История персонажа
Милдред Пирс — персонаж романа американского писателя Джеймса Кейна, а также двух последующих экранизаций. Образец для подражания — мужественная женщина, сумевшая добиться карьерных высот исключительно благодаря внутреннему стержню и несгибаемой воле.
История создания персонажа
Джеймс Кейн наряду с такими авторами, как Дэшил Хэммет и Рэймонд Чандлер, прославился созданием черных детективов. Отличительной особенностью Кейна стало использование в романах образа роковой женщины. Чаще в его книгах 30-40-х годов все происходит по однотипному сценарию: мужчина встречает красотку, которая его вовлекает в преступление, а затем бросает.
Последнее произведение писателя в этом жанре — «Милдред Пирс» 1941 года. Впоследствии на экранах вышли две экранизации романа — в 1945 и 2011 годах, в корне отличающиеся друг от друга.
Историю несломленной жизненными обстоятельствами женщины нельзя назвать реальной. Однако у Милдред есть прототип.
Джеймс Кейн отличался женоненавистническими чувствами, что трудно не заметить по однотипным сюжетам. Но знакомство с одной женщиной сильно повлияло на взгляды автора. Ее имя — Кейт Каммингс. Она, в одиночку воспитавшая дочь, не жалела для будущего ребенка сил и средств. И результат того стоил — девочка выросла, став великой актрисой, и даже удостоилась ордена Британской империи.
Героиня романа же воспитывает двух детей, причем во времена великого экономического кризиса. Автор совместил в одном произведении несколько жанров — собственно нуар, для которого характерны патриархальные установки, и мелодраму, демонстрирующую угнетенное женское состояние.
Образ и биография Милдред Пирс
В романе идет описание времен Великой депрессии. Милдред — домохозяйка среднего класса, воспитывающая дочерей вместе с мужем Бертом. Когда супруг теряет работу, а после заводит интрижку, женщина понимает, что теперь ей придется рассчитывать только на себя.
Она разводится и устраивается на работу официанткой. Это резко высмеивает ее старшая дочь Веда. Девочка-подросток амбициозна, поэтому выражает матери недовольство таким унизительным положением. Женщина же, стремясь обеспечить детей, готова на любую работу. Более того, она дополнительно печет пироги, чтобы покрыть расходы.
Опыт в общепите позволяет ей в дальнейшем осуществить мечту — Пирс удается заняться бизнесом в этой сфере. Навыки, полученные в работе официантки, талант в кулинарии и отчаянное желание вылезти из нищеты — все это способствует тому, что дела идут в гору.
Веда наслаждается финансовыми успехами, однако ее запросы только возрастают. В это время в семье случается несчастье — умирает младшая дочь Пирсов Рэй от пневмонии. Для Веды эта трагедия становится благодатной почвой для еще большего спекулирования материнскими чувствами.
Но не только Милдред становится объектом «наживы» для девушки. Веда шантажирует фальшивой беременностью бывшего возлюбленного и его богатую семью, требуя за аборт баснословную сумму. Когда Пирс узнает об этом, то выгоняет дочь из дома.
Позже владелица трех ресторанов пытается вернуть Веду в семью. Для этого она использует бывшего любовника, Монти Берагона, точнее, его социальный статус. Новое замужество дает ей имя, но не приносит счастья. А приводит лишь к тому, что женщина вынуждена все большие деньги тратить на щедрый образ жизни Веды.
Пирс понимает, что шанс выбраться из долговой ямы появится только при условии, что дочь снизит аппетиты. Но попытка поговорить с Ведой, мечтающей о карьере певицы, оборачивается еще одним ударом для главной героини. Она находит девушку в постели собственного мужа. Монти упрекает Пирс в том, что она его использовала для примирения с дочерью, тем самым оправдывая связь с падчерицей.
Милдред не выдерживает потрясения и накидывается на Веду, пытаясь задушить. В результате дочь теряет голос, из-за чего вынуждена прекратить петь. Женщина после вскрывшейся ужасающей правды подает на развод и переезжает в Рино, штат Невада.
