали упоминания о неких тяжелых танках нацистов, хотя первые «Тигры» выехали на поле боя на исходе 1942-го, через год после событий у Дубосекова. Истории, которые рассказали журналисты со страниц главных газет СССР, вдохновили людей и сделали бойцов 316-й дивизии народными героями. Панфиловцами – по примеру стахановцев – стали называть себя и солдаты других соединений.
Переданные Кривицким события могли укорениться в сознании людей как чистая правда, если бы не ряд обстоятельств, которые всплыли через два года после завершения войны. Случаем заинтересовалась Главная военная прокуратура СССР.
Расследование военной прокуратуры
Изначально считалось, что все 28 героев-панфиловцев погибли в ноябре 1941 года. Но позже выяснили, что среди выживших сержант Иван Добробабин, который попал в плен и служил в отряде полицаев в родной деревне в Харьковской области. Но ситуация с Добробабиным неоднозначна. К полицаям сержант примкнул под страхом отправки в Германию в концлагерь.
Пленник считал, что на службе у нацистов будет полезен солдатам и партизанам. Добробабин якобы укрывал раненых советских бойцов, передавал ценные сведения, предупреждал партизан об облавах, защищал мирных граждан от репрессий. По другой версии, сержант занимал ту сторону, при которой его жизни ничего не угрожало.
Вторая история, которая заставила прокуроров усомниться в подлинности подвига 28 панфиловцев, связана с Даниилом Кожубергеновым. Под давлением следствия красноармеец признался, что не участвовал в бою у Дубосекова. В списке панфиловцев Даниила Александровича пытались заменить однофамильцем по имени Аскар, но позже выяснилось, что его призвали в 1942 году. При этом три панфиловца – Филипп Дживаго, Григорий Шемякин, Иван Шадрин – подтвердили участие Даниила Кожубергенова в бое у Дубосекова.
Следователи допросили литературного секретаря Кривицкого, который признался, что выдумал 28 панфиловцев и фразы, приписываемые Клочкову. Показания давал и полковник Капров, который опроверг информацию о 28 гвардейцах, пытавшихся остановить танковую дивизию нацистов. Офицер подчеркнул, что героически сражалась вся 4-я рота, а это 140 человек.
Прокуроры подвели итог: история о 28 панфиловцах – вымысел, а события у разъезда Дубосеково, в частности подвиг солдат капитана Гундиловича, – правда. Сам командир 4-й роты погиб в апреле 1942 года.
Споры о подвиге
История о панфиловцах правдива и искажается, когда речь идет об именах героев и численности. Развенчание мифа о панфиловцах в публичном поле начал советский прозаик Эмиль Кардин в 1960-х. После распада СССР опровержением занимались и другие исследователи. Историограф Георгий Куманев, наоборот, искал доказательства правдивости всего, что происходило в Волоколамском районе. Ученый даже безуспешно пытался реабилитировать Добробабина, который лишился военных наград, в том числе звания Героя Советского Союза.
Объективность расследования
Историографы указали, что первое расследование проходило в довольно жестком ключе. Прокуроры применяли физическую силу, получая показания фигурантов. Например, признания Даниила Кожубергенова о том, что он не участвовал в бою, были получены под дулом пистолета. Такая тактика усложнила с достоверной точностью определить имена подлинных героев. Есть версия, что и Кривицкий давал показания под угрозой оказаться на Колыме.
В 1988 году проводили повторное расследование. Вывод работы заключается в том, что историей о 28 панфиловцах перекрыли подвиг целой роты, полка и дивизии в целом.
За нами Москва
Отдельное внимание заслуживают фразы, приписываемые политруку Клочкову. Их офицер якобы произнес перед последним боем. Кривицкий под следствием сказал, что выдумал высказывания. Установить точно, говорил ли Клочков легендарные фразы или нет, вряд ли удастся.
Но сослуживцы рассказывали, что Василий презирал трусов и, как подобает политруку, выступал с пламенными речами, дабы поддержать поникших солдат. Письма жене, которая находилась в Казахстане, Клочков сопровождал патриотическими вкраплениями о том, что нельзя отступать даже на шаг, и обещаниями защищать Москву.
Героев было больше
Известны имена солдат, которые подняли советский флаг над Рейхстагом. Когда речь заходит о героях боя у Дубосекова, то и дело возникают несостыковки. Чего стоят только истории Добробабина и Кожубергенова. Сначала советским гражданам говорили, что все герои-панфиловцы погибли. Позже выяснилось, что некоторые из них выжили. Кроме Шемякина и Шадрина до окончания войны дожили Дмитрий Тимофеев и Илларион Васильев.
Отдельно рассматривают судьбу Ивана Натарова. Кривицкий утверждал, что разговаривал с красноармейцем в госпитале. Литературный секретарь заявлял, что Натаров, умирая, рассказал о подвиге панфиловцев. По другим данным, Натаров погиб 14 ноября – за 2 дня до боя, который прославил дивизию.
Гимн Москвы
Еще один факт, который вызывает недоумение историографов, касается песни «Дорогая моя столица», ставшей гимном Москвы. В ней есть «двадцать восемь самых храбрых твоих сынов». Речь идет о панфиловцах, которые защищали последние рубежи перед входом в столицу. Но в дивизии Панфилова не было «сынов Москвы», потому что сформировали соединение в Киргизии и Казахстане.
Историческое значение событий
В честь панфиловцев названы улицы, парки и скверы в городах России, Казахстана, Киргизии, Украины, где им установлены мемориалы и памятники. Главный скульптурный комплекс расположен на месте боя. Мемориал состоит из шести 10-метровых фигур воинов, олицетворяющих солдат 6 национальностей, сражавшихся в рядах дивизии Панфилова. Скульптурный комплекс открыли к 30-летию Победы.
Подвиг советских воинов отражен в искусстве. Повесть и пьесу героям посвятил Александр Бек. Произведение писателя «Волоколамское шоссе» легло в основу сценария фильма «За нами Москва», который сняли на студии «Казахфильм». В киноэпопее «Битва за Москву» Юрия Озерова уделили внимание подвигу панфиловцев. В 2016 году на экраны вышел российский фильм «28 панфиловцев» режиссеров Кима Дружинина и Андрея Шальопы.
Память о событиях, которые происходили у Дубосекова, хранят экспонаты музея в поселке Нелидово, на улице Крестьянской. Расстояние от Москвы до деревни – 120 км. Интерактивный зал содержит фото, письма с фронта, газеты, документы и личные вещи бойцов. В выставочном зале собрано боевое оснащение советских и немецких солдат.
Панфиловцы не мифические герои, а реально существовавшие люди, которые совершили подвиг десятки лет назад. За менее чем столетие эпизод ВОВ пережил «легендаризацию», попытки развенчания и восстановления добрых имен казахстанских и киргизских военнослужащих. Историографы так и не установили полную картину всего, что происходило в середине ноября 1941 года у Дубосекова, но это не отменяет факт существования панфиловцев и их храброго противостояния танкам вермахта у последних рубежей обороны Москвы.