История персонажа
Балда – главный герой литературной сказки, автором которой стал Александр Пушкин. По легенде, «Сказку о попе и о работнике его Балде» рассказала поэту няня, Арина Родионовна. Ее краткое содержание записано в тетради автора за 1824 год.
Создание персонажа
Литературная сказка – особый жанр, отличающийся от народной. Четких канонов, по которым создаются ее персонажи, не было ни тогда, ни сегодня. Поэтому трудно сказать, какой была история создания того или иного произведения. Все они результат творческого эксперимента автора.
В случае с приключениями Балды выделяют два момента:
- Дата создания основы – до XVII века. Имя Балда было именем собственным, распространенным среди всех слоев общества, пока Петр I не запретил называть детей именами, которых нет в церковных святцах.
- Главный герой (смекалистый работник) – вершина пирамиды образов, сформированных в народной сказке. Он достаточно древний.
В детской книге добро всегда побеждает зло. Олицетворением второго становились жадный поп, помещик или царь. Дьявол – самое большое зло, которое представлял себе христианин. Поэтому тот, кто его побеждает, – самое умное существо в мире. Считать себя таким приятно. Как сказали бы психологи, это позволяло угнетаемым крестьянам сбрасывать стресс.
Древние сказочные образы безымянны и ассоциируются со значением «каждый, всякий». Например, «жили-были дед и баба», но есть Иван – крестьянский сын. Пушкин называет героя Балдой. Имение поэта называлось Болдино. Из чередования гласных в корне слова – болд- и балд- – можно предположить, что когда-то в селе жил крестьянин, чьи поступки и характер при жизни стали нарицательными, а после смерти дали основу для местных легенд. Однако доказать такую теорию не получится.
Биография работника Балды
Биография сказочного героя всегда вращается вокруг сюжета. Если для понимания важно знать, что мать Аленушки умерла, а мачеха ее обижает, то об этом будет говориться в тексте.
Но пушкинский Балда живет и действует только в контексте одного эпизода – наем дешевого работника с последующей невозможностью нанимателя заплатить по счету. А это объединяет его с дьяволом и греческими богами. Их общая характеристика – карать людей за недостаток уважения, попытку обмана, жажду легкой наживы, стремление превзойти бога и т. д.
Герои случайно встречаются на базаре. Поп рассказывает, что ищет дешевого работника, который окажется универсальным мастером – «повар, конюх и плотник». На это Балда отвечает, что согласен взяться за работу, но ценой станут три щелчка в лоб. Нанятый работник отлично справляется, и вскоре наниматель начинает горевать о предстоящей оплате. Выход подсказывает попадья – дать Балде невыполнимую задачу. Он не справится, и тема оплаты станет неактуальна. Обрадованный поп отправляет Балду за оброком, который не выплатили ему бесы. Но в итоге Балда выигрывает и бьет попа три раза. После третьего щелчка «вышибло ум у старика».
Внешность и характер Балды из «Сказки о попе и о работнике его Балде» Пушкина
Автор не акцентирует внимание читателя на внешности героя. Но ее легко представить по цитатам из текста: «ест за четверых, а работает за семерых». Следовательно, он сильный, выносливый. Да и попадья на его работоспособность не нарадуется.
По тому, что дочь попа думает постоянно о работнике, возможно предположить, что тот статен и хорош собой. Ну а отношение сына священника к Балде, которого мальчишка называет тятей, указывает на добрый и веселый характер главного героя произведения Пушкина.
Отношения Балды с окружающими
То, что сказано выше о созданном автором образе Балды, можно перевести в следующие характеристики: он добрый, заботливый, работящий, коммуникабельный и неконфликтный. К окружающим его людям относится благожелательно, чем вызывает у большинства положительную реакцию. Попенку явно нравится общество батрака, как и его сестре, которая «о Балде лишь и печалится», погруженная в девичьи романтические грезы.
