Расстрел царской семьи — история преступления большевиков: факты, мифы, версии
- Беспокойный 1917 год
- «Поселились далеко» – жизнь императорской семьи после отречения
- Решение о расстреле – причины и ответственные
- Расстрельная команда
- Убийство Николая II и его семьи – ход расправы
- Реакция на трагедию
- Расследование убийства
- Последствия большевистского выбора
- Распространенные мифы о гибели Романовых
Династия Романовых, начиная с царя Михаила Федоровича, правила Россией 304 года. Одних правителей любили и уважали, над другими потешались, а третьих ненавидели и совершали покушения. Последним представителем Романовых на троне Российской империи был Николай II. Правление династии, как и самодержавие в стране, прервалось резко и при трагических обстоятельствах. Расстрел царской семьи большевиками поставил жирную точку в истории монархии в России. Подробнее о фактах, мифах и версиях, которые окружают это трагическое событие, – в материале 24СМИ.
Беспокойный 1917 год
В годы Первой мировой войны обстановка в Российской империи накалилась. Сдерживающие меры, которые были приняты после революции 1905–1907 годов, не работали, росло недовольство. В начале 1917-го за перемены в стране выступала буржуазия, которая подбивала трудящихся на массовые выступления. За восемь-девять месяцев влияние и народную поддержку обрела большевистская партия, которая совершила Октябрьскую революцию, взяла курс на строительство коммунизма и искоренение остатков самодержавия.
В начале же года центром оппозиционных сил стала Государственная дума. Большинство депутатов требовали трансформировать самодержавие в конституционную монархию по образцу Великобритании. Недовольство усиливалось неудачами России на фронте. Дополнительно репутацию царя подорвал скандал вокруг Григория Распутина и императрицы Александры Федоровны.
Основная масса политических акций проходила в Петрограде. Рабочие объявляли забастовку и добивались выхода России из войны и отказа от самодержавия в пользу республики. Толпы народа заполонили улицы столицы, когда разразился продовольственный кризис. Мятежники крушили хлебные лавки и вступали в стычки с солдатами.
Постепенно военные перешли на сторону демонстрантов, перевес был на стороне революционеров. События развились так, что 15 марта 1917 года Николай II отрекся от престола в пользу великого князя Михаила Александровича. Изначально царь был готов пойти на уступки и создать ответственное министерство, которое назначала Госдума. Но за две недели марта революция стала массовой, и победа правительственных сил стояла под большим вопросом.
После отречения последовал арест царской семьи, конфискация имущества и лишение их гражданских прав. 22 марта Николая II доставили в Царское Село уже не как императора, а как полковника Романова. Юрист Владимир Набоков отмечал, что Временное правительство, арестовав Николая Александровича и его семью, «завязало узел», который большевики перерубили в июле 1918 года.
«Поселились далеко» – жизнь императорской семьи после отречения
Во время переписи 1897 года в графе «род деятельности» Николай II указал: «Хозяин земли Русской». После восшествия на престол царь заявил, что продолжит укреплять самодержавие, как это делал его отец Александр III. У руля страны император пробыл почти 24 года и оставил престол без ожесточенной борьбы. Современники говорили, что самодержец обладал мягким характером.
Бывший император был готов вести крестьянский быт, кормить семью, трудясь в поле, а взамен сохранить возможность жить в России. Но экс-самодержец понимал, что спокойно ему пожить не дадут. В Царском Селе за царской семьей следили солдаты охраны. Очевидцы вспоминали, что Николай Александрович вел себя спокойно, не страдал из-за потери власти.
Вскоре Александр Керенский запретил бывшему правителю ночевать в одной комнате с женой. Супругам разрешили видеться за столом, но общаться велели строго по-русски.
Дворец, в котором жила семья, отапливали слабо, из-за чего у одной из придворных дам развилось воспаление легких. Арестантам разрешали выходить на улицу и гулять по приусадебной территории. У забора собирались зеваки, которые рассматривали царскую семью, как зверей в зоопарке.
