Жорж Санд — факты о жизни и творчестве французской писательницы
Амандина Люсиль Аврора Дюпен де Франкуэль, писавшая под псевдонимом Жорж Санд, обрела литературную известность благодаря своим романам, а также скандальным привычкам. Она носила мужскую одежду, что было незаконно, и курила табак. В 1830–1840-х годах писательница обогнала по популярности Виктора Гюго и Оноре де Бальзака. Интересные факты из жизни нестандартной аристократки – в материале 24СМИ.
Детство
Жорж Санд родилась в Париже 1 июля 1804 года. Она провела с бабушкой мадам Дюпен де Франкуэль большую часть детства. По линии отца девочка – дворянка и правнучка маршала Морица Саксонского. По линии матери – простолюдинка. Ее отец, офицер Морис Дюпен, влюбился в актрису Софи Викторию Делаборд и заключил тайный брак с возлюбленной 5 июня 1804 года, за месяц до рождения ребенка.
Будущая писательница не единственный внебрачный ребенок мужчины. 5 мая 1799 года служанка Катрин Шатирон родила Морису сына Ипполита. Мать Мориса уволила Катрин, но ребенка оставила и наняла ему учителей.
Ситуация с матерью Авроры бабушке тоже категорически не понравилась, но пока молодая жена ездила вслед за мужем, это приглушало скандал. В сентябре 1808 года Морис Дюпен умер, упав с лошади, и тогда жена с дочерью приехала в поместье к его родным. Их приняли, но пожилая графиня конфликтовала с невесткой. Софи Виктория опасалась, что бабушка лишит внучку наследства, поэтому покинула поместье и поселилась в Париже, а Аврора осталась с бабушкой до самой ее смерти.
Конфликты рано или поздно заканчиваются компромиссами. Мать и бабушка заключили соглашение, по которому графиня занималась воспитанием внучки. Летом Софи Виктория могла навестить дочь в загородном поместье Ноан, а зимой – прийти на парижскую квартиру. Но эти разрешения не касаются ее другой дочери, родившейся до брака с Морисом, Каролины. Однажды Каролина все же пришла к сестре, и ее прогнала прислуга. Аврора оказалась настолько шокирована, что заболела. Инцидент послужил причиной для смягчения запрета бабушки. Для оздоровления девочки они уезжают в Ноан. Любовь к этой местности будет вдохновлять будущие романы Жорж Санд.
Ноан-Вик
Поместье расположено в центре Франции, в коммуне, которая сейчас называется Ноан-Вик. Это сельская местность, состоящая из пастбищ (66%), пахотных земель (28%), небольшого количества деревень и сельхозугодий. Шато-де-Ноан известен как «дом Жорж Санд». Он построен между 1228 и 1300 годами. Бабушка купила поместье в годы Французской революции. Затем расширила землевладение, скупив ближайшие земли и фермы. Создала большой парк вокруг замка, а внутри осовременила интерьер.
Жорж Санд унаследовала поместье от бабушки после ее смерти. Она часто будет приезжать сюда на протяжении жизни. Кроме того, писательница увлекалась садоводством и ботаникой.
Начиная с 1952 года Шато-де-Ноан считается историческим памятником. Им занимается Национальный центр памятников. Внутри резиденции сохранилась мебель и предметы, принадлежавшие писательнице и ее семье.
Каждый год в июне в Ноане проходит музыкальный фестиваль. В замке дают концерты. Звучит классическая музыка – произведения Фридерика Шопена, Ференца Листа. В июле здесь проводятся «Международные встречи Фридерика Шопена». В программу входят концерты и конференции, посвященные композитору. Мероприятие длится неделю.
Литературное образование
Писательница не училась в университете, но благодаря бабушке познакомилась с лучшими образцами литературы и пристрастилась к чтению. Аврора Дюпен – старшая познакомила Аврору-младшую с Жан Жаком Руссо. Девочка читала Рене де Шатобриана, Вергилия, изучала работы Блеза Паскаля и Аристотеля.
Брак
26 декабря 1821 года пожилая графиня умерла. Имущество досталось внучке, но до совершеннолетия Авроры опекуном назначается внучатый племянник бабушки Рене Вале де Вильнёв. Возмущенная мать разрывает отношения с родственниками отца и требует, чтобы дочь переехала к ней в Париж. Отношения с Рене Аврора восстановит, уже будучи взрослой женщиной и известной писательницей.
В Париже девушка выясняет, что с матерью у них мало общего, и с годами пропасть выросла. Софи Виктория безграмотна и чтение считает бесполезной тратой времени. Авроре чужд круг увлечений матери. Единственная возможность избежать материнской диктатуры – выйти замуж. Но женихи видят в ней только размер приданого.
