История персонажа
Алоизий Могарыч (ударение на последний слог) — второстепенный персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Мужчина представляется журналистом, умнейшим человеком, втирается в доверие к главному герою и занимает его квартиру.
История создания персонажа
Роман Булгакова был опубликован только в 1966 году. Весомая роль в том, что произведение Михаила Афанасьевича дошло до читателя, принадлежит его второй жене. Она исполнила последнее желание мужа и сохранила рукопись, несмотря на тяжелые времена.
На страницах этой книги рассмотрено немало философских тем и размышлений о жизни, в том числе о сложной ситуации между художником и властью. Повествование пронизано мистикой, юмором и едкой сатирой, которая, собственно, и становилась причиной отказа в публикации на протяжении двух десятков лет.
История создания произведения драматична и сложна. «Закатный роман» Булгакова отражает сложившееся мировоззрение автора, его рассуждения не только о смысле жизни, но и о месте человека в ней. О смерти тела и вечности души, бесконечной борьбе добра и зла, которая ведется в нравственном мире.
Одним из первых прочитал рукопись советский литературовед Павел Сергеевич Попов. Он же и предрек роману сложную судьбу, считая, что текст гениален, но неприемлем для современников. Близкий друг Булгакова также посчитал, что опубликуют произведение не раньше, чем через полвека.
Во многом он оказался прав, хотя обозначенный срок и сократился вдвое. Тем не менее, текст не раз перерабатывался, из него вычеркивали целые главы и описания событий. В таком искалеченном виде «Мастера и Маргариту» опубликовали в 1966 году. В том формате, в котором сегодня читатель может ознакомиться с романом, он предстал в конечной, 7-й редакции 1990 года.
Прототипом Алоизия Могарыча выступил драматург и один из друзей писателя — Сергей Александрович Ермолинский. Знакомство между ними произошло через Марию Чимишкиан.
Любови, супруге Михаила Афанасьевича, жених подруги не понравился. Период зарождавшейся дружбы совпал с разворачиванием кампании против писателя. Одна за другой отменялись его пьесы, что сильно выбивало из колеи Булгакова. Ермолинский был довольно подкован в литературе и с любопытством расспрашивал нового знакомого о его романе.
Сам автор в письме к Павлу Сергеевичу Попову жаловался, что окружение утешает его словами: «Ничего, после вашей смерти все будет напечатано». Тогда образ Алоизия Могарыча только зарождался, воплощая в себя усталость писателя от общения с подобными «утешителями». Но конкретные характеристики персонажа сложились в единую концепцию позже.
Булгаков отобразил в предателе-журналисте отношение своей жены, Любови Белозерской, к Ермолинскому. Она ненавидела Сергея Александровича, считая мужчину двуличным и подлым.
Первое появление персонажа происходит в 13-й главе. Мастер рассказывает Ивану Бездомному о своей рукописи. А также о статье Мстислава Лавровича, резко отзывающегося о том человеке, который попробовал «протащить» отрывок из романа в печать.
Затем герой переключается на повествование о том, как у него появился друг. Им и оказывается Алоизий Могарыч. О его роли в судьбе Мастера становится известно дальше, и эта история о подлости и неизбежном наказании — такая же карикатура на отношения Булгакова к «утешителям».
Образ и биография Алоизия Могарыча
О внешности персонажа приходится судить из цитат самого Мастера. Так, он отозвался о новом друге следующими словами: «Внешне-то черт знает на что похожий». Такой словесный портрет сразу производит отталкивающее впечатление. Тем не менее, знакомый быстро становится завсегдатаем дома писателя.
Первая встреча произошла случайно. Алоизий снимает комнату по соседству с главным героем. В дальнейшем часто жалуется на стесненные условия, завистливо поглядывая на жилище Мастера.
Могарыч сообщает, что занимает должность журналиста. Узнав о написанном романе, живо интересуется его содержанием. В сжатые сроки прочитывает рукопись от корки до корки и делает рецензию, которая чудесным образом совпадает с мнением автора.
Эта дружба сразу не понравилась спутнице Мастера, о чем та не преминула сообщить. Однако писатель придерживался иной точки зрения. Он был уверен, что встретил человека великого ума, ведь Алоизий с легкостью давал пояснения на любую тему. Это восхищало главного героя, и он с упоением задавал все новые вопросы.
К тому же Мастера привлекла страсть мужчины к литературе. Между тем, он не отрицал, что Могарыч — человек-сюрприз. И существование в его личности некоего ящика Пандоры привлекало и интриговало.
Дружба продлилась не так долго, и вскоре пороки журналиста вылезли наружу. Зависть — именно это чувство съедало Алоизия каждый раз, когда он заходил в гости к писателю. А узнав, что из-за опубликованного отрывка романа мужчину грозятся наказать, нашел способ насолить приятелю.
Он совершил донос на Мастера, из-за чего тот оказался в сумасшедшем доме. Неудивительно, что герой, подобно Иуде, получил вознаграждение. После выселения автора запрещенной литературы из квартиры Алоизий молниеносно занял ее.
Расплата настигла доносчика. Предатель предстал перед Воландом и Азазелло, трясясь от страха и что-то бормоча о пристроенной ванне и купоросе. Реакция оказалась стремительной, хотя и без трагических последствий. Могарыч очнулся в поезде без штанов. Одежду журналисту удалось купить у проводника, и в скором времени герой уже вернулся домой и устроился на работу к Римскому.
Алоизий Могарыч в фильмах
В 2005 году на российские телеканалы вышел сериал, основанный на романе «Мастер и Маргарита», с одноименным названием. Режиссер картины, Владимир Бортко, поставил перед собой задачу полно и адекватно переложить содержимое книги на киноязык.
В более ранних экранизациях предатель игнорировался авторами. А в новой версии — фильме Юрия Кары — сцены с Могарычем вырезаны.
Владимир Бортко упрямо следовал оригиналу и превосходно продемонстрировал Москву 1930-х годов. Реплики, словесные описания персонажей, основные сюжетные линии также нашли свое отражение в сериале.
Роль Алоизия сыграл Геннадий Богачев. Учитывая, что в романе писатель не уделил внимания внешности героя, у режиссера в этом плане была возможность проявить инициативу.
В результате телезрители увидели полноватого мужчину среднего роста с растрепанной и жидкой шевелюрой. В сцене, где Воланд призывает предателя к себе, актер талантливо продемонстрировал страх своего героя, трясущегося и потеющего в ожидании расплаты.
Цитаты
«Я ванну пристроил, одна побелка... купорос...»
Интересные факты
- По одной из версий, Булгаков назвал персонаж Алоизием, заимствовав редкое имя у польского смотрителя замка графа Валерия Гичовского из романа «Жар-цвет» Александра Амфитеатрова.
- Значение имени в переводе с древневерхненемецкого — «мудрый».
- После позорного наказания Могарыч устроился администратором Варьете и более не занимался мошенничеством.
Библиография
- 1966 — «Мастер и Маргарита»
Фильмография
- 2005 — «Мастер и Маргарита»