История персонажа
Советский мультфильм про деревню Простоквашино входит в топ телевизионных проектов для детей, на которых выросло не одно поколение. Этот мультик традиционно показывают в предновогодний период по телевизору, сегодня его можно посмотреть и в интернете. Цикл состоит из трех серий: «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино».
Задорные персонажи, представленные в мультипликационном фильме, легко запоминаются малышами. Реплики, которые произносят почтальон Печкин, дядя Федор, пес и кот, передаются из уст в уста в виде афоризмов. Большую популярность снискали и песни, использованные при озвучивании мультфильмов.
История и сюжет
Основой для знаменитых мультфильмов послужило произведение «Дядя Федор, пес и кот», которое написал детский автор Эдуард Успенский. Рассказ о мальчике, друзьями которого стали пес Шарик и кот Матроскин, дал жизнь мультипликационной серии. Книга описывала жизнь и приключения обычной советской семьи, а мультфильм дал ей любопытное продолжение.
Дядя Федор – главный герой сюжета. В мультфильме голос ему подарила Мария Виноградова. Это эрудированный мальчик, который к четырем годам самостоятельно читал книги, а в шесть лет был в состоянии приготовить себе обед. Родители, мама Римма и папа Дима, любят сына и доверяют ему, понимая, что ребенок растет разумным и рассудительным человеком, не склонным к шалостям. Поэтому его и прозвали «дядей». Мысль о том, что дядя Федор только собирается в школу, с трудом укладывается в головах телезрителей, ведь мальчик предстает состоявшейся личностью.
Он любит животных, но держать питомца в городской квартире невозможно, так как мама не питает симпатии к собакам и кошкам. Рассказ Успенского повествует о том, как дядя Федор поругался с родителями и, поедая бутерброд, направился на прогулку. На пути он повстречал новых приятелей, с которыми решил переехать на новое место жительства. Им стала деревня Простоквашино. Семилетний парнишка, обладатель ярко-голубых глаз и рыжих волос, пишет письмо родителям, в котором рассказывает, что с новыми друзьями, добродушным бездомным псом и хитрым котом, планирует поселиться в деревне.
Жизнь дяди Федора становится разнообразной, ведь кот и пес предлагают интересные инициативы. Они вместе ищут клад, чтобы получить вознаграждение. На вырученные деньги приятели решают купить корову. Мурка, ставшая детищем Матроскина, дает молоко, а со временем у нее появляется теленок.
Дяде Федору удается управляться с бытом и постоянно мирить Матроскина и Шарика, живущих «как кошка с собакой» и лишь изредка объявляющих перемирие. Мальчик налаживает отношения с подозрительным и ворчливым почтальоном Печкиным и обретает в Простоквашино второй дом, которого ему не хватало в московской квартире.
Дядя Федор не забывает о родителях и периодически пишет письма, которые описывают картинки из его деревенской жизни. Счастье длилось до тех пор, пока он не заболел, и родители не увезли его домой на лечение, пообещав, что мальчик будет проводить каникулы и лето в Простоквашино в компании Матроскина и Шарика.
Семья
В мультфильме описывается типичная советская семья, состоящая из родителей и мальчика – дяди Федора. Позднее ее членами становятся пес и кот, верно ожидающие в деревне Простоквашино. На протяжении трех мультиков изображение парнишки меняется, но его одежда остается прежней. Таковы реалии сурового советского детства. С течением времени из сюжета зритель узнает различные подробности о жизни семьи.
Папа дяди Федора был академиком солидного вида: с бородой и с трубкой в руках. Он не отличался карьерными достижениями, но был лояльным отцом, честным и рассудительным мужчиной, склонным к иронии. Он легко идет на авантюры, обладает различными знаниями и умениями: легко может починить автомобиль и не гнушается тем, чтобы самостоятельно вытащить его из снежных завалов. Папа не увлечен воспитанием дяди Федора и воспринимает его как равного, за что периодически получает выговор от мамы.
Ничего не запрещающий сыну, он с легкостью отпускает ребенка пожить в деревне, а сам нежится на ласковом солнце курорта, не переживая за безопасность мальчика. Мужчину можно считать подкаблучником, ведь он во всем прислушивается к мнению жены и старается ее не расстраивать.
Но в нужный момент он способен принять серьезное решение, и последнее слово остается за ним. Папа любит свою семью, ревнует супругу к коллегам и оказывается не против второго ребенка, которого так страшится мама дяди Федора.
Римма с первого взгляда создает не очень приятный образ. О втором ребенке она и думать не хочет, потому что сейчас для нее на первом месте карьера. Истеричная и скандальная женщина привыкла попрекать супруга за бездеятельность, держит сына в строгости и то и дело жалуется на свою жизнь. При этом она мало занимается воспитанием сына, который вынужден стать самостоятельным с малых лет. Современные родители ужасаются, понимая, что дядя Федор питался бутербродами и разгуливал с бездомными животными.
Маму мальчика гораздо больше заботят ее внешность и самореализация. При этом она успевает заниматься домашними делами и, возможно, вполне объективно заявляет, что сил ни на что другое не остается. Как любая советская девушка, она оптимистична и спортивна.
После уговоров она все-таки решается на такую авантюру, как встреча Нового года в Простоквашино, и доходит туда на лыжах, чтобы быть в кругу семьи. Полноценной эту семью сложно назвать, она является олицетворением ячейки общества советских времен, в которой муж чинит машину, мать занимается хозяйством и успевает работать, а сын предоставлен себе, но умудряется вырасти приличным человеком.
Мультфильмы
Все три мультика основаны на сюжете, придуманном Эдуардом Успенским, и повествуют о жизни в Простоквашино и приключениях в семье дяди Федора. С течением времени мультфильмы обрели большую популярность, чем повесть. Первый мультик – «Трое из Простоквашино» – был создан в 1978 году. Спустя два года на экран вышли «Каникулы в Простоквашино», а в 1984 зрители смогли увидеть мультик «Зима в Простоквашино».
Успех трилогии пытались повторить современные мультипликаторы, создав серию под названием «Весна в Простоквашино», где главные герои управлялись с компьютерами и другими достижениями технологий. Они не были востребованы у зрителей, привыкших к душевным образам и простому сюжету.
Специфика создания трехсерийного проекта заключалась в том, что режиссер Владимир Попов распределил между постановщиками образы. Так, Левону Хачатряну достались родители, Печкин и дядя Федор, а Николай Ерыкалов работал над персонажами животных: Матроскина, Шарика, Мурки и Гаврюши. Родители дяди Федора напоминали шведскую семью, изображенную в мультфильме «Малыш и Карлсон», вышедшем в 1968 году. Образы, описанные в мультфильмах, были тщательно проработаны и правдоподобны. Некоторые из них были списаны с известных людей и персонажей.
Например, прототипом для мамы Риммы стала супруга Хачатряна – Лариса Мясникова. А прообраз Печкина – Курочкин из мультика «Приключения Васи Куролесова». Постановщики, работавшие над мультсериалом, уже имели опыт создания успешных проектов. Ярким примером совместного творчества служит мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса».
Но, несмотря на успешное взаимодействие, режиссеры долго не могли понять, каким должен быть дядя Федор, поэтому его типаж подвергался изменениям из мультфильма в мультфильм.
Российские мультипликаторы планируют выпуск 30 серий о приключениях любимых героев в современных реалиях. В перспективе зрители смогут увидеть, как изменились привычные персонажи за 20 лет.