Биография
Журналисты писали о Викторе Авилове, что он играл героев, над которыми довлеет рок. Сам же актер всю жизнь оставался оптимистом, воплощал разноплановых персонажей, запомнился силой и независимостью. Коллеги вспоминают исполнителя как человека, который обожал устраивать праздники. Каждая его работа была настоящим подарком для публики.
Детство и юность
Виктор Васильевич Авилов родился 8 августа 1953 года на окраине Москвы. Родители будущего актера — обычный рабочий класс, друзья — мальчишки из подмосковных дворов, да он и сам рос разгильдяем, хулиганил, прогуливал школу. Отец и мать устали бороться с сыном и махнули рукой.
У Виктора была младшая сестра Ольга Авилова-Задохина, которая также увлеклась театром. Позднее она вышла замуж за Сергея Беляковича и стала актрисой Театра на Юго-Западе. Ее вторым мужем был Александр Задохин. Женщина скончалась от отека легких в 1990 году.
![Виктор Авилов в молодости Виктор Авилов в молодости](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2024/3/7/zlscqj-vxam_FgRZdVc.jpg)
Авилов окончил школу, поступил в индустриальный техникум, а после получения диплома ушел служить в армию. Там научился водить автомобиль и получил права. Ни о каком театре он тогда не думал, искусством не интересовался.
Вспоминая тот период жизни, Виктор Васильевич говорил, что был непостоянным. На каждом новом месте работы не задерживался дольше нескольких месяцев, да и то потому, чтобы трудовой стаж не прервался и статью за тунеядство не пришили. В молодости он шоферил, монтировал оборудование, был наладчиком систем автоматики. На театральную сцену попал в буквальном смысле из-за руля машины.
Актерского образования у него не было, зато был друг Сергей Белякович, брат которого, Валерий, был одержим идеей создания театра, чем заразил и Виктора. Дебют на сцене состоялся в постановке «Женитьба» по Николаю Гоголю на сцене в поселке Востряково. Авилов не успел опомниться, как оказался в Театре на Юго-Западе, основанном в 1975 году.
Театр
Театр на Юго-Западе Авилов и Валерий Белякович создавали вместе. Виктор Васильевич впоследствии стал символом театрального коллектива, любимцем публики. Здесь он впервые вышел на сцену в образе Мольера в пьесе «Мольер». Литературная основа — «Кабала святош» Михаила Булгакова.
Далее Виктор Васильевич сыграл Актера в спектакле «На дне», Фисбу и Портного в постановке «Сон в летнюю ночь». Исполнитель воплотил на сцене Гамлета, спектакль был продемонстрирован на Эдинбургском фестивале, где о нем с восторгом отзывались журналисты. Дополнили репертуар образы Воланда и Калигулы. Спектр ролей был столь значимым, что большинству театральных артистов остается только мечтать.
Авилов был настолько уникальным, что ни зрители, ни критики даже не пытались причислить его к конкретному актерскому типу. Необычная внешность, высокий рост в 186 см, а также харизма действовали на зрителей как магнит. Они просто наслаждались игрой актера, сопереживали и задорно смеялись, плакали и аплодировали в едином порыве.
![Виктор Авилов в театре Виктор Авилов в театре](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2024/3/7/2y7ntqo4reo.jpg)
Виктор Васильевич так обнажал душу на сцене, что в кулуарах и коридорах театра о нем слагали легенды. Он был смелым экспериментатором, благодаря его таланту на сцене Театра на Юго-Западе ставили «Носорогов», «Что случилось в зоопарке» и другие неоднозначные постановки.
Исполнитель не делил роли на главные и второстепенные, а играл любые с одинаковой самоотдачей. Актер всегда ставил театр выше кино. Помимо Театра на Юго-Западе, он сотрудничал с другими труппами. В Театре наций Виктор Васильевич участвовал в «Пляске смерти», а в «Арт-хаусе» — в «Парфюмере».
В начале нового века Авилов чаще появлялся на сцене театра «Киноспектакль», где создал свою актерскую школу. Там же он попробовал силы в качестве режиссера, работал над постановкой «Грешная деревня Далскабаты, или Забытый черт» на основе произведения Яна Дрды.
Актер Виктор Авилов в кино
Творческая биография Виктора Васильевича в кинематографе, несмотря на позднее начало, складывалась стремительно, так же, как и на сцене. Актер словно предчувствовал, что времени ему отмерено немного. Он начал сниматься в 34 года. Режиссеры и раньше предлагали Авилову роли, но в театре, которому он посвятил жизнь, актерам не разрешали сниматься — приходилось отказываться от интересных предложений.
Авилов впервые появился в кадре в киноповести «По траве босиком», исполнив роль главного героя Лехи, который наперекор всему остается в деревне. В фильме исполнитель появился в актерском ансамбле вместе с Екатериной Васильевой, Виктором Павловым, Раисой Рязановой.
В 1988 году в фильмографии актера появилось сразу несколько ярких ролей. В политическом детективе «Большая игра» он перевоплотился в американского журналиста. Но больше запомнился зрителям мистический фильм «Господин оформитель», в котором Авилов предстал перед публикой в образе художника-оформителя Платона Андреевича
Зрители, соскучившиеся по хорошему кино, оценили и разностильную музыку, и слегка путаный сюжет фильма. Средства выразительности создавали антураж и подчеркивали драматизм любви художника к юной натурщице, которую погубила чахотка. Сам Авилов говорил, что сценарий «Господина оформителя» показался ему странным, но без потрясений. Актер не до конца понял, что ему предложили, но решил попробовать.
