Биография
Анна Самохина — российская актриса, певица и телеведущая, женщина удивительной красоты и непростой судьбы. Ее звезда взошла в кинематографе в тот сложный период, когда в индустрии рушились старые шаблоны. Запоминающаяся внешность и обаяние сделали артистку секс-символом перестроечного кино. Творческая биография Анны Самохиной была насыщена разноплановыми и яркими ролями, а недолгая жизнь актрисы стала своеобразным отражением сыгранных персонажей. Образ Самохиной навсегда останется образом русской femme fatale — дерзкой, недоступной, загадочной и ослепительно прекрасной.
Детство и юность
Анна Самохина (в девичестве Подгорная) родилась в небольшом сибирском городке Гурьевске, расположенном неподалеку от Кемерова. Как и большинство жителей Кузбасса, ее родители были заняты в сталелитейной промышленности: отец был рабочим в литейном цехе, а мать Анна Григорьевна трудилась в конструкторском бюро. Вскоре после рождения девочки Подгорные переехали в Череповец на строительство нового металлургического комбината.
Детство маленькой Ани было непростым: отец имел непреодолимую тягу к спиртному, которая к тридцати годам превратила его в хронического алкоголика. Семья жила в комнате заводского общежития, и девочке вместе со старшей сестрой Маргаритой приходилось спать на полу общей кухни.
В одном из интервью Анна Владленовна откровенно призналась, что в детские и юношеские годы она видела то, что детям и подросткам видеть не нужно. Ее не удивляли ни пьяные драки, ни мат и звон разбитой посуды, ни крики и женский визг. Атмосфера в общежитии, где жила семья Подгорных, была гнетущей. Многие из соседей спились, как ее отец. Мама постоянно плакала, была раздраженной и срывалась на детях. По сути, она воспитывала их одна. Когда Ане исполнилось семь лет, отец умер.
Всеми правдами и неправдами матери удалось выбить комнату в коммуналке. Помогло курьезное совпадение: женщина написала письмо в ЦК своему однофамильцу, члену президиума Политбюро ЦК КПСС Николаю Подгорному. Комнату тут же дали. Но легче семье не стало.
Возможно, тяга к искусству у Самохиной появилась как просвет от той мрачной жизни, которой она жила. Это был своего рода побег от суровой действительности в мир прекрасного. Девочка училась в музыкальной школе. Пианино, купленное мамой после переезда в коммуналку, Аня приняла как дар свыше. Она мечтала о нем уже давно. Анна Григорьевна хотела, чтобы ее дочь выучилась музыке и вышла замуж за военного с отдельной квартирой. И девочка действительно прилежно занималась на инструменте, что во многом определило ее артистическое будущее.
В 14 лет Аню взяли в Череповецкий народный театр. Поначалу она не связывала свое будущее с актерской карьерой. Решение стать актрисой было скорее импульсивным: первую любовь 15-летней девочки, будущего знаменитого хоккеиста Германа Волгина, родители отправили учиться в Москву «от греха подальше», считая даже невинную юношескую любовь преградой для спортивной карьеры сына. Чтобы показать возлюбленному, что он потерял, Самохина решила, во что бы то ни стало добиться известности на театральном поприще.
В 1978 году Анна окончила восьмилетку и поступила в театральное училище Ярославля, где ее наставником стал Сергей Тихонов.
Театр
После окончания вуза Анну с мужем направили по распределению в Ростовский театр юного зрителя. Театральная биография Самохиной насчитывает более тридцати спектаклей. Благодаря эффектной внешности ее брали на роли роковых женщин: красотки Полли Пичем из «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта, Маргариты из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова и пр.
В 1989-м актриса вошла в труппу Ленинградского государственного театра имени Ленинского комсомола, после распада Союза переименованного в «Балтийский дом». Здесь актриса играла в постановках «Шведский замок» и «Дети Райка».
Также Анна Самохина была весьма востребована в антрепризе. Ее последними яркими работами стали роли в спектаклях «Питерский синдром», «Арлекино», а также «Падшая жена инженера Мамбретти».
В последние годы жизни артистка регулярно выходила на театральные подмостки. Чаще всего она появлялась на сцене Русской антрепризы имени Андрея Миронова.
В феврале 2009 года Анна должна была начать репетиции нового спектакля «Ах, этот Ходжа Насреддин», где ей и Дмитрию Харатьяну отводились ключевые роли. Но из-за проблем со здоровьем от этих планов пришлось отказаться.
Поклонники Самохиной и театральные критики утверждают, что ее лучшей работой в театре была главная роль в комедийном спектакле «Виновник торжества», который ставился на сцене Малого театра комедии в Санкт-Петербурге. Сегодня этот театр носит имя актрисы.