В конце апреля 1917-го семья решила разбить огород в парке. В работе участвовали дети монаршей четы, слуги, помогали охранники. Свободное время проводили за книгами, катались на велосипедах и самокатах, плавали в пруду на байдарке. Николай лично давал сыну Алексею уроки географии и истории.
В июле обстановка в Петрограде накалилась из-за провальной политики Временного правительства. Керенский предупредил экс-императора, что планируется их переезд на юг. Но вместо Крыма семью в августе увезли на восток – в Тобольск.
«Мы поселились далеко…» – писала Александра Федоровна из Сибири своей близкой подруге Анне Вырубовой. Для семьи выделили бывший губернаторский дом. В Тобольске Николаю и его близким сделали удостоверения личности. Вести переписку жильцам губернаторского дома не запрещали, но письма досконально изучали.
В целом семье удавалось сохранять прежний быт. Они даже смогли отпраздновать Рождество. Бытовые дела увлекали Николая Александровича и Александру Федоровну больше, чем политика. Но Брестский мир вызвал возмущение у бывшей императрицы. Жена Николая II указала, что немецкое иго хуже монголо-татарского.
В письмах Александра рассуждала не о политике, а о людях. Она отмечала особенность характера русских, который заключался в возможности за короткое время впитать две крайности: быть жестоким и безрассудным, а затем резко измениться в противоположную сторону. Экс-императрица называла это бесхарактерностью и сравнивала русских с «большими темными детьми».
Николай Александрович полюбил физический труд: рубил дрова, работал в саду, чистил снег и лед. Жена бывшего правителя вязала, рисовала, писала письма. Дочери играли на фортепиано, а Алексей помогал отцу по хозяйству.
27 февраля большевики объявили о прекращении содержания царской семьи «за счет народа». Романовым выделили квартиру с отоплением и освещением, солдатский паек. Сливки, кофе и сахар стали недоступны для арестантов, но местные жители не бросили семью Николая Александровича. Тоболяки приносили продукты и поддерживали добрым словом.
Тобольская ссылка, во время которой дети экс-императора переболели краснухой, завершилась весной 1918 года. Романовых решили перевезти в Екатеринбург и поселить в доме Ипатьева, в котором знатная семья провела последние 78 дней жизни.
Недвижимость построили в 1880-х годах. Строение, которое большевики в 1918-м отобрали на нужды государства, приобрел инженер Николай Ипатьев. В «доме особого назначения» арестантам выделили четыре комнаты. К семье приставили коменданта Александра Авдеева, который стремился содержать бывшего самодержца в тюремном режиме, насколько это было возможно.
День арестанты начинали в девять часов, а в десять пили чай. Ежедневно в комнатах охранники проводили осмотр. Завтрак проходил в час дня, а обед – после четырех. В семь Романовы вновь пили чай, а в девять ужинали. Спать ложились в 11 часов. Арестантам полагалось гулять два часа на улице, но Авдеев позволял Николаю и его близким проводить на свежем воздухе вдвое меньше.
В Царском Селе и Тобольске семья коротала время, занимаясь физическим трудом. В Екатеринбурге арестантам запретили работать. Николай Александрович упрашивал позволить ему заняться садовыми делами, но получил отказ. Изначально семье даже запрещали самостоятельно кипятить воду, пока им не предоставили самовар.
Маляр закрасил стекла известью, чтобы арестанты не могли смотреть на улицу. Запретили открывать окна, в том числе и летом. Кроватей хватало не всем, поэтому сестры спали на полу. За обеденным столом сидели не только члены семьи, но и слуги, и красноармейцы.
Продукты Романовы получали из женского Ново-Тихвинского монастыря. Этим воспользовались большевики, которые устроили провокацию. Монахини передавали арестантам молоко. К пробке одной из бутылок охранники подложили фальшивую записку от имени русского офицера, который предлагал помощь в побеге. Романовы поверили в написанное, но ответили, что «не хотят и не могут бежать». Но указали, что могут быть похищены силой. Следующие несколько дней семья была в готовности к тому, что за ними придут возможные спасители.