![Виктор Авилов в фильме «Господин оформитель» Виктор Авилов в фильме «Господин оформитель»](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2024/3/7/185045.jpg)
Сразу же за этими фильмами последовали съемки в «Узнике замка Иф». Картина также вышла на экраны в 1988 году. Сыграть графа Монте-Кристо актеру было непросто. Роман Александра Дюма уже был экранизирован, тем более главную роль в нем играл Жан Маре. Виктору Васильевичу удалось создать образ в собственном стиле — пронизанный тайной и мистикой.
После выхода фильма на экраны об актере узнала вся страна. Зрителей завораживала специфическая внешность Авилова, ему симпатизировали, называли дьяволом, но забыть точно не могли. Актерский состав ленты также подобрался безупречный. В главных ролях блистали Анна Самохина, Евгений Дворжецкий, Михаил Боярский, Алексей Петренко.
В 1989-м последовала работа в драме по сценарию Аркадия Высоцкого «Зеленый огонь козы» об одном дне из жизни 25-летнего Никиты. В том же году фильмография актера пополнилась работой в фильме «Искусство жить в Одессе», в котором речь пошла о необычных жителях города с присущим только им чувством юмора. Лента стала экранизацией «Одесских рассказов» Исаака Бабеля.
Также Виктор Васильевич предстал перед поклонниками в роли копателя могил в драме «Смиренное кладбище», снятой на основе повести Сергея Каледина. Среди его коллег оказались Владимир Гостюхин, Лев Дуров, Алексей Серебряков. Появился артист и во второй части мелодрамы «Зимняя вишня», где сыграл роль героя Миши.
По признанию самого актера, лучшей его работой стала роль Арбенина в фильме «Маскарад». Экранизация произведения Михаила Лермонтова вышла в 1990-м. Виктор Васильевич снимался в компании Марины Зудиной и Аллы Муриной.
В 1992 году режиссер Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич снимал «Мушкетеров двадцать лет спустя». Авилову была предложена роль сына Миледи, отъявленного негодяя. Актер долго не соглашался, но кинематографист убедил его. В итоге герой получился более чем убедительным, с глазами, пылающими ненавистью.
В новом веке Виктор Васильевич успел поучаствовать в небольшом количестве проектов. В их числе сериал «FM и ребята». Последней работой в жизни артиста стал криминальный фильм «Хиромант», где он предстал в эпизоде.
Личная жизнь
Личная жизнь Авилова складывалась непросто. Он был трижды женат. О первой супруге Татьяне, свадьбу с которой сыграл сразу после армии, актер почти не вспоминал. Со второй женой Галиной Галкиной, союз с которой продлился с 1983-го до начала 90-х годов, Виктор Васильевич работал вместе в театре.
![Виктор Авилов и его жена Лариса Виктор Авилов и его жена Лариса](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2024/3/7/avilov-lara-0004-1.jpg)
В этом браке у артиста родились двое детей, Анна и Ольга, но, как говорил Авилов, он от них ушел. Эта тема была болезненной для него, актер казнил себя за тот поступок, однако изменить ничего не мог. Позднее Ольга Авилова получила театральное образование и стала ведущей актрисой родного для родителей театра. Девушка унаследовала от отца самобытность дара перевоплощения, что неоднократно отмечали театральные критики.
Третью супругу, Ларису, актер встретил на съемках в Одессе. Девушка, которой едва исполнилось 18 лет, работала ассистентом режиссера, была замужем. Муж — моряк, по полгода не бывал дома. Авилов увел красавицу у него. После переезда в Москву избранница жила с Виктором Васильевичем на съемной квартире, потом от театра молодые получили жилье. Детей в новой семье не было.
Смерть Виктора Авилова
Рок сопровождал Авилова всю жизнь. На гастролях в Израиле в 1995 году, когда давали «Мастера и Маргариту», у актера дважды была остановка сердца и клиническая смерть. Виктор Васильевич справился с язвой желудка, в 1999 году излечился от туберкулеза, однако смерть не отступала. В начале 2000-х годов артист сильно сдал физически, что видно по последним фото.
В 2004-м актеру поставили смертельный диагноз — железистый рак желудка 4-й стадии. В больницу Авилова привели боли в спине, которые не давали работать и даже двигаться. Тем не менее он находил в себе силы выходить на подмостки по 15-20 раз в месяц.
![Виктор Авилов и его дети Виктор Авилов и его дети](https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2024/3/7/uh7ooyczn-0.jpg)
Летом того же года Авилов уехал лечиться в Новосибирск, к доктору, который практиковал нетрадиционные методы медицины. Но лечение не помогло, агрессивное заболевание стало причиной смерти актера. 21 августа сердце Виктора Васильевича перестало биться.
Похороны состоялись в Москве, могила артиста находится на Востряковском кладбище, на ней установлен памятник работы Дмитрия Тугаринова, заслуженного художника России.
Фильмография
- 1987 — «По траве босиком»
- 1988 — «Большая игра»
- 1988 — «Господин оформитель»
- 1988 — «Узник замка Иф»
- 1989 — «Искусство жить в Одессе»
- 1990 — «Зимняя вишня 2»
- 1992 — «Мушкетеры двадцать лет спустя»
- 1994-1998 — «Петербургские тайны»
- 2001 — «FM и ребята»
- 2005 — «Хиромант»
Интересные факты
- Актер любил посидеть с удочкой у реки, но удавалось это редко, обожал Крымские горы и тихие места.
- Авилов участвовал в съемках клипа к композиции Алсу «Осень». Работа велась в Венеции.
- В 1993-м Виктор Васильевич был удостоен звания заслуженного артиста России.