В семье друзей отца Ротье дю Плесси девушка знакомится с бароном Франсуа Дюдеваном и вскоре выходит за него замуж. 30 июня 1823 года у пары родится сын Жан-Франсуа Морис Арно, а в 1828-м дочь Соланж. Сын станет энтомологом, художником, писателем, а также мэром Ноана. Из любви к матери Морис возьмет в качестве литературного псевдонима Санд и будет подписывать свои книги Морис Санд.
Разрыв с мужем
Жорж Санд расстается с мужем в феврале 1836 года после судебного процесса. Она настаивает на разводе из-за жестокого обращения. Пьяный барон поколачивает жену и тратит ее состояние на кутежи. Суд вынес решение в пользу женщины.
Начало литературной карьеры
Обычно писателями становились мужчины. Жорж Санд – единственная женщина-автор во Франции XIX века. Более того, она единственная женщина, которая не только подписывается мужским именем, но которую так и называли, даже не используя настоящее имя в переписке.
Повышение грамотности среди населения в сочетании с доступностью книг способствует изменению запросов. Читательницы любят мечтать. Так появляется спрос на сентиментальные романы, и удовлетворить его удается Жорж Санд.
Опыт написания появился у юной Авроры Дюпен во время кратковременной учебы в монастыре. Там она адаптировала пьесу Мольера «Мнимый больной» для постановки в театре. Он давал представления для местной общины прихожан.
В 1825 году писательница пишет первый роман «Роз и Бланш». Делает это в соавторстве с драматургом Жюлем Сандо. Предполагают, что он был любовником Авроры. Работа выходит под псевдонимом Жюль Санд.
В 1831-м появится еще ряд рассказов под этим именем, но в 1832 году женщина напишет роман «Индиана» без участия Жюля. Он отказывается ставить свою фамилию под тем, чего не писал. Издатель отказывается принимать другую фамилию, так как это может спровоцировать уменьшение количества читателей. Тогда женщина находит решение и меняет только имя. Так в литературе появляется Жорж Санд вместо Авроры Дюдеван (по мужу).
Романтический период в творчестве
Романтическими считают работы, написанные между 1832 и 1840 годами. В «Роз и Бланш» главной темой стала любовь. В «Индиане» тоже есть любовный треугольник, выраженный креолкой Индианой, уставшей от авторитарного мужа, ветреным соблазнителем Раймоном де ла Рамьером и старым полковником Дельмаром.
«Индиану» общество встречает с восторгом. Читательницам нравятся описания переживаний и метаний героев. Одни критики пишут, что в произведении раскрыт настоящий живой мир, где «любовь борется против законов, а страсти ведут дуэль с обществом». Оноре де Бальзак тоже хвалит роман. Другие встречают в штыки и отмечают, что автор выступает против института брака и требует невозможного – реформы социальных нравов. В 1833 году роман преобразуют в театральную постановку и поставят на сцене двух театров. Через 100 с лишним лет, в 1966-м, режиссер Эдмон Тиборовски снимет по нему одноименный фильм с актрисой Клотильдой Жоано и Полом Герцом в главных ролях.
Социальный роман
Начиная с 1840 года любовные романы уступают место социальным, т. е. страданиям бедняков. В 1840-м Жорж Санд напишет роман «Гораций», за ним – «Странствующий подмастерье», «Консуэло», «Графиня Рудольштадт» и другие.
Консуэло – актриса. Увидев ее на сцене, старый граф Зустиниани влюбляется, но девушка отказывает. Одноименный роман повествует о жизни героини. Ее приключения продолжаются в следующем — «Графине Рудольштадт».
В 1847–1848-м писательница сочиняет пасторальные романы, основанные на воспоминаниях о детстве: «Франсуа ле Шампи», «Чертово болото», «Маленькая Фадетта», «Прекрасные господа из Буа-Доре».
Другие произведения
Кроме сельских пасторалей писателям-романтикам близки мистические темы. Санд пишет в 1850 году «Замок в пустыне», в 1860 году «Черный город».
В последние годы жизни она создавала сказки для детей. Сборник «Бабушкины сказки», опубликованный в 1873 году, состоит из рассказов, которые она сочиняла для собственных внуков. Среди них: «О чем говорят цветы», «Говорящий дуб», «Гном-устрица», «Пучеглазая фея».
Ее творчество не исчерпывается романами и сказками. Она напишет собственную биографию «История моей жизни» в 1854 году и «Она и он», автобиографический рассказ о ее взаимоотношениях с Альфредом де Мюссе.
