Джейн Остин — знаменитая британская писательница и ее произведения
До эпохи интернета романы Джейн Остин стояли в любой городской библиотеке. Сегодня читатели знакомятся с ними в форме электронных книг, а также фильмов, сериалов и телешоу, представленных на всевозможных стриминговых платформах. Подробнее о биографии и причинах популярности писательницы – в материале 24СМИ.
Английская классика
Джейн Остин – самая известная писательница английской классики, хотя она и написала только шесть полноценных романов. Это:
- «Чувство и чувствительность»;
- «Гордость и предубеждение»;
- «Мэнсфилд-парк»;
- «Эмма»;
- «Нортенгерское аббатство»;
- «Доводы рассудка».
Считается, что они были написаны в приведенном порядке. Два последних опубликованы уже после смерти писательницы. Ее произведения созданы больше 200 лет назад, но до сих пор остаются интересными читателям, а теперь режиссерам и зрителям. Англичане считают, что этому способствуют три причины:
- реалистичные и многомерные персонажи;
- легкое чувство юмора писательницы, но граничащее с сарказмом;
- гениальность Остин: ее стиль и методы так опережали время, что вписываются в эпоху, отстоящую от жизни писательницы на расстоянии двух веков.
Краткая биография
Один из биографов Джейн Остин написал, что сведения о ее жизни скудны. Приходится ориентироваться по малочисленным семейным письмам и «Мемуарам Джейн Остин». Это биография, написанная племянником Джеймсом Эдвардом Остином-Ли. Она опубликована в декабре 1869 года, т. е. через 52 года после смерти писательницы.
По качеству биографию считают «никакой», получившейся после применения «домашней цензуры» XVIII века во всей красе. Семья Остин склонна прятать «неудобные» для них факты. Например, в семье было шесть братьев и двое сестер. Второй из братьев, Джордж, имел какие-то отклонения. Известно, что писательница ради него даже выучила язык глухонемых. Но неизвестно, чем он болел. Семья пыталась скрывать даже факт его существования. Писательство тоже не слишком благовидное занятие для дамы той поры. Его также стремились держать в секрете.
Первым семейным цензором стала сестра Кассандра. После смерти Джейн она сожгла все письма и материалы, которые считала компрометирующими. Вторым цензором стал брат – адмирал Фрэнсис Остин. Поэтому «Мемуары» – неправдивый источник. Скорее это то, как в представлении потомков должны выглядеть их предки.
Джейн Остин в «Мемуарах» предстает тихой и добродетельной женщиной, избегающей славы. Она занята женскими делами: шитьем одежды, прядением – и только изредка пишет. Этот образ несовместим с умной насмешницей, которая проявляется на страницах романов.
Впервые «Мемуары» серьезно оспорил психолог Деннис Хардинг в 1940-х годах. Он утверждал, что автор романов – женщина, которая ненавидит многое в обществе, но хорошо контролирует эту эмоцию. Высмеивает то, что ненавидит. Читатели поддерживают ее отношение и с удовольствием смеются вместе с ней.
Краткие факты:
- Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне.
- Ее родители – преподобный Джордж Остин и его жена Кассандра Ли.
- Джейн – 7-й по счету ребенок в семье. До нее родились Джеймс, Джордж, Эдвард, Генри, Кассандра и Фрэнсис. После нее – Чарльз.
Образование девочек сумбурное. Сначала мать отдает их соседке Элизабет Литтлвуд. Затем отправляет в школу миссис Коули, где они заболели лихорадкой (возможно, сыпным тифом). Джейн чуть не умерла, и на некоторое время их забрали домой, а в 1785 году оправили в школу-интернат.
В то время женщина считается дополнением на содержании мужчины. Обучать ее полагается тому, что увеличит значимость ее мужа в обществе, а если нет, то хотя бы украсит его, как красивое поместье. Поэтому девочек учили читать и писать, музицировать и танцевать, а также заботиться о семье – шить, вышивать. Учеба продлилась 2 года, а затем из-за нехватки финансов девочки вернулись домой. В дальнейшем отец сам занимался образованием дочерей.
Дома оказалась большая библиотека. Джейн рано начала читать, а затем полюбила писать. Первое время сочиняла стихи, потом появились рассказы и пьесы. Также дети ставили театральные представления для семьи и родственников.
Став взрослой, Джейн Остин ведет жизнь женщины своего круга. Помогает сестре и матери управлять домом. Шьет и поддерживает переписку с родственниками.
В 1800 году отец оставил карьеру священнослужителя и переехал с женой и детьми в город Бат, где в то время жил с семьей один из старших сыновей – Фрэнсис.
В декабре 1802-го она получает предложение руки и сердца от Харриса Биг-Уизера, жившего по соседству. По какой-то причине свадьба не состоялась. Считается, что Джейн отказала претенденту из-за давней безответной любви к Томасу Лефрою. Он был их соседом в Стивентоне какое-то время. Но для Лефроя их отношения были детской дружбой, которая прошла, а для Джейн – глубоким чувством.
