Антонио Гауди — барселонский архитектор-чародей: факты о мастере и его творениях
Антонио Гауди – талантливый испанский архитектор и автор зданий, похожих на объекты природы. Его еще называют «гением Барселоны» за использование непривычных сочетаний линий и форм и любовь к означенному городу. «Искусство должно быть соблазнительным, – сказал однажды мастер. – Если это так, то им заинтересуются не только знатоки, но и горожане». Подробнее о жизни и творчестве архитектора – в материале 24СМИ.
Детские годы и юность Гауди
Родился Антонио Гауди-и-Корнет 25 июня 1852 года в городе Реусе. Это столица региона Байш-Камп на юге Каталонии (в Испании). На самом деле документов о рождении не сохранилось. Поэтому соседствующие муниципалитеты Реус и Риудомс теперь оспаривают право считаться родиной знаменитого мастера. В сведениях студенческого периода местом рождения значится Реус, а Риудомс – это со слов самого архитектора.
Антонио жил с родителями в доме в Реусе, но семья часто ездила в Риудомс, где располагалась семейная ферма Мас-де-ла-Кальдерера. Кроме него, в семье родились четверо детей, но до совершеннолетия дожили только сестра Роза и брат Франсеск.
После получения начального образования будущий архитектор в 1863 году поступил в школу пиаристов в Реусе. Это учебное заведение с духовным уклоном, т. к. изначально создано католическим Орденом бедных клириков.
В годы учебы проявляются две главные способности мастера. Он любит и умеет рисовать. Кроме того, внимателен к деталям, на которые остальные не обращают внимания. Однажды учитель рассказывал детям, что птицы летают потому, что у них есть крылья. Антонио поинтересовался почему не летают куры на ферме, хотя крылья и помогают им бегать. В школе он познакомится с двумя лучшими друзьями детства, Хосепом Рибера-и-Сансом и Эдуардом Тода-и-Гуэлем.
В детстве мальчик увлекался природой. По воспоминаниям друзей, мог часами лежать на траве и наблюдать, как плывут по небу облака. Как меняют форму и образуют новые фигуры. Силуэты его зданий будут повторять текучие и плавные линии природных объектов.
Следующим этапом в биографии стала учеба в архитектурной школе в Барселоне. Перед этим Антонио отслужил в армии с 1875 по 1878 год. Чаще всего он освобождался от службы по причине ревматизма, поэтому тратил время на совершенствование навыков рисования. Посещал архитектурную школу. В ней студенты изучали не только архитектуру, но и эстетику, философию, французский язык.
На выпускном экзамене в 1878-м Антонио досталось проектирование входных ворот к кладбищу аббатства Поблет. Это место, где захоронены короли Арагона. Экзаменационной комиссии понравился проект. Антонио хвалили за продуманный символизм, природные линии, за графику и выразительность. Глава комиссии и декан факультета Элиес Ронет так отреагировал на работу: «Не знаю, присвоили ли мы титул сумасшедшему или гению, со временем это узнаем». Гауди отнесся к оценке с юмором.
Ученическая работа не сохранилась. Восстановление аббатства началось уже в 1940-х годах и по другим проектам.
Начало карьеры
Завершив учебу, Антонио Гауди открыл студию в Калле-дель-Каль, старом еврейском квартале Барселоны, и начал трудиться над первыми заказами:
- фонарными столбами, которые установят в Барселоне, на Королевской площади;
- набором оборудования для кооператива La Obrera Mataronense;
- витриной для галантерейного магазина Comella.
Последнее творение вызвало интерес влиятельного барселонского промышленного магната Эусеби Гуэль-и-Бачигалупи. В последующие годы он станет покровителем Гауди.
Используемые стили
Работы мастера относят к двум основным стилям: неоготика и модерн. Начинал испанский архитектор с неоготики. Ее еще называют готическим ренессансом за подражание архитектуре Средних веков.