Фильмы
Первая работа в фильмографии артистки обеспечила стремительный взлет ее кинокарьеры. Анна воплотила главный женский образ в фильме «Узник замка Иф» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, заменив утвержденную на роль Ольгу Кабо, занятую в другом проекте.
Эта приключенческая кинолента, снятая по мотивам романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», имела большой успех, а персонаж Мерседес в исполнении Самохиной полюбился зрителям. В «Узнике...» партнерами Анны по съемочной площадке стали такие маститые актеры, как Михаил Боярский, Алексей Петренко и Алексей Жарков.
Следующей громкой работой Самохиной стала криминальная драма 1988 года «Воры в законе» режиссера Юрия Кары. Этот фильм по произведениям Фазиля Искандера стал яркой иллюстрацией периода перестройки, потому был популярен, несмотря на разгромные отзывы кинокритиков. Аудитория картины составила почти 40 млн зрителей, что гарантировало исполнительнице роли роковой красавицы Риты всенародную славу.
В жизни Анна Владленовна разительно отличалась от своих персонажей — капризных избалованных красоток. Она была скромным, глубоко верующим человеком, но при всем этом обладала огромным обаянием.
Следующей успешной кинолентой, в которой Самохина сыграла вместе с Боярским, стал исторический костюмированный фильм «Дон Сезар де Базан». Классическая внешность актрисы отлично сочеталась с пышными платьями ушедшей эпохи, что было на руку режиссеру Яну Фриду. В картине также участвовали Игорь Дмитриев, Андрей Краско. Проект стал последней киноработой Юрия Богатырева — получив гонорар, артист решил отметить окончание съемок с друзьями, а на следующий день скончался в больнице из-за алкоголя и антидепрессантов.
К сожалению, после развала СССР в творческой биографии Анны Владленовны наступила вынужденная пауза. В 90-е фильмы снимались редко, поэтому актриса довольствовалась проходными ролями в коммерческих лентах. Одним из таких проектов стал сериал «Русский транзит» (1994) режиссера Виктора Титова. В основу сюжета легла реальная история сценариста и продюсера Вячеслава Барковского, который также сыграл роль второго плана. Криминальный боевик с песнями группы ДДТ, по мнению критиков, стал поистине народным.
Тогда же Самохина стала художественным руководителем студии «Диапазон». В 1996 году на кинофестивале в Монако она представила телефильм «Гроза над Русью», основанный на сюжете романа А. К. Толстого «Князь Серебряный» об эпохе Ивана Грозного. Режиссер картины Алексей Салтыков и исполнитель главной роли Олег Борисов были награждены призами на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» в Тирасполе.
Конец 90-х ознаменовался совместной работой Анны Владленовны с Олегом Янковским и Сергеем Безруковым в фильме «Китайский сервиз». Актриса сыграла роль исполнительницы романсов, правда, ее героиня пела голосом Евгении Смольяниновой. В новом веке фильмография артистки изредка пополнялась ролями в телесериалах, среди которых был и такой рейтинговый проект, как «Бандитский Петербург».
Последней киноработой Самохиной стала комедия Романа Качанова «Гена Бетон» (2014) с Гошей Куценко в главной роли. Из-за недостаточного финансирования картина превратилась в долгострой. Ее премьера состоялась уже после смерти актрисы. На кинофестивале «Улыбнись, Россия!» лента получила призы «за остроту взгляда и эксцентричность воплощения» и «за успешное преодоление долгого пути к зрителю и великолепный актерский состав».
Вне кинематографа
В отсутствие работы Самохина вела мероприятия — от дней города до частных вечеринок и первых на то время корпоративов. Ее партнером по конферансу был заслуженный артист России Николай Поздеев. Позже он рассказал, что для талантливой актрисы конферанс был отдушиной. Анна хотела играть, но ролей не предлагали. Но как только ее снова пригласили в театр и кино, она с радостью бросила это занятие.
В начале нулевых актриса добилась успеха в частном предпринимательстве. Она открыла два ресторана в Санкт-Петербурге, назвав их «Поручик Ржевский» и «Граф Суворов», отдав своеобразную дань своим прошлым актерским работам в исторических фильмах.
В интервью Анна Владленовна рассказывала, что занялась ресторанным бизнесом от безысходности: ей необходимо было что-то делать, когда в актерской профессии был полный штиль. Чтобы начать дело, Самохина пошла на нешуточный риск — продала квартиру и заняла деньги у друзей.
Но вскоре актриса поняла, что ресторанный бизнес ее мало привлекает и похищает время и силы, которые она могла бы отдать сцене. Поэтому заведения были проданы, а Анна сконцентрировалась на работе в кино и театре.