Там ее находит бывший муж Берт. Милдред оставляет бизнес и снова выходит замуж за него. Тем временем Веда чудесным образом обретает голос (впоследствии становится ясно, что временная потеря его была поводом разорвать действующий контракт) и выходит замуж за отчима.
История Милдред демонстрирует показательное нарушение патриархального строя. Когда ее муж Берт потерял работу, женщина тут же вычеркнула мужчину из жизни. Несмотря на ухаживания бизнес-компаньона Уолли Фэя, Пирс стремится к самостоятельности. В этих поступках ярко прослеживается характер героини. Она трудолюбивая, самоотверженная и энергичная.
Однако стоило ей только отступить от этой модели и сойтись с Монти Берагоном, как наступила черная полоса — умерла младшая дочь Рэй, освободив тем самым место пьедестала материнского обожания для Веды.
Вдумчивый анализ личности и биографии героини показывает, что Милдред как будто делегирует пороки старшей дочери. Те «радости» жизни, в которых она вынуждена себе отказывать. А нарушение того самого патриархального порядка, так или иначе, наказывает бывшую домохозяйку.
Милдред Пирс в фильмах
Спустя 4 года после выхода романа выходит фильм с Джоан Кроуфорд в главной роли. Режиссер кино — Майкл Кертис взял за основу историю 30-летней женщины, добавив в повествование один интересный факт — убийство.
В итоге получился мрачноватый детектив, в котором повествование ведется от первого лица. Милдред, сидя в полицейском участке, вспоминает события прошлых лет, приведших к тому, что ее второй муж Монти был найден убитым. Фильм с восторгом приняла публика, а актриса, сыгравшая главную роль, стала обладательницей «Оскара».
В 2011 году вышел ремейк — сериал, состоящий из 5 серий. Если в экранизации 1945 года больший упор делался на детективную составляющую, то работа Тодда Хейнса раскрыла другие вопросы романа.
Коллизии в картине носят бытовой характер, впрочем, как и главные загадки. Однако за 5 серий взаимоотношения между персонажами превращаются в детективную игру. Герои успевают довериться, обмануться и вновь обжечься, глупо надеясь на то, что люди меняются.
Несмотря на отсутствие каких-бы то ни было неожиданностей, драматургия Тодда Хейнса воплотилась в излюбленном приеме — повторении. В фильме есть признаки мелодрамы, но также это и история великого успеха. Под конец 5-часовой киноэпопеи напряжение настолько возрастает, что необходимости включать в сюжет убийство, попросту нет.
Кейт Уинслет солирует в картине, пока ей наперерез не пускается Эван Рэйчел Вуд в роли Веды. И тогда подросшая дочь уничтожает соперницу по всем статьям. Фильм Тодда Хейнса как раз об этом — о драме в отношениях между матерью и дочерью, которая неизменно идет под руку с предательством, завистью и полным крахом надежд.
Интересные факты
- Разница в возрасте между актрисами, сыгравшими мать и дочь, — 12 лет.
- По требованию Хейнса, Кейт Уинслет снималась в каждой сцене фильма. По признанию актрисы, этот проект стал для нее таким же тяжелым, как и «Титаник».
- Рекламный слоган картины 1945 года стал успешной коммерческой цитатой. Так, в закусочной Лос-Анджелеса написали: «За 65 центов мы не только подадим вам голубую тарелку с надписью — мы скажем вам, что сделала Милдред Пирс».
Цитаты
Как я буду приходить домой и смотреть в глаза детям? Они будут знать, что я весь день работаю на чаевые, убираю за другими тарелки, вытираю крошки, прислуживаю.
Сколько он платит за эти пироги? Четвертак? Если он хоть что-то платит за них, я готова сделать пироги гвоздем программы.
Я добьюсь, что у тебя все будет, Веда!
Библиография
- 1941 — «Милдред Пирс»
Фильмография
- 1945 — «Милдред Пирс»
- 2011 — «Милдред Пирс»