Конечно, речь не идет о тех персонажах, кто по сюжету стремится нажиться за счет рукастого трудяги, к числу которых относятся главный антагонист произведения – поп – и его супруга, подсказывающая мужу, каким способом можно избежать оплаты щелбанами по «толоконному» лбу. Впрочем, и попадья признает достоинства Балды и на него «не нахвалится».
Символизм персонажа
Самая сложная часть сказки – ее интерпретация. Базовых вариантов два:
- Первый популяризировали советские литературные критики. Они увидели в тексте социальную сатиру, показывающую борьбу простого народа против угнетателей в лице попа. Автор идеи – Максим Горький.
- Вторая версия возникла после распада СССР и подразумевала отрицание предыдущей точки зрения. Освободившееся место заполнили мнением «Это же сказка! Ее написали для развлечения!», хотя народные сюжеты всегда создавались с поучительной целью.
Российский литературовед и фольклорист Евгений Неёлов высказал третью точку зрения о том, что неправы обе стороны. Неёлов решил, что раз черти платили попу оброк, то, значит, он нарушил обязательства священнослужителя, и Балда выступает в роли божественного возмездия за это отступничество.
Неправоту предыдущих критиков Неёлов увидел в следующем:
- Поп не угнетатель. В начале сказки он только спрашивал «где найти» слугу, а Балда сам предложил услугу и сообщил условия. В семье Балду любят и хорошо кормят.
- Это не развлечение. Если считать так, то калечить попа только за то, что он хотел нанять работника, не весело.
Также возможно, что Пушкин просто ставил перед собой задачу литературной обработки народных сюжетов, как это сделали братья Гримм или Шарль Перро. Французский сказочник тоже обработал сказки, рассказанные няней. Его Золушка, Спящая красавица, Кот в сапогах до сих пор любимы детьми.
Балда на экране
Фильмы по сказке не снимали, но экранизировали ее в форме мультфильма и выпустили целых 4 версии – в 1936, 1944, 1956 и 1973 годах. Первая и вторая были рисованными и выполнены в монохромном изображении. Третья реализована в виде кукольной анимации.
Четвертая – рисованная, цветная. В ней авторы добавили медвежонка, который помогает Балде: косит с ним поле, несет мешок с оброком, пляшет и подпевает. Режиссер мультфильма и автор сценария – Инесса Ковалевская, вокал и голос произведению подарил актер театра и кино Олег Анофриев.
Интересные факты
- Литературная сказка во Франции появилась в 1697 году, когда Шарль Перро опубликовал «Сказки матушки Гусыни». Они предназначались для принцессы Елизаветы Шарлотты Орлеанской и были своеобразной игрой в народность. Т. е. детям читали «народную сказку», из которой убрали все, что могло оскорбить их чувство прекрасного или несло неправильную «воспитательную нагрузку», заменяя в сюжете те места, которые могли не понравиться заботливой матери. Литературный эксперимент автора удался, и тексты Шарля Перро до сих пор любят и дети, и взрослые.
- Литературная сказка в России появилась в 1780–1783-м, т. е. почти через 100 лет. Первый автор, Василий Левшин, опубликовал сборник «Русские сказки». Он пытался создать героические истории на основе былинных сюжетов. Например, «Повесть о дворянине Заолешанине, богатыре, служившем князю Владимиру». Сегодня его творчество известно только литературоведам.
- Сказки писали не только «простые смертные». Известно, что Екатерина II собственноручно писала их для своего внука Александра.
- Возможно, Пушкин решил попробовать себя в новом жанре и поэтому создал новые типы произведений: маленькую стихотворную историю-анекдот. – «О попе и о работнике его Балде»; романтическую сказочную поэму – «Руслан и Людмила».
Цитаты Балды из «Сказки о попе и о работнике его Балде»
Главная цитата и мораль произведения звучит в конце текста в словах Балды:
«Не гонялся бы ты поп за дешевизной».
Стихи легко читаются, поэтому реплики дети часто знают наизусть:
«Где тебе тягаться со мною, со мною, с самим Балдою?»
– говорит герой бесенку.