Личная жизнь
Личная жизнь звезды постоянно находилась под пристальным вниманием прессы. В молодости актриса, по отзывам коллег и друзей, была настолько женственной и сексапильной, что перед ней не мог устоять никто.
Анна Владленовна дважды была замужем. Будучи страстной натурой, 15-летняя студентка влюбилась и смогла завоевать признанного красавца театрального училища — 24-летнего Александра Самохина. Уже через год, дождавшись 16-летия Анны, пара стала жить вместе и расписалась. В браке Подгорная взяла фамилию супруга.
В 1983-м артистка родила дочь Сашу. Из-за беременности работу в театре пришлось прервать. Декрет дался нелегко, у Анны началась тяжелая депрессия. В будущем Александра, внешне очень похожая на свою звездную мать, пошла по ее стопам и стала актрисой.
Этот брак нельзя назвать удачным. По рассказам коллег, Анна не хранила верность мужу: на съемках ее дебютной картины «Узник замка Иф» у нее был роман с Арнисом Лицитисом, игравшим прокурора де Вильфора. Еще одним ее любовником Самохиной был Дмитрий Нагиев. С ним актриса в 1995 году записала совместный музыкальный альбом и снялась в клипе.
Александр Самохин был в курсе любовных увлечений жены. Будучи сам из творческой среды, он считал, что «любовники у актеров — дело житейское». Бывая по полгода на съемках, мужчина также не избегал романов. В 1994-м пара развелась.
После развода Анна встретила бизнесмена Дмитрия Конорова, ставшего ее вторым мужем. Именно он помог ей создать студию «Диапазон» и поставить на ноги собственный ресторанный бизнес. Это замужество также оказалось неудачным, спустя семь лет супруги разошлись.
После этого актриса три года не заводила отношений, но в 2004-м сблизилась со старым другом Евгением Федоровым. Совместная жизнь с отставным работником таможни продлилась два года, после чего пара рассталась.
После окончания романа Самохина утверждала, что больше не собирается выходить замуж, что в ее возрасте главное — состояние комфорта и свободы. Она с головой погрузилась в работу, которая приносила ей удовлетворение.
Некоторые источники утверждают, что последним возлюбленным Самохиной стал продюсер и актер Константин Кулешов. После кончины артистки он рассказал о романтической связи с Анной. Но родные и друзья актрисы тогда выступили с заявлением, что эти «признания» Кулешова лишь плод воображения. Артистка крестила его детей, и никакой романтики в их отношениях не было.
Смерть
В конце 2009 года Анна собиралась на отдых с сестрой на Гоа, но почувствовала резкие боли в желудке. После обследования врачи диагностировали терминальную стадию рака, запущенную и неоперабельную, который и стал причиной смерти актрисы.. Как тогда написали СМИ, причинами онкологического заболевания могли быть диеты, «уколы молодости» и постоянные стрессы. Но дочь Самохиной утверждает, что никаких «стволовых клеток» ее мама не колола и к жестким диетам не прибегала. Это вымысел журналистов.
Болезнь развивалась стремительно, но до последнего дня Анна с ней боролась. Она перепробовала и народную медицину, и химиотерапию. Измученная и в безнадежном состоянии, актриса провела последние дни в хосписе, отказываясь от встреч с родными. Она хотела, чтобы любимые помнили ее вечно молодой, красивой и здоровой.
Персонал хосписа отмечал, что артистка выглядело достойно до последнего дня: делала макияж, а последствия химиотерапии скрывала под косынкой. Как человек верующий, перед смертью она успела причаститься и собороваться. Попрощалась и попросила прощения у любимых людей.
8 февраля 2010 года смерть победила: Анны Самохиной не стало. Ей было всего 47 лет. Согласно завещанию актрисы похороны состоялись на Смоленском кладбище, рядом с могилой бывшей свекрови — матери первого мужа. На памятнике, помимо ростового фото актрисы, изображены кадры из фильмов с ее участием.
Фильмография
- 1988 — «Узник замка Иф»
- 1988 — «Воры в законе»
- 1989 — «Дон Сезар де Базан»
- 1990 — «Царская охота»
- 1999 — «Улицы разбитых фонарей»
- 1999 — «Китайский сервиз»
- 2001 — «Чёрный ворон»
- 2003 — «Бандитский Петербург»
- 2009 — «Любовь – не то, что кажется…»
- 2010 — «Семейный дом»
- 2014 — «Гена Бетон»
Интересные факты
- Поклонники отмечали внешнее сходство Анны и Алены Хмельницкой.
- В эротических сценах в картине «Царская охота» Самохину заменяла дублерша.