Неоготика стремится идеализировать древний стиль, т. е. сделать симметрию здания более точной, краски и витражи – более яркими, а барельефы – подробными. При строительстве используются те же материалы, что и в Средние века, но их обрабатывают машинным способом. В результате получаются более совершенные скульптуры с мелкими деталями. Цвет тоже меняется из-за использования красителей XIX века. Даже мозаики становятся более детализированными.
Следующим стилем в творчестве станет модерн. Его базовые принципы определил немецкий архитектор Бруно Таут:
- Строящееся здание должно быть максимально полезным.
- Материалы выбираются так, чтобы достичь обозначенной полезности.
- «Красиво» означает «не мешает строению приносить пользу».
- Все части сооружения выполняют в едином стиле.
- Эстетика у здания тоже едина, как снаружи, так и внутри.
Если применить перечисленные правила на практике, то получится, что каждый архитектор может создать собственный стиль, не совпадающий с другими. В отличие от готики, дома в стиле модерн даже внешне будут кардинально отличаться друг от друга.
Уличные фонари
Фонарные столбы – одно из первых произведений мастера. Архитектор работал над въездными воротами в центральный парк Барселоны по заказу Жозепе Фонсере-и-Местре, и его работу заметил кто-то в городской администрации, после чего ему заказали две модели уличных фонарей на 3 и 6 рожков.
Верхняя часть столба представляет собой кадуцей бога Меркурия. Венчает его шлем Аида, делавший божество невидимым. В основании две дерущиеся змеи. По легенде, Меркурий бросил в сцепившихся рептилий свой жезл, и они застыли вокруг него каменными изваяниями. Кадуцей – символ мира и торговли. Во внешнем оформлении его использовали, чтобы продемонстрировать намерения.
Каса-Висенс
Первый большой проект Гауди – Каса-Висенс или «Дом Висенс». Мануэль Висенс – биржевой маклер, заказавший архитектору постройку дома для семьи. О заказчике информации мало. Поэтому неизвестно, кто стал инициатором использования восточных мотивов. Стиль здания – ориентализм с элементами неомудехара, т. е. мавританской архитектуры.
В доме 4 этажа. Стены выполнены из кирпича и декорированы изразцовой плиткой желтого цвета. Считается, что она символизирует индийскую гвоздику, которая росла на участке. На втором этаже создана галерея в восточном стиле.
Саграда-Фамилия
Собор, который станет визиткой Барселоны, тоже работа Гауди. Называется он Саграда-Фамилия или Искупительный храм Святого Семейства. Работу над собором архитектор начал в 1891 году и продолжал до конца жизни. Продолжают ее и сегодня.
Строение выражает преданность, которая поднимается от города к Богу. По замыслу она бесконечна. Каждое поколение вносит в нее свою лепту, воздавая коллективную молитву. Поэтому это не только религиозный храм, но еще и символ единства поколений. Когда в некоторых источниках Саграда-Фамилию называют «недостроенным долгостроем», то это означает непонимание того, что символизирует здание. Для богослужений храм освятили в 2010 году.
Говорят, что когда у Гауди спрашивали, когда будет закончено строение, то он отвечал: «Мой клиент никуда не торопится. У Бога есть все время мира».
Также считается, что у всех персонажей из главной сцены Рождества были прототипы-люди. Младенец Иисус похож на внука рабочего, строившего Саграда-Фамилию. Для царя Давида позировал красивый штукатур, а для Иуды – местный сторож.
Профессиональный рост
С каждым следующим проектом Гауди как профессионал растет, а его творчество усложняется. Он дружит с другими архитекторами, и это приносит новые идеи.
В 1886–1888 годах он строит дворец для друга и промышленника Эусеби Гуэля. В этом проекте обращается к образцам византийской архитектуры со сводчатыми потолками, арочными воротами и широкими лестницами.
В 1888 году приступает к строительству Терезианского колледжа. Заказчик – орден Святой Терезы. Цель – строительство аскетичного здания. Несмотря на небольшой бюджет, архитектор создает уникальное строение. Типичный арочный коридор превращается в параболический. Шпиль венчает четырехсторонний крест из керамики, больше похожий на кубок из-за увеличенной основы и укороченных лучей. Лестницы колледжа украшены колоннами со спиралевидной кладкой кирпича. Сэкономленные на декоре стен средства преобразовались в кованые ворота с богатым декором.
