История персонажа
В романе и пьесе Михаила Булгакова о семье Турбиных Леонид Шервинский не относится к ключевым персонажам. Тем не менее его роль в произведениях важна для понимания главного авторского посыла.
Создание персонажа
Михаил Булгаков дал персонажу фамилию своего приятеля — поэта Сергея Шервинского. Это обстоятельство способствовало обострению отношений между литераторами. Но история создания героя романа «Белая гвардия» и впоследствии пьесы связана с еще одной личностью.
Исследователи творчества писателя сходятся во мнении, что основной прототип Леонида Шервинского — это Юрий Гладыревский. В некоторых источниках он назван Георгием.
Этот человек был гвардейцем. Окончив московское военное училище, служил в элитном подразделении, которое немцы прозвали «сердитым». Гладыревский относился к привилегированной касте армейцев — гренадерам.
С развалом фронта Первой мировой подпоручик вместе с офицерами и солдатами покинул Киев, перебравшись в Жмеринку. Это задокументированное событие Булгаков отразил в произведении — как раз в этом городе графиня влюбляется в Леонида Юрьевича и травится цианидом.
Биография Леонида Юрьевича Шервинского
Подробности биографии Шервинского остаются нераскрытыми, но булгаковеды предполагают, что это представитель некогда богатой и знатной семьи помещиков. Прежде они принадлежали скорее к сословию аристократов-землевладельцев, нежели к служилым дворянам.
Когда пришел XX век, Шервинские превратились в обедневший род. Как часто случалось в ту пору, они не могли с этим смириться и продолжали всеми силами сохранять престиж семьи. В итоге ради поддержания былой славы жили не по средствам.
Леонид Шервинский в романе — это поручик, служащий у гетмана Павла Скоропадского и занимающий место личного адъютанта Белорукова. Герой — небедный аристократ, привыкший не экономить деньги на женщин и на себя. Он обзавелся выгодными знакомствами в столице. Давний друг семейства Турбиных периодически гостит в их квартире.
Характер и внешность Леонида Шервинского из романа «Белая гвардия»
Автор неоднократно указывает на невысокий рост Шервинского, как и Федора Степанова по прозвищу Карась. Но если в случае со вторым героем делает это без насмешки, то при описании Леонида Юрьевича явно демонстрирует собственное ироничное отношение к нему.
Еще о внешности гвардейца известно, что у мужчины наглые глаза. Он одевается безупречно — на нем, например, идеально выглаженные бриджи синего цвета.
Особая характеристика Шервинского — неуемная тяга говорить неправду, приукрашивать действительность. При нем постоянно имеется шашка — герой с гордостью рассказывает, что получил холодное оружие из рук некоего персидского принца. Но, видимо, эту красивую историю выдумал сам Леонид Юрьевич.
Постоянное желание приврать, очевидно, сформировалось в герое в силу обстоятельств. Как представителю обедневшей фамилии, ему последнее время приходилось изворачиваться, одалживать деньги ради поддержания образа знатного дворянина. В результате ложь превратилась в привычку.
Но персонажу не чужды и положительные черты. Например, представления о чести и достоинстве. Именно этот герой сообщает полковнику Алексею Малышеву, что со дня на день Город сдадут врагу. В итоге в живых остаются сотни человек.
Образ Шервинского в пьесе «Дни Турбиных»
Леонид Шервинский в обоих произведениях, по сути, один и тот же персонаж. Но поданный автором с некоторой разницей. Так, в «Белой гвардии» он числится адъютантом при князе Белорукове, а в пьесе «Дни Турбиных» — при самом гетмане. Несмотря на это различие, герой остается военным с доступом к важным сведениям непосредственно «с верха».
Еще одна деталь — в романе Шервинский предупреждает о сдаче Города Малышева, а в пьесе говорит о предстоящей катастрофе Алексею Турбину.
И в романе, и в пьесе Леонид Юрьевич великолепно поет. От природы наделенный прекрасным голосом, он мечтает после окончания революционных передряг и войны посвятить себя искусству. Ему хочется не служить в армии, а выступать на сцене Большого театра.
Кстати, прообраз персонажа — Гладыревский — тоже умел отлично петь. В его судьбе не нашлось места оперной славе, но во Франции он зарабатывал на хлеб как раз музицированием.