В 1805-м умирает отец, а в 1807-м молодая женщина переезжает в Саутгемптон, где проживет следующие два года. В те времена Саутгемптон был оживленным морским портом. Однако в 1809-м писательница снова меняет место жительства и перебирается в маленькою деревушку на севере Хэмпшира.
В 1816-м ее здоровье ухудшается, и 18 июля 1817 года Джейн умерла. Причина смерти точно не установлена. Это могла быть болезнь Аддисона, такой диагноз предположил доктор Захари Коуп в 1964-м, или же другое заболевание. Похоронена писательница в кафедральном соборе Святой Троицы города Винчестера. Его еще называют Винчестерским собором.
Раннее творчество
Природное чувство юмора Джейн демонстрировала еще в юности. В это время она пишет короткие произведения, а ее сестра Кассандра рисует иллюстрации к ним.
«История Англии» написана в 1791 году. Джейн 16 лет. В предисловии она отмечает, что автор – «предвзятый и невежественный историк» и что в ее работе отсутствуют даты. Текст произведения не представляет ценности для историков. Но он отражает то, как развлекались интеллектуально развитие девушки в то время. Им их занятие казалось веселым.
Цитаты из текста:
«Эдуард IV – монарх, прославившийся своей красотой и отвагой, доказательство чему – наше изображение и его бесстрашное поведение, когда он женился на одной женщине, будучи помолвленным с другой».
«Генрих IV определенно женат, так как у него 4 сыновей, но не в моей власти сообщить читателю, кто был его женой. Как бы то ни было, он не мог жить вечно. Пришел принц Уэльский и забрал его корону».
В другом произведении, написанном годом ранее, Джейн высмеивает сентиментальные женские романы. Работа называется «Любовь и дружба». Героиня – леди Сьюзен Вернон, вдова и мать. Она пытается выдать 16-летнюю дочь Фредерику за глупого и богатого лорда. Умная невестка леди Сьюзен пытается воспрепятствовать свадьбе Фредерики.
Жанр комедии востребован во все времена. В 2016 году на экраны выходит комедия «Любовь и дружба» режиссера Уита Стиллмана, снятая по произведению. В главных ролях снялись Кейт Бекинсейл, Морвед Кларк, Завьер Сэмюэл, Стивен Фрай. Дистрибьютор – Amazon Studios. Бюджет картины – $3 млн. Кассовые сборы составили $21,2 млн.
«Гордость и предубеждение»
Считается, что это произведение написано по мотивам любви Джейн Остин к Тому Лефрою. Главная героиня – Элизабет Беннет, красивая и ироничная юная девушка. Писательнице в это время исполнился 21 год. Ее героине почти столько же – 20 лет. Их взгляды совпадают.
Обе считают, что женщина не только приложение к мужчине, но еще и личность, которая стремится самореализоваться. Главный герой – мистер Дарси. Не слишком заинтересован в Элизабет, так как она «не его круга», но в конце концов она примет его предложение руки и сердца после ряда сюжетных поворотов.
В XX веке роман попадал в поле зрения кинематографистов 14 раз. Первая экранизация состоялась в 1938 году. Но произведение вызывало интерес и раньше. Первый перевод «Гордости и предубеждения» на французский язык датируется 1813 годом. Хранится в Британской библиотеке в Женеве. На немецкий язык роман перевели в 1830-м.
О персонажах Джейн Остин говорят, что они очень образные. Со сложными чувствами, логичными причинно-следственными связями между действием и реакцией на него. Даже если герои не осознают следующее действие, читатель догадывается о нем, исходя из собственного опыта и логики, а также характера персонажа.
21-летняя писательница уделяла внимание даже таким мелочам, как время в пути. Герой из пункта А в пункт Б попадает ровно за то время, которое тратили соотечественники Джейн на путешествие тем же маршрутом.
Экранизации ее романа делят на три категории:
- Костюмированные фильмы, снятые по произведению. Это картина 1940-го с Грир Гарсон и Лоуренсом Оливье и фильм 2005-го с Кирой Найтли и Мэттью Макфэдьеном.
- Апгрейды романа с переносом действия в наши дни. Так сняли «Гордость и предубеждение» в 2003, 2004, 2011 и 2018 годах.
- Картины по мотивам. В 2016-м американский режиссер Бёрр Стирс снимает комедию ужасов «Гордость и предубеждение и зомби». Здесь Элизабет Беннет становится из хрупкой английской леди мастером боевых искусств, а мистер Дарси – убийцей зомби. В ролях – Лили Джеймс и Сэм Райли.
Кроме фильмов, появились телесериалы. В разных странах снято около десятка. В 2012–2013-м появился первый ютьюб-сериал «Дневники Лиззи Беннет», состоящий из сотни серий. Действие перенесено в наше время и представлено в формате видеоблога, который ведет студентка Лиззи.
«Эмма»
Романы Остин продолжают оставаться популярными потому, что с годами меняется только инструмент, при помощи которого человек идет к цели, но не суть взаимоотношений.
