Нина Арбенина

Настасья Павловна Арбенина
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
литературный персонаж, герой фильма
Семейное положение
замужем за Евгений Арбенин

История персонажа

Нина Арбенина — героиня пьес русского классика Михаила Лермонтова «Маскарад» и «Арбенин». По сюжету первой книги этот женский персонаж проходит ряд внутренних изменений — от беззаботной, любящей развлечения молодой женщины до дамы, способной с достоинством сохранить свою честь, несмотря на ложные обвинения супруга. Вторая пьеса драматурга рисует иной характер героини.

История создания персонажа

Пьеса «Маскарад» была написана Михаилом Юрьевичем в 1835 году. В центре произведения — образ столичного дворянина Евгения Арбенина. Лермонтовский Арбенин в чем-то схож с пушкинским Онегиным — помимо одинаковости имен, мужчины «устали» от светской жизни, людей, окружающих их. Характер Арбенина получился более мрачным, холодным и в то же время обуреваемым страстями.

Образ его юной супруги, Настасьи Павловны, которую дома зовут Ниной, задумывался Лермонтовым как контрастный по отношению к Евгению. Героиня нежна, женственна, весела, прекрасна. Арбенин многое пережил, имел романы с замужними дамами и знает, что такое женское коварство. В жене же персонаж видит «чистого ангела», подчеркивает, что по возрасту Нина на порядок младше — «ты молода летами и душою», «ты слишком молода».

Героиня действительно чиста и предана супругу. Наивность и простодушие играют с женщиной злую шутку — Настасья становится жертвой роковых обстоятельств. Здесь угадываются отсылки к образу шекспировской Дездемоны, хранящей любовь к супругу Отелло. Несмотря на то, что главное место в пьесе уделяется характеру Арбенина, Нина словно становится катализатором драматического конфликта — женский образ позволяет «обнажить» сущность других персонажей, прямо или косвенно повинных в ее смерти.

Биография и образ Нины Арбениной

В тексте не дается подробной внешней характеристики героини, не рассказывается о происхождении, семье. Тем не менее поведение женского персонажа, диалоги Настасьи с мужем, замечания Евгения позволяют составить ее психологический портрет. Совсем юной Нина становится женой Арбенина. Сам герой к моменту женитьбы на красавице потерял интерес к жизни, утратил тягу к кутежам, драматическим романам. Свадьба, по мнению мужчины, должна была внести в его жизнь гармонию и порядок.

Однако неожиданно для себя Евгений влюбляется в юную красавицу. Все, что происходило с ним раньше, теперь обретает зеркальное отражение. Ранее любовника ждали отношения со столичными замужними дамами, теперь же он жаждет прихода жены, душа приходит в беспокойство при осознании, что супруга может быть с кем-то не одна. Такие переживания не по душе персонажу, Евгений не желает бурных страстей, но любовь к жене рождает в Арбенине чувства, с которыми невозможно бороться.

Николай Кузьмин. Иллюстрация к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»
Николай Кузьмин, иллюстрация к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» | Regnum

В прошлом страстный игрок в карты, персонаж обещает себе больше не поддаваться азарту, но не удерживается. В компании приятелей Евгений садится за игорный стол. Удача благоволит герою — тот выигрывает крупную сумму. Арбенин оправдывает свою «слабость» тем, что вынужден помочь деньгами князю Звездичу. Вместе со Звездичем затем мужчина едет на пышный маскарад в дом Энгельгардта.

Сюда же приезжает и Нина, оставаясь в маске не узнанной мужем и другими гостями. По воле злого рока героиня надевает на руки парные браслеты, по моде того времени. Один случайно соскальзывает с запястья, но молодая дама не замечает этого и покидает шумную комнату. В то же время Звездич решает приударить за одной из красавиц в маске. После череды комплиментов князь просит гостью оставить ему какую-нибудь безделицу в знак нежного знакомства. Под маской скрывается баронесса Штраль, которая не может позволить себе быть узнанной.

Вместо собственного перстня дама дает Звездичу оброненный Ниной браслет, который увидела неподалеку. Князь затем хвастает перед Арбениным победой и показывает «трофей». Браслет кажется знакомым герою, но Евгений не понимает, где видел его раньше. Вернувшись домой и дождавшись супругу, мужчина корит красавицу за позднее прибытие. Затем замечает отсутствующий на руке браслет и, потрясенный догадкой, требует объяснений.

Не понимая, что происходит, думая, что мужа расстроил факт потери, девушка собирается поехать завтра же к ювелиру и купить такой же. Затем, осознав, к чему клонит супруг, Настасья поначалу пытается иронизировать над сложившейся ситуацией, а после дает мужу понять, что не собирается раскаиваться в том, в чем невиновна, отвечать на обвинения. На следующий день Нина, случайно встретив Звездича, рассказывает князю о потере браслета.

Ловелас торжествует, думая, что супруга Арбенина и есть та прекрасная незнакомка, встреченная им на маскараде. Молодой аристократ тут же пытается продолжить ухаживания, на что получает от дамы холодный отпор. Это не останавливает князя, он пишет полное страстных признаний письмо к красавице, оповестив при этом петербургский свет. Письмо попадает в руки Евгения, и у героя не остается сомнений в измене жены. Тем временем баронесса Штраль раскрывает Арбенину истинную картину.

Кадр из фильма «Маскарад», Тамара Макарова в роли Нины Арбеиной
Кадр из фильма «Маскарад», Тамара Макарова в роли Нины Арбениной | "Тарханы"

Однако персонажем настолько овладевает приступ ревности, что мужчина не слышит слов баронессы. Прежде всего, Евгений страждет наказать обидчика Звездича. И это не дуэль, а публичное оскорбление. Князь, понимая, что жить в Петербурге он теперь не сможет, решает предупредить Нину о том, что супруг опасен. Но это чистое создание не верит словам повесы. И это решает судьбу героини — на одном из балов муж подсыпает яд ей в мороженое. Молодая дама умирает в муках.

Нина Арбенина в фильмах

Первая экранизация пьесы Лермонтова состоялась в 1941 году. Режиссер Сергей Герасимов сумел воплотить в фильме волну бушующих страстей, характерных для сочинения русского классика. Роль Нины исполнила молодая актриса Тамара Макарова. В структуру картины включены цитаты из текста-источника. В 1990 году на экраны вышел телеспектакль «Маскарад», где образ Арбениной воплотила Марина Зудина, а Евгения — Виктор Авилов.

Цитаты

Положим, ты меня и любишь, но так мало, / Что даже не ревнуешь ни к кому!
Да ты всегда не в духе, смотришь грозно, / И на тебя ничем не угодишь.
В деревне молодость свою я схороню, / Оставлю балы, пышность, моду / И эту скучную свободу.

Библиография

  • 1835 — Маскарад»
  • 1836 — «Арбенин»

Фильмография

  • 1941 — «Маскарад»
  • 1990 — «Маскарад»