Коменданта Авдеева сменил Яков Юровский, который ужесточил условия пребывания Романовых в доме Ипатьева. Бывшие монархи преодолевали тяготы и не думали о будущем. Жили так, будто впереди у них еще годы. Наследники Николая Александровича продолжали учебу. Сам экс-император перед расстрелом много читал произведения Михаила Салтыкова-Щедрина. Комендант делал послабления юному Алексею Николаевичу. Сын бывшего правителя питался лучше, чем остальные арестанты.
Решение о расстреле – причины и ответственные
16 июля день выдался солнечный. Семья не подозревала, что готовят для них большевики. Вечером Николай Александрович и Александра Федоровна поиграли в карты и отправились спать, а до казни оставалось несколько часов.
Большевистские источники сохранили сведения о том, что расправы над царской семьей требовали трудящиеся, которые не простили сверженного царя за «кровавое воскресенье» 1905 года, и желали такой же участи для бывшего правителя и его родственников.
Партийные функционеры указывали, что немецкая и русская буржуазии объединились в едином порыве восстановить царскую власть в России, поэтому необходимо как можно быстрее ликвидировать бывшего императора и всех членов его семьи. С соответствующим предложением активисты обращались в Совнарком.
Расправы над монаршей семьей добивались прежде всего левые большевики, которые конкурировали с левыми эсерами и анархистами. К их числу относился один из функционеров Уралоблсовета Александр Белобородов.
Основными конкурентами большевиков были анархисты, которые все ближе подбирались к дому Ипатьева и вынашивали план убийства экс-императора. Исследователи полагают, что причиной принятия решения о расстреле царской семьи послужило наступление белых, которые готовились ко взятию Екатеринбурга.
Считается, что Владимир Ленин не был заинтересован в убийстве Николая II. Лидер революции рассчитывал провести суд над бывшим правителем, но разразившаяся Гражданская война вынудила перенести планы на более поздний срок.
В условиях противостояния красных и белых Москва лишь формально руководила регионами. Поэтому решение о расстреле царской семьи приняли представители Уралоблсовета. Но версия о желании центра избавиться от Николая Александровича руками партийных функционеров полностью не отметается: неформальный приказ расстрелять знатную семью мог отдать Яков Свердлов.
Расстрельная команда
Большевики стремились расправиться с арестантами по-тихому, обставив все как попытку Романовых сбежать: якобы бывшая царская семья узнала о приближении белых, поэтому придумала план побега. Яков Юровский вместе с Петром Ермаковым, Михаилом Медведевым и Петром Медведевым продумывал варианты ликвидации узников. Сначала расправу планировали учинить только над Романовыми, но затем вспомнили, что прислуга продолжает выполнять задачи свергнутого самодержца, поэтому и их следует казнить.
Спорили и о вариантах убийства. Большевики предлагали использовать бомбы или расстрелять пленников во сне. Второй вариант не поддержали из-за того, что звук выстрелов красноречиво сообщил бы соседям о совершенной казни в стенах «дома особого назначения». Остановили выбор на том, что расстрел царской семьи следует провести в нижнем полуподвальном этаже.
16 июля определились с расстрельной командой, в которую, кроме русских, входили латыши и венгры. Позже латыши, узнав, что придется убивать не только экс-императора, но и детей, отказались. Конечное число участников расстрела, как полагают исследователи, составляло около 13 человек.
Руководителем расстрела царской семьи был Яков Юровский. Доподлинно известно, что участвовали в этом Григорий Никулин, который служил помощником коменданта дома Ипатьева. В список входят военный комиссар Петр Ермаков, Михаил Медведев, Павел Медведев, Алексей Кабанов. С пометкой «возможно» в расстреле участвовали Ян Цельмс, Александр Костоусов, Виктор Нетребин, Александр Белобородов.