Профессиональный успех Гауди сопровождается личными разочарованиями. Он тяжело переносил смерти родственников. Не смог добиться взаимности любимой девушки Жозефы Мореу. Эмоциональные потрясения сделали Антонио более замкнутым и религиозным до опасного фанатизма. В 1894-м он так постился, что в итоге слег от слабости.
XX век
К рубежу веков Антонио Гауди подошел прославленным архитектором и участником многих архитектурных проектов. В 1900-м ему вручают приз за лучшую постройку года – Каса-Кальвет.
Это уникальная работа в портфолио мастера. Во-первых, «Дом Кальвет» – типичный доходный дом в стиле каталонского барокко. Такие заказывают себе крупные промышленники. Т. е. это можно назвать типовым строительством, как 5-этажные хрущевки. Здание состоит из 6 этажей: трех жилых, подвала для прокладки инженерных коммуникаций, цокольного этажа для размещения служб и бельэтажа.
Но дальше начинается то, что отделяет одного архитектора от другого. Богато украшенные резьбой колонны у входа декорированы вензелем C, в соответствии с фамилией заказчика (Calvet). Вензель обвит кипарисовыми ветвями – символом гостеприимства. Колонны похожи на стоящие друг на друге шпули с нитками – символ текстильного производства заказчика. В балконных решетках тоже скрыто много символов, характеризующих промышленника: его любовь к природе и грибам, забота о детях.
В 1909 году Гауди строит башню Беллесгуард и Парк Гуэля. В 1905–1906-м проектирует сады Кан-Артигас. В 1904–1906-м строит Каса-Бальо, в 1906–1910-м – Каса-Милу.
Каса-Мила – удивительное здание с волнистым фасадом, стоящее в центре Барселоны. Заказчик – предприниматель Пере Мила-и-Кампс. Улица, на которой построено здание, была одной из главных городских дорог. Здесь строили особняки зажиточные горожане. Заказчик предполагал сдавать комнаты в наем, на одном этаже разместить магазины, а другой – занимать вместе с семьей.
Фасад выполнен из белого известняка и контурами напоминает прибрежные выветренные утесы с гротами и пещерами. Решетки балконов – это плетущийся по холмам кустарник или выброшенные на берег водоросли. Внутри комнаты отличались декором друг от друга. Сегодня в Каса-Миле открыт музей.
Смерть архитектора
К 1915 году Антонио завершает все проекты и сосредотачивается на храме Святого Семейства. Кроме него в работе остается только реконструкция кафедрального собора Санта-Мария в Пальма-де-Майорке. Чтобы отдаться процессу полностью, он отказывается от новых заказов, не следит за собой. Поэтому начинает выглядеть как нищий.
7 июня 1926 года его случайно сбивает трамвай. Архитектора доставили в больницу для бедных, но вовремя не оказали помощь. Когда мастера опознали, то спасать стало уже некого. Так причиной смерти Антонио Гауди стали ДТП и безразличное отношение соотечественников к случайным прохожим. Он умер 10 июня в возрасте 73 лет. Похоронен в часовне Богоматери, в склепе Святого Семейства.
С происшествием связан ряд легенд:
- Это оказался первый день, когда в Барселоне запустили трамваи. Антонио сбили потому, что он не ожидал появления вагона. На самом деле никто не знает, какой день был первым.
- Такси в городе выкрашены в желто-черный цвет как символ стыда горожан за случившееся и скорби по архитектору. В реальности цвет автомобилей связан со Всемирной выставкой 1929 года, проходившей в городе.
Антонио Гауди был верующим человеком. Он верил, что если Бог наделил человека талантом, то его нужно применять и постоянно развивать. Поэтому он все время экспериментировал со стилями, разрабатывал новые формы, стремясь сделать как можно больше непривычных, но совершенных работ.