Отношения Леонида Шервинского с окружающими
Леонид Шервинский располагает к себе окружающих в первую очередь приятным голосом. По сюжету он не красавец, но вокальный талант компенсирует эту особенность. Женщинам нравится его пение, да и сам он испытывает слабость к противоположному полу.
В обоих произведениях герой влюблен в Елену Турбину-Тальберг. Он настойчиво добивается женщину, а с отъездом ее мужа в Европу решимость Шервинского только крепнет.
Недостаток персонажа в том, что часто его слова — это пустые фразы. В итоге ряд героев романа и пьесы относятся к нему если не с негативом, то как минимум несерьезно.
Алексей Турбин считает голос единственным положительным качеством друга. А также он без удовольствия считает, что сестра Елена теперь обречена на отношения с Шервинским.
Героя нельзя однозначно назвать легкомысленным. Будь он настоящим негодяем, Турбина быстро бы это поняла, ведь она показана опытной, умной, воспитанной женщиной. Кстати, и Виктор Мышлаевский не позволяет себе ничего, кроме безобидных дружеских подтруниваний над Шервинским.
Леонид Юрьевич все-таки прошел серьезную боевую школу на фронте. Он занимался не только придворными выездами — стандартной задачей гвардии начала XX столетия. Следовательно, его военная закалка ничуть не уступает той, что получили Мышлаевский или Турбин-старший. И, как бы там ни было, они уважают друга.
Шервинский на экране
Первыми пьесу «Дни Турбиных» экранизировали итальянцы. В 1969-м они выпустили телевизионный фильм о русском офицерстве времен Октябрьской революции в России. Роль Шервинского досталась Лино Каполиккьо.
В 1976 году появился и советский фильм «Дни Турбиных». Владимир Басов перенес на экран пьесу, но не роман. Сам режиссер сыграл в картине Виктора Мышлаевского, а на роль Шервинского пригласил Василия Ланового. Красавец-актер, любимец миллионов несколько не соответствовал образу низкорослого офицера, но зрители простили кинематографистам эту неточность.
Впервые роман экранизировали в России в 2012-м. В вызвавшем противоречивые отзывы 8-серийном фильме «Белая гвардия» в Леонида Шервинского перевоплотился Евгений Дятлов — великолепно поющий артист, что пришлось кстати при работе над ролью.
Интересные факты
Несмотря на боевой опыт за плечами, Леонид Шервинский не рассматривает военное дело в качестве своего призвания. Вероятно, Михаил Афанасьевич неслучайно сделал его служащим лейб-гвардии. В этом прослеживается определенный символизм. Ведь в начале XX столетия подразделением руководила императрица, значит, в него отбирали только офицеров-дворян, красавцев-мужчин с безупречными манерами. А армейские навыки отходили на второй план.
Служба в гвардии в те времена считалась для представителей знатных фамилий формальностью, но отнюдь не серьезной профессией. Как правило, подобные Шервинскому молодые помещики уходили в отставку в звании поручиков и возвращались в имения, чтобы строить гражданскую карьеру.
Очевидно, что и Шервинский никогда не собирался до старости тянуть военную лямку. Это заметно из его увлечения музыкой.
Цитаты Леонида Шервинского из романа «Белая гвардия»
Офицер появляется в начале булгаковского романа служащим в штабе киевского командования. По состоянию на конец 1918-го он преданный сторонник Скоропадского, поэтому настойчиво оправдывает его перед друзьями:
«Я должен сказать в защиту гетмана. Правда, ошибки были допущены, но план у гетмана был правильный».
Николая II уже свергли и убили вместе с членами семьи. Все об этом знают. Но офицер, в отличие от Мышлаевского или Турбина, согласен с мифом о том, что царь выжил и в текущий момент прячется в Дании:
«Известие о смерти его императорского величества...<...> ...вымышлено самими же большевиками».
Цитаты Шервинского из пьесы «Дни Турбиных»
Как потомственный дворянин, Шервинский не привык считать рубли с копейками. Его манера — жить на широкую ногу:
«Деньги существуют на то, чтобы их тратить, как сказал Карл Маркс».
Он влюблен в Турбину:
«Я просидел бы всю ночь в бурке у ваших ног»,
«Господа! Здоровье Елены Васильевны!».
Леонид Шервинский умеет петь и с появлением большевиков считает это не только достоинством, но и гарантией собственной безопасности:
«Ну пусть попробуют тронуть человека, у которого две полные октавы в голосе да еще две ноты наверху!..»