Успех или во второй Афган? Россияне о Сирии
30 октября исполняется ровно месяц с начала военной операции России против террористической организации "Исламское государство". Исследовательская организация "" подвела первые итоги, проведя социологический опрос среди граждан РФ. Опрос населения проводился с 23 по 26 октября, всего было опрошено 1600 человек из 136 населенных пунктов страны.
По ком бьют российские бомбы, чего стоит опасаться, и станет ли Сирия вторым Афганом - читайте в материале 24СМИ.
Рост интереса
За этот месяц увеличилось число россиян, которые внимательно или периодически следят за событиями в ближневосточном государстве. "Я внимательно слежу за событиями в Сирии" - ответило 23%, в то время как сентябрьский показатель находился на уровне 15%. Число тех, кто знает о событиях хотя бы частично, увеличилось с 54% до 64%. Очень стремительно уменьшилось число равнодушных к происходящему - с 30% до 11%.
Рост вовлеченности в сирийский конфликт, согласно результатам опроса, объясняется "беспокойством за своих". До введения российских военных конфликт на Ближнем Востоке не особо волновал рядовых россиян. Когда же солдаты армии РФ приняли непосредственное участие в войне, отношение к ситуации приобрело совершенно другой оттенок.
ИГИЛ или оппозиция?
Одной из самых обсуждаемых тем после начала бомбардировок - по чьим позициям наносит авиаудары Россия: ИГИЛ или сирийская оппозиция? Большинство россиян уверены, что авиация наносит удары по позициям террористов ИГИЛ (48%), обвинениям в адрес России о бомбардировках сирийской оппозиции верит значительно меньшее число населения (13%). В том, что "Россия бомбит и ИГИЛ, и оппозицию", уверенны 21% опрошенных, не смогли ответить 19%.
Минобороны РФ неоднократно настаивало на том, что хоть Москва и не поддерживает сирийскую оппозицию, главной целью спецоперации является предотвращение распространения мирового исламского терроризма.
Несмотря на это результаты опроса показали, что российское общество в любом случае готово поддержать власть. Так, 50% граждан согласились с мнением, что "Россия должна поддержать Башара Асада в его борьбе с Исламским государством и сирийской оппозицией".
Напомним, что во время последнего брифинга представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркнула, что Россия "не поддерживает Башара Асада", а выступает против ситуации в стране в целом.
Плюсы и минусы
Среди положительных аспектов российской спецоперации в Сирии россияне отметили следующее:
- Уменьшение террористической угрозы со стороны "Исламского государства" - 40%;
- Укрепление авторитета России на Ближнем Востоке/на международной арене - 34%;
- Нормализация положения, прекращение кровопролитной войны в Сирии - 22%;
Среди негативных последствий граждане указали:
- Трату средств, необходимых для экономики и решения социальных проблем - 41%;
- Гибель/ранение военнослужащих в ходе операции и в результате терактов - 39%;
- Возрастание террористической угрозы в РФ - 17%;
В том, что сирийская спецоперация РФ приносит больше пользы, уверены 43% опрошенных, вреда - 19%.
Отметим, что положительные последствия на практике наблюдаются уже сейчас: Россия укрепила авторитет в мире, что фиксируют российские западные политологи. Война в Сирии обрела конкретные очертания: упор на борьбу с терроризмом, а не внутренние разбирательства оппозиции и власти; угроза исламского терроризма не исчезла, но значительно сократилась.
Второй Афган
В последнее время часто слышны мнения экспертов о том, что сирийская кампания способна стать вторым Афганистаном. Не секрет, что Афганистан ассоциируется у граждан с затяжной, малоэффективной, с большими потерями войной. Но, как показал опрос, большинство в него и не верят: 41% считают этот сценарий маловероятным, 9% его полностью исключают, "вполне возможно" ответили 29% опрошенных, что на 10% меньше сентябрьского показателя. И на это есть ряд причин.
Во-первых, с первых дней Россия определила свою тактику в сирийском конфликте, которая в афганском сценарии была иной. Российское вмешательство ограничивается только авиаударами и подкреплением с моря. Наземной операцией занимаются правительственные войска Сирии.
Во-вторых, количество жертв в сирийской кампании, к счастью, априори не сможет сравниться с жертвами в Афганистане.
И, в-третьих, как заявил Владимир Путин, Москва не будет "с головой погружаться" в сирийскую войну, помня печальные уроки Афганистана:
"Мы, разумеется, не собираемся в этот конфликт с головой. Наши действия будут осуществляться строго в заданных рамках. Во-первых, мы будем поддерживать сирийскую армию исключительно в ее законной борьбе именно с террористическими группировками, во-вторых, поддержка будет осуществляться с воздуха без участия в наземных операциях", - говорил президент.