Вредные привычки
В 1880 году во Франции принимают закон, по которому женщины, желающие надеть мужскую одежду, должны обратиться за разрешением в полицию. Носить брюки в общественных местах без документа запрещалось. Санд была одной из немногих дам, которые носили брюки, но без обращения за разрешением. Учитывая титул и положение в обществе, вряд ли полицейские ее останавливали.
Она объясняла свой выбор одежды тем, что мужская одежда намного практичнее, чем платье дворянки. Кроме того, писательница не стеснялась курить табак. Это тоже считалось скандальным.
Любовные романы Жорж Санд
Писательнице приписываются многочисленные любовные связи. Среди нашумевших – Альфред де Мюссе, Фридерик Шопен.
Любовь и призраки
С де Мюссе женщина знакомится в 1833 году. В декабре влюбленные в компании Стендаля отправляются в путешествие по Италии. В поездке они оба переболели лихорадкой, но в разные моменты.
Жорж Санд влюбилась в молодого врача, лечившего де Мюссе. Поэтому он вынужден вернуться во Францию, но в дальнейшем поддерживает переписку с «бывшей» любовницей. Результатом путешествия по Италии становится серия рассказов: «Маттэа», «Леоне Леони». В Париже бывшие любовники снова встретились, но решили пожить вдали друг от друга. После серии перипетий они опять начали встречаться, и теперь уже итальянец Паджелло вынужден уехать на родину. Сюжеты, похожие на ее отношения с де Мюссе, мелькают в разных романах Санд. Публика читает их с большим восторгом.
По легенде, прогуливаясь в ущелье Франшар, Альфред де Мюссе увидел своего двойника (призрак). Жорж Санд переносит эту встречу на страницы романа «Она и он», а де Мюссе описывает ее в стихотворении «Декабрьская ночь». Родственникам поэта история с двойником совсем не понравилась, так как бросала тень на его вменяемость. Через полгода после выхода романа Санд Поль де Мюссе, брат Альфреда, пишет роман-ответ «Он и она», где пытается опровергнуть порочащие брата факты.
Майорка: туризм и любовь на островах в XIX веке
С Фридериком Шопеном Жорж Санд знакомится в 1836-м, но роман начинается только через два года. Художник Эжен Делакруа нарисует их совместный портрет, где Шопен играет, а позади него стоит Санд и слушает его музыку.
Чтобы сбежать от скандала, влюбленные отправляются на Майорку, став первыми знаменитостями, которые ее посетили и прославили. В письмах Санд утверждала, что они бежали не от сплетен, а искали уединения для того, чтобы Шопен мог писать музыку, а она – романы.
Совместная жизнь с Шопеном
Шопену 28 лет. Несмотря на это, он несчастлив. Болен то ли туберкулезом, то ли бронхитом и переживает разрыв с предыдущей возлюбленной Марией Водзинской. На Майорку он отправляется вместе с Санд, но об острове у пары остались разные воспоминания. Шопен очарован природой. Санд осознает, что удобств здесь нет.
Добираться до Майорки пришлось на грузовом корабле, в трюме которого перевозили стадо свиней. Гостиницу по прибытии они не нашли и вынужденно снимали комнаты, но там не слишком приветствовали пары в странном статусе, а также больных постояльцев. В результате пришлось снимать келью в заброшенном монастыре. Там Санд написала роман «Спиридион». Шопен тоже сочинил ряд произведений, но сыграть не смог. Его рояль конфисковали на таможне.
Покинув остров, пара ненадолго останавливается в Барселоне, затем отправляется в Ноан, где Санд пишет отчет «Зима на Майорке». Шопен продолжает болеть, но они принимают гостей. Знакомства Шопена расширяют круг общения Санд. Она знакомится с писателем Адамом Мицкевичем, композиторами Полиной Виардо, Джакомо Мейбером, а также польскими аристократами.
«Отцы и дети» в просвещенном XIX веке
Отношения с любовником постепенно портятся из-за бытовых конфликтов. Окончательный разрыв происходит в 1847 году. Скульптор Огюст Клезингер работает над бюстом Жорж Санд и ее дочери Соланж. Молодые люди влюбляются.
Соланж, воспитанная на примерах того, какой свободной должна быть женщина, разрывает помолвку с договорным женихом ради Клезингера. Санд отказывается благословить пару, а когда они поженятся, несмотря на протест матери, откажет им в финансовой помощи. Шопен в конфликте занимает сторону Соланж, и это заканчивается разрывом.
Шопен якобы продолжал любить бывшую возлюбленную и, умирая в 1849 году, на смертном одре прошептал: «Она обещала, что я умру в ее объятиях».
