6 главных подруг великой Фаины Раневской
На Первом канале продолжается показ сериала «Раневская», который рассказывает о жизни и судьбе известной артистки. Интерес поклонников вызывает не только творчество и личная жизнь знаменитости, но и круг ее общения, близкие люди, с которыми актрису связывала крепкая дружба.
Подробнее о подругах Фаины Раневской – в материале 24СМИ.
1. Павла Вульф
Встреча с Павлой Вульф состоялась в 1918 году, когда Фаина работала в цирковой массовке. Она посмотрела спектакль «Дворянское гнездо» с участием Павлы Леонтьевны, и увиденное произвело на девушку сильное и глубокое впечатление. Она собралась с духом и отправилась к артистке, чтобы попросить научить ее играть так же.
Однако в тот день у Вульф случился приступ мигрени, она отказалась принимать гостей, и Фаине пришлось повторить визит на следующий день. Она так эмоционально говорила о желании стать актрисой, что Павла Леонтьевна прониклась к ней симпатией. Вульф порекомендовала Фаине пьесу, чтобы выбрать и изучить роль.
Раневская с ответственностью подошла к поставленной задаче: нашла итальянца, который помог ей выучить язык и мимику. При этом Фаине пришлось потратить все денежные накопления, но наставница осталась довольна результатом. С того дня началась их многолетняя дружба. Павла Леонтьевна оценила способную ученицу, стала работать с ней и помогла устроиться в театр.
В пожилом возрасте Фаина Георгиевна признавалась, что встреча с Павлой Вульф кардинально изменила ее судьбу и биографию. Именно благодаря ей она стала актрисой. В трудную минуту Раневская обратилась к Вульф за помощью, и ей не отказали в просьбе. Фаина Раневская признавалась, что Павла Леонтьевна ее сильно любила и буквально спасла от улицы, а она, в свою очередь, относилась к ней молитвенно.
2. Анна Ахматова
Еще одной лучшей подругой Фаины Раневской стала известная поэтесса Серебряного века Анна Ахматова. Ее стихами актриса восхищалась всегда, а оказавшись в Петербурге, решила встретиться лично. Раневская отыскала адрес и осмелилась прийти. Когда Анна Андреевна открыла дверь, Раневская произнесла: «Вы мой поэт», – и получила приглашение войти.
Талант приятельницы поэтесса высоко ценила, называя ее гением. Это было особенно ценно для Фаины Георгиевны, ведь она знала, что Ахматова никому не льстит. Их дружба продолжалась много лет. Они практически одновременно были эвакуированы из блокадного Ленинграда в Ташкент в 1941-м.
В эвакуации их встречи продолжались: несмотря на болезнь Ахматовой, подруги встречались, подолгу разговаривали и гуляли. Фаина Георгиевна от чистого сердца сопереживала, когда поэтессе пришлось претерпевать непростой жизненный период, и радовалась, когда слава стала к ней возвращаться. Позже Раневская говорила, что больше не встречала таких кротких и непритязательных людей.
3. Екатерина Гельцер
Знакомство с балериной Екатериной Гельцер стало спасительным в сложный для юной актрисы момент. В молодости Фаина приехала в столицу поступать в театральное, но потерпела неудачу и случайно оказалась у входа в Большой театр. Здесь расстроенную девушку из провинции заметила известная балерина и прониклась к ней жалостью.
Их близкое общение длилось больше четырех десятилетий, Раневская говорила, что обожала подругу. Екатерина