«Эмма» – четвертый из романов писательницы. Главная героиня – девушка из состоятельной семьи, базовое занятие которой – пытаться организовать браки окружающих. Эмма знакомится с Гарриет, к которой проявляет интерес мистер Мартин. Она убеждает Гарриет, что этот жених не подходит, так как ниже по положению. Ему следует отказать и подождать предложения от мистера Элтона. Эмма не слышит возражений. Так, мистер Найтли пытается объяснить ей, что Элтона интересует выгодный брак, а Гарриет ему неинтересна и к тому же ниже его по положению. В мозг Эммы Вудхаус эта информация «не заходит».
В конце все заканчивается хорошо. Хотя Эмме приходится повзрослеть и учесть, что люди не куклы и не окажутся на тех местах, куда ты их ставишь только оттого, что ты «замечательная придумщица».
Писатель Вальтер Скотт считал, что «Эмма» – предвестник нового типа реалистического романа. Это произведение в стиле «учебник жизни». Автор использует жизненные ситуации и показывает, как правильно следует поступать.
«Эмма» также выходила в кино много раз. Экранизация 2020 года с Аней Тейлор-Джой собрала в прокате в США $15,1 млн, а в мире – $25,2 млн. Сайт Rotten Tomatoes оценил ленту на 7,25 балла из 10, а критики писали о том, что, возможно, другие адаптации лучше передавали дух романа Остин, но Аня Тейлор-Джой лучше всех передала типаж Эммы.
Англоязычному зрителю интересны не только характеры персонажей и сюжет, но и текстовые шарады. Кассандра и Джейн играли в слова с детства. В названиях городов и локаций, в фамилиях героев писательница оставляет намеки на истинное отношение персонажей друг к другу или на их черты характера.
Детективный роман без детектива
«Нортенгерское аббатство» называют детективным романом без детектива. Главная героиня романа – Кэтрин Морланд, юная восторженная барышня. Жених приглашает ее в семейное поместье, в Нортенгерское аббатство. Девушка с восхищением относится к готическим постройкам и верит, что у них есть тайны. Узнав, что отец жениха, генерал Тилни, рано овдовел, она предполагает, что его мать могла быть убита мужем, и отправляется ночью на поиск доказательств, где сталкивается с Генри Тилни.
Жених охлаждает ее порыв и читает лекцию о слишком бурном воображении, что вынуждает Кэтрин стыдиться порыва. Так роман писательницы становится не только поучительным для молодежи, но и сатирическим, косвенно высмеивающим истории с призраками и невинно убиенными «белыми дамами», а также нагнетание атмосферы в произведениях писателей-романтиков. С каждой главой Кэтрин взрослеет, пока наконец автор не завершит роман хеппи-эндом, оставив повзрослевших героев и удовлетворенных результатом читателей.
Текст романов Джейн Остин
Считается, что писательница остается интересной еще и потому, что создала литературу, с которой читатель взаимодействует. Повествование настолько хорошо передает эмоции персонажей, что в конечном итоге читатель забывает о том, что читает о вымышленных людях, и начинает не столько сопереживать, как, к примеру, в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», сколько участвовать в действии вместе со всеми и предлагать собственное решение возникшей на горизонте героев проблемы. Примерно так же, как это делает Эмма Вудхаус.
Частично такое «погружение в текст» связывают со стилем письма Остин. Она скрупулезно прописывает не только главный сюжет, но и уделяет внимание побочным веткам: финансовым и бытовым вопросам. Это позволяет режиссерам переосмысливать тему и органично перемещать ее героев в новую среду, сохраняя ту же проблему. Так получаются новые более или менее успешные адаптации ее романов.
Персонажи писательницы
Персонажей Джейн Остин любят за многоплановость. Они не на 100% «хорошие» или «плохие», а многомерные. С чертами характера и привычками, которые меняются по мере развития ситуации и адаптации человека к ней.
Литературоведы отмечают, что в ее романах больше диалогов и меньше описаний, чем у других писателей того же времени: Энн Рэдклифф, Шарлотты Смит, Ханны Мор, мадам де Сталь. Диалог усиливает соучастие читателя в жизни персонажа, в то время как описание навязывает ему мнение автора о герое и проблеме.
Остин — писатель-сатирик
Остин – мать жанра юмористического комикса, хотя тот еще не родился. Первые комиксы будут опубликованы в США в 1895 году. Большинство шуток писательницы основаны на понимании социального контекста. Через 200 лет контекст теряется, но ее персонажи остаются теми же, что и были: самодовольными, тщеславными, гордыми или жеманными. Они все так же понятны.
Как сказал мистер Беннет в «Гордости и предубеждении»: «Для чего мы живем, как не для того, чтобы развлекать соседей и смеяться над ними в свою очередь». Язык ее романов до их пор считают полезным для тех, кто изучает английский с точки зрения погружения не столько в грамматику, сколько в социум, привычки и традиции.
О жизни Джейн Остин известно недостаточно, чтобы нарисовать точную картину того, какой та была. Но она упорно писала книги в сложных жизненных обстоятельствах, совмещая писательскую карьеру с повседневными обязанностями в обществе, которое не считало пишущую женщину заслуживающей уважения. Ее первые публикации были отклонены и только в 1811 году, за 6 лет до смерти, ей удалось опубликовать первый роман. Зато сегодня ее произведения читают и любят во всем мире.