Кто-то разорвал их совместный портрет, написанный Делакруа. По одной версии, Санд. Согласно другому, более прозаичному мифу, портрет разорвал кто-то из наследников писательницы по причине жадности и желания выручить на аукционе деньги за продажу не одного, а двух отдельных произведений. Поэтому сегодня его левая часть с изображением женщины находится в музее в Копенгагене, а правая часть – в Лувре.
Морис Санд
Отношения матери с сыном были лучше, чем с дочерью. Когда Морис рос, женщина писала в дневнике: «Он похож на Пон-Нёф (самый старый мост Парижа), такой же толстый, румяный и шустрый». Парень отличался жизнерадостным характером. Он учился живописи у Эжена Делакруа. Его женой стала Лина Каламатта, дочь итальянского гравера Луиджи Каламатты. Лина оказалась в восторге от Санд. Она писала о свекрови: «Я выхожу замуж за Мориса, потому что не могу выйти замуж за его мать». Свекровь тоже с теплотой отзывалась о невестке.
Морис пишет картины, иллюстрирует романы матери и занимается наукой. Он член энтомологического общества Франции, коллекционер бабочек, путешественник. Побывал в Квебеке и США. В некоторых источниках указывают, что был знаком с Линкольном.
Причиной его лучших отношений с матерью называют их внешнюю схожесть. Портрет Мориса Санда кисти Жозефины Каламатты представляет зрителю подростка, похожего на Жорж Санд овалом лица, цветом волос, прической.
Последние годы жизни: театр и орден
Санд увлекается театром. В Ноане она создает кукольный театр в 1847 году. Морис рисует для него декорации, а писательница делает кукол. В 1850–1875 годах в Ноане поставили больше 200 спектаклей. Жорж по-прежнему принимает гостей и начинает писать пьесы для театра. Знакомится с Гюставом Флобером, Александром Дюма (сыном), Ипполитом Тэном.
В 1873 году ей предлагают орден Почетного легиона. Санд отвечает отказом и с иронией говорит министру, что будет выглядеть смешно с красной ленточкой, как старый стол. Об отказе от ордена узнает муж и подает прошение на имя императора Наполеона III вручить почетную награду ему, потому что он не только имеет заслуги перед страной, но также является бывшим мужем Жорж Санд, которого несправедливо и жестоко оскорбили в его чувствах. Поэтому он уверен, что заслужил сочувствие. Император, конечно же, промолчал.
Аврора умерла в начале июня в замке Ноан в 1876 году. Причина смерти – кишечная непроходимость. Ее похоронили на местном кладбище. В литературу она вошла с 70 романами, а также рассказами для детей, пьесами и газетными статьями.
Женщина-скандал
Эпатажность писательницы не имеет однозначной трактовки ни в какой части. Например, ее приверженность к мужскому костюму называют вызовом обществу. Но сама она отмечала, что вынужденно так поступала из-за финансовых трудностей. Ее деньги все время находились под чьим-то контролем: матери, мужа. После развода она остается почти без средств, а мужской костюм стоил дешевле женского платья. Но когда у нее появлялась возможность, то она одевалась как все.
Следующий пункт критики – борьба за права женщин. При жизни и после смерти писательницы звучало много замечаний в ее адрес. Критик Жюль Жанен пишет, что три первых романа Жорж Санд – это «три горящие головни, брошенные в институт брака». В них есть старый муж-рогоносец, трусливый любовник и превозносимая автором бунтующая женщина. Конечно, все перечисленное существует в реальной жизни, но проблема не в этом. Роман призывает читателя к действию, воодушевляет и подталкивает. При этом автор оказывается категорически против, когда собственная дочь пытается реализовать свободу выбора, и наказывает ее за это.
Эколог
Санд любила природу. Увлекалась естественными науками. При необходимости могла применить их на практике. Так, в 1872 году правительство решило вырубить часть леса Фонтенбло. Писательница написала протест и обосновала, почему нельзя рубить, применяя знания биологии, геологии и инженерии. Объяснения заняли 12 листов. Закончила она предостережением, что если деревьев не будет, то все живое погибнет от засухи.
Экранизации
Фильмов о Жорж Санд или по ее произведениям выходит мало по причине изменения зрительских приоритетов. Одна из первых экранизаций снята в формате черно-белого немого фильма «Чертово болото» (La Mare au Diable) в 1923 году режиссером Пьером Кароном. Постановщик Жан Эпштейн снял фильм «Мопра», также черно-белый. В 2000-х снимали биографические ленты. Одна из последних картин выпущена в 2016 году.