Убийство Николая II и его семьи – ход расправы
Семья императора до последнего надеялась, что помощь скоро придет и их освободят. Белые наступали на Екатеринбург и, возможно, бывших царских особ могли спасти. Но в ночь с 16 на 17 июля 1918 года большевики во главе с Юровским решили действовать.
Помощники коменданта приказали жильцам дома собираться в дорогу. Приказ поступил не только семье Николая II, но и прислуге. Экс-императору служило пять человек: семейный врач Евгений Боткин, горничная Анна Демидова, камердинер Алоизий Трупп, повар Иван Харитонов и 11-летний поваренок Леонид Седнев. Последнего большевики заранее вывезли и отдали в детский дом.
Остальную прислугу вместе с царской семьей отправили в подвал. Спохватились арестанты поздно, но и сделать они ничего не могли. Николая II, его семью и прислугу конвоировали вооруженные охранники, которые морально готовились казнить не только экс-правителя, но и его детей.
Перед обреченными вышел Юровский, который зачитал приговор. Цели палачи распределили заранее, но основная масса пуль сначала угодила в Николая Александровича и Александру Федоровну, которые скончались первыми. Стрельба велась беспорядочно, поэтому некоторые пули не попадали в цель, врезались в бетон и рикошетом летели в сторону стрелков. Одна из них угодила палачу в палец.
За монаршей четой пала прислуга. Младшая дочь императора Анастасия потеряла сознание и очнулась, когда все близкие были мертвы. Палачи не пощадили девочку. Одним из последних погиб цесаревич Алексей, которого из маузера застрелил Юровский.
Когда большевики принялись проверять жертв, то обнаружили, что у Александры Федоровны и дочерей в одежду зашиты драгоценные камни. Удивленные палачи тут же принялись доставать сокровища, которых набралось около 8 кг.
Возле дома Ипатьева уже несколько часов стояла машина, которую пригнали специально для перевозки трупов. Тела загрузили, отвезли в лес, где сбросили в шахту урочища Ганина Яма. Есть сведения, что перед этим палачи облили тела серной кислотой.
Реакция на трагедию
Крестьяне, которую поддерживали новую власть, восприняли сведения о расправе над царской семьей радостно. Сторонники большевиков считали Николая II плохим правителем и марионеткой Григория Распутина. Императрицу называли любовницей «царского друга» и немецкой шпионкой. Поэтому отношение красных к произошедшему было сугубо одобрительным.
Уральские партийные функционеры рассчитывали, что казнь царской семьи сплотит народ. Но реакция последовала иного характера. В Пермской, Уфимской и Вятской губерниях вспыхнули восстания. Против большевиков восставала мелкая буржуазия, зажиточные крестьяне. Часть мятежей удавалось подавить быстро, но в некоторых случаях бунтовщики оказывали длительное сопротивление. Восставшие расправлялись с партийными функционерами и их семьями, счет погибших шел на сотни.
Мировое сообщество было занято масштабной войной, которая свирепствовала в Европе четвертый год. О расстреле стало известно сразу, поэтому 19 июля Германия направила официальный протест Карлу Радеку и Вацлаву Воровскому. Политики империи выражали озабоченность за судьбу «немецких принцесс». Но Германия ограничилась только нотой протеста и больше ничего не предпринимала.
Расследование убийства
Через неделю после расстрела Александр Колчак поручил начать расследование убийства царской семьи. Следователь Александр Наметкин провел работу за 3 месяца и предоставил рапорт, в котором говорилось о мнимом расстреле монарших особ. Колчак в инсценировку не поверил, поэтому назначил другого следователя, который пришел к аналогичному заключению.
Вскоре белые проиграли Гражданскую войну, большевики принялись строить коммунизм, и о расстреле забыли. К расследованию вернулись в 1978 году исследователи Том Мангольд и Энтони Саммерс, которые в своей книге «Досье царя» утверждали, что расстрела не было.
