Мастер

Master
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
историк, писатель
Семейное положение
брак с Маргарита

История персонажа

Мастер — герой романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», бывший историк и неудачливый писатель, затравленный из-за написанного им романа о Понтии Пилате. Сошел с ума, лишился квартиры из-за доноса и попал в клинику для душевнобольных.

История создания персонажа

Главные герои романа — Мастер и Маргарита — вероятно, списаны Булгаковым с него самого и его третьей жены, Елены Сергеевны. Анализ биографии Булгакова выявляет моменты, сходные с судьбой персонажа. Писатель точно так же, как и выдуманный им Мастер, первую редакцию написанного романа сжег.

Впоследствии текст был переписан заново, однако шансов опубликовать это произведение в то время (30–40-е годы ХХ века) было немного. Булгакову пришлось столкнуться с оскорбительными нападками критиков. Елена Сергеевна, защищая мужа, в гневе обещала отравить одного из критиков, ставшего прообразом критика Латунского.

Есть мнение, что прототипом персонажа стал пролетарский писатель Максим Горький. Известный философ Лосев, который тайно принял монашеский постриг, тоже возможный прототип героя. В ранней редакции романа Булгаков называет Мастера Фаустом, что указывает на еще один источник этого образа.

Суть произведения Булгакова прослеживается в сосредоточении нескольких идей. Поэтому роман называют и философским, и любовным, и фантастическим. Все эти темы органично развиваются в романе, чтобы подчеркнуть главную мысль автора — в вопросах выбора жизненного пути невозможно обойтись без веры. Ведь добро и зло в романе настолько сплетены, что нравственных ориентиров попросту нет.

Биография и образ Мастера

Настоящее имя героя неизвестно. О себе он говорит в цитате:

У меня нет больше фамилии.

Историк живет в Москве, знает пять или шесть иностранных языков и работает в музее, пока однажды не выигрывает в лотерею громадную по тем временам сумму денег — сто тысяч рублей.

Это дало герою возможность оставить работу и заняться тем, чем хотелось, — написать давно задуманный роман, где главными действующими лицами стали Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, и бродячий проповедник Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого стал Иисус. Содержание книги передано в ершалаимских главах текста Булгакова, образуя своего рода «роман в романе».

Однако законченное произведение принесло автору одни горести. Писатель-историк натолкнулся на острую критику. Профессиональное «литературное сообщество» затравило героя, и тот начал потихоньку сходить с ума. Газеты стали печатать разгромные статьи критиков, которые оскорбительно отзывались о романе.

Впав в отчаяние, герой сжег рукопись, но на этом неприятности не закончились. Его знакомый, некий Алоизий Могарыч, прочитав критическую статью в газете, решил, что самое время написать ложный донос «куда следует». Целью негодяя было заполучить квартиру неудачливого писателя.

В тот же вечер, когда мастер сжег рукопись романа, он был арестован по доносу. Героя освобождают позже, после расследования, но у него больше нет ни жилья, ни денег. А главное — он не находит больше в жизни смысла. От отчаяния запуганный герой сам «сдается» в психиатрическую лечебницу.

Судя по описанию, возраст персонажа колеблется в районе 38-40 лет. Из всей семьи и близких героя известна только любовница Маргарита. История любви носит тайный характер, поскольку героиня уже замужем, хотя ощущает себя несчастной.

Любовь наполняет существование героев новым смыслом. Когда он неожиданно пропадает, Маргарита готова продать душу дьяволу, чтобы найти возлюбленного и узнать, что с ним.

По ее просьбе Воланд «вытаскивает» Мастера из психиатрической клиники и позволяет героям воссоединиться в смерти. Дьявол же возвращает герою сожженную рукопись романа о Пилате.

Мастер в фильмах

Образ Мастера четыре раза воплощался в кино. Первая экранизация вышла в 1972 году. Совместный фильм Италии и Югославии, где главного героя сыграл итальянский актер Уго Тоньяцци. Этот фильм-притча получил приз Международного кинофестиваля в Венеции. Между фильмом и текстом романа есть некоторые различия.

Безымянный Мастер получает в фильме имя Николая Максудова, героя «Театрального романа» Булгакова, и превращается из писателя в драматурга, а злополучный роман героя становится пьесой. Интересно, что голосом Мастера в фильме за кадром зачитывается слегка видоизмененный текст письма, которое Булгаков написал Сталину.

Еще одна иностранная экранизация вышла в Польше в 1988 году. Это четырехсерийный фильм общей продолжительностью в 370 минут, где роль Мастера исполнил актер Владислав Ковальский. Здесь с текстом Булгакова обошлись бережно и практически слово в слово, сцена в сцену воспроизвели первоисточник в сценарии. Фильм отличается первоклассным актерским составом и отсутствием спецэффектов, получил лестные отзывы критиков и зрителей.

В России первая попытка экранизации состоялась в 1994 году. Режиссером фильма стал Юрий Кара, а роль Мастера сыграл Виктор Раков. Фильм был снят, но на экраны впервые вышел только в 2011 году. Задержка связана с конфликтом между режиссером и продюсерами фильма, а позже, вероятно, с претензиями потомков Булгакова, которым тогда принадлежали авторские права на работы писателя.

В фильме Кары на балу Сатаны среди гостей присутствуют Ленин, Наполеон, Петр I, а также Сталин и Гитлер, которые на момент действия романа были еще живы. Коровьев называет этих гостей «специально приглашенными».

В 2005 году вышел 10-серийный сериал по роману «Мастер и Маргарита», снятый Владимиром Бортко. Главную роль исполнил Александр Галибин, а озвучил Сергей Безруков. В этом сериале, как и в итальянско-югославской экранизации 1972 года, Мастер получил имя Николая Максудова. Это имя можно увидеть на титульном листе рукописи, возвращенной Воландом в тот момент, когда с нее спрыгивает кот Бегемот.

Цитаты

Я знаю пять языков, кроме родного: английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по-итальянски.
Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.
Да, да, представьте себе, я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю чертовой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен.
В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик.

Библиография

  • 1966–1967 — «Мастер и Маргарита»

Фильмография

  • 1972 — «Мастер и Маргарита» (Югославия – Италия)
  • 1988 — «Мастер и Маргарита» (Польша)
  • 1994 — «Мастер и Маргарита» (Россия)
  • 2005 — «Мастер и Маргарита» (сериал, Россия)