История персонажа
Евгений Арбенин — персонаж произведения «Маскарад» Михаила Лермонтова. Двойственная природа героя, в котором присутствует стремление к добру и ощущение «ада на земле», вобрала в себя черты других литературных персонажей. А столкновение божественного и дьявольского в одном человеке позволяет и сегодня находить в его образе неочевидные особенности.
История создания персонажа
Михаил Юрьевич вошел в историю как родоначальник психологического романа. А вот в области драматургии признания классик добивался долго. Произведения поэта считались «несценическими», в том числе и «Маскарад». Перед тем как пьесу увидел свет, она претерпела множественные изменения.
Персонаж получил фамилию, которой Лермонтов не раз пользовался в произведениях. Например, в драме «Странный человек» присутствует Владимир Арбенин. Имя же, считают исследователи, — это отсылка к Евгению Онегину. В личности героя прослеживаются черты Германа из «Пиковой дамы» и Чацкого из романа «Горе от ума».
Велико влияние на поведение персонажа и иностранных поэтов. Исследователи находят в нем черты Жоржа де Жермани из мелодрамы «Жизнь игрока», а также нескольких героев Байрона.
Первый вариант пьесы был написан в 1835 году. Изначально Лермонтов видел произведение на сцене, поэтому отнес рукопись в драматическую цензуру. Но этот труд был отдан на доработку из-за слишком «резких страстей».
В редакции Михаил Юрьевич добавляет четвертый акт, а также вводит еще одно действующее лицо — «Неизвестного». Именно он выступает неким «перстом судьбы», из-за которого ревнивый супруг убил жену. Так автор хотел продемонстрировать неизбежность рока и немного снять ответственность с главного героя.
Но и это не дает цензуре пропустить детище Лермонтова на сцену. Тогда поэт подвергает трагедию такой капитальной переработке, что на свет появляется новое произведение — «Арбенин». Следуя требованиям цензуры, автор убирает из пьесы все, что могло бы разоблачить «маскарад» светской жизни. Единственное, что старался оставить неизменным Лермонтов — характеристику героя.
Но поставить пьесу так и не разрешили. Исследователи творчества великого классика считают, что главной причиной отказа стало то, что описываемая ситуация в произведения основана на реальных событиях. И цензор «узнал ее». Среди нескольких редакций больший интерес представила вторая, состоящая из четырех актов.
Третья редакция с новым названием считается произведением, которое было написано для «пропуска» на сцену. И учитывая, что Лермонтов оставил неизменным образ Евгения, он попросту не вписался в новый сюжет.
Биография и образ Евгения Арбенина
Евгений Александрович — человек, который посвятил молодость играм в карты. В книге читатель знакомится с персонажем в тот период его жизни, когда он решил изменить судьбу и заключить «союз с добродетелью». Герой влюбляется в молодую девушку Нину и женится.
Евгений презирает культурное общество, ведь не понаслышке знает обо всех его нелицеприятных сторонах. Новоявленная супруга заставляет мужа утихомирить страсти и примириться с жизнью. Говоря о жене, Евгений заявляет, что она свет в его мрачной жизни.
Но азартного игрока хватает ненадолго. Он садится за стол с князем Звездичем и выигрывает. Вместе с другом Арбенин едет на маскарадный бал к Энгельгардту. В это время там присутствует и Нина, которая по трагической случайности теряет один из парных браслетов. Находку прибирает к рукам баронесса Штраль.
Князь Звездич, красивый гвардеец, встречает таинственную даму в маске, которая признается ему во внезапной страсти. Мужчина просит на память какую-нибудь вещицу и получает тот самый злополучный браслет, который демонстрирует азартному другу.
К главному герою подходит Неизвестный и предрекает несчастье. Расстроенный Евгений возвращается домой и с ужасом узнает, что трофей Звездича — украшение «его ангела», чистой и невинной супруги Нины. Девушка отрицает виновность во флирте с чужим мужчиной и на следующий день встречается с князем, чтобы прояснить ситуацию.
Звездич решает, что таинственная дама в маске и есть Нина. Пытаясь поухаживать за ней, получает холодный отказ. Но, не оставив попыток, отправляет замужней женщине любовное послание, о котором узнает ревнивый муж. Теперь сомнений нет — жена виновна и будет наказана.
На балу он подсыпает супруге яд в мороженое. В третьем акте Нина Арбенина, умирая, впервые представляется как Настасья Петровна. Перед похоронами к главному герою подходят князь Звездич и Неизвестный, которые обвиняют Арбенина в убийстве жены. Они рассказывают правду о браслете, и Евгений, не выдержав потрясения, сходит с ума.
Убийца в пьесе вызывает и жалость, и ненависть. Привыкший ожидать от судьбы только удары, он пытался разглядеть в Нине тот самый спасительный свет. Но череда случайных событий запустила трагичный механизм, из-за которого герой сначала убивает свою последнюю надежду, а потом уходит в спасительный мрак безумия.
В основе образа Арбенина не лежит противопоставление плохого и хорошего. В его личности сталкивается божественное и дьявольское. И хоть герой открыт добру и пытается вырваться из порочного мира, для него попытки оборачиваются трагедией.
Евгений Арбенин в фильмах
По мотивам произведения Лермонтова в 1941 году был снят советский полнометражный художественный фильм «Маскарад». В черно-белой экранизации Сергея Герасимова зритель заметил знакомые диалоги и цитаты из романа. Именно вторая редакция пьесы легла в основу фильма.
Главную роль сыграл актер Николай Дмитриевич Мордвинов. Критики оценили музыкальное сопровождение картины. Тревожные романсы, вальсы и мазурки привносят дополнительные нюансы в характер персонажей и их отношений.
Но финал истории заставляет задуматься как зрителя фильма, так и читателя. Трагический конец — это божье провидение или происки зла? Ответ каждый определяет самостоятельно.
Цитаты
Я трус — да вам не испугать и труса.
Жизнь — вечность, смерть — лишь миг!
Все ясно ревности, а доказательств нет!
Библиография
- 1835 — «Маскарад»
- 1836 — «Арбенин»
Фильмография
- 1941 — «Маскарад».