Основательно к вопросу подошли следователи Российской Федерации. Семью императора признали жертвами репрессий большевиков в 2008-м. Но через три года дело закрыли из-за того, что следствие не смогло найти документы, которые подтверждали ли бы причастность Ленина к расстрелу царской семьи.
Расследование возобновили в 2015 году. Инициатива поступила от Русской православной церкви. Кроме того, в 2016-м Владимир Путин призвал организовать полномасштабное расследование обстоятельств гибели Николая II и его близких.
Последствия большевистского выбора
Смерть Николая II была больше выгодна европейским государствам и США. Даже белые получили больше пользы, чем красные. Оппозиции нужен был не император, а мученик за веру и Отечество. В рядах белых шла борьба за власть, поэтому мертвый экс-правитель казался оппонентам более выгодным.
Немцы, которые за четыре года войны истратили колоссальные ресурсы, рассчитывали закрепить успех сепаратным миром. Но власти империи понимали, что Николай Александрович на это не пошел бы, поэтому большевики изначально больше импонировали немцам.
Великобритания также получила определенную выгоду. В банках Туманного Альбиона хранились миллионные средства русского монарха, после гибели ставшие ему ненужными. Лондону пришлось бы отдать деньги владельцу, если бы Николай уехал в Британию.
Распространенные мифы о гибели Романовых
Убийство монаршей семьи большевиками получило мощный резонанс в 1918 году. Интерес к произошедшему не угасает и спустя 100 лет. Трагическое событие не только пополняется новыми фактами, но и обрастает мифами и домыслами.
Мнимая казнь
В 1991 году недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги, нашли останки пяти членов царской семьи. Находка развеяла домыслы о том, что казнь была инсценировкой. С поиском места захоронения помогли записки Юровского, в которых говорится о попытках большевиков избавиться от тел казненных.
Тогда не нашли еще два тела. Родился миф, что Алексей и Анастасия выжили. Но в 2007-м провели повторные раскопки, в ходе которых обнаружили останки двух тел. С того момента стало понятно, что домыслы о якобы спасшихся отпрысках Николая Александровича – фальсификация.
Преступление, не имеющее аналогов
О красном терроре говорят чаще, чем о делах, которые совершали белые в годы Гражданской войны. Противники большевиков творили не меньше кровавых «подвигов», которые по жестокости сопоставимы с деятельностью красных.
Детей монарших особ рассматривали в первую очередь как продолжателей династии и смотрели на годы вперед, представляя перед собой взрослых людей, которые накапливаю ресурсы для полномасштабной войны с большевиками за возвращение монархии в России.
Ритуальное убийство
Ходили домыслы, что расправа над семьей Николая II – часть некоего особого еврейского обряда. Домыслы родились с целью разжечь волну антисемитизма в России. Но на самом деле расстрельная команда состояла из 10–13 человек. Евреем был только Юровский. Цельмс был латышом – остальные русские.
Сторонники другой теории считают, что убийство царской семьи было направлено против православия и христианства в целом.
Голова царя
Один из самых странных мифов гласит о том, что Ленин якобы держал на своем столе отрезанную голову Николая Александровича. Но домысел развеял судебный медик Вячеслав Попов, который изучал останки, приписываемые Николаю II.
Врач подчеркивал, что сцен с отрезанием головы большевики не устраивали. Доказательством служит тот факт, что во время раскопок был обнаружен весь шейный отдел позвоночника у останков № 4. Семь позвонков не содержат следов острого предмета, без которого невозможно отделить голову от шеи.
Расстрел царской семьи произошел в разгар Гражданской войны, когда добравшиеся до власти большевики, испепеляемые ненавистью к монаршим особам, решили самостоятельно решить судьбу ненавистных личностей. Подталкивали палачей приближающиеся белые, которые могли восстановить титул Николая II и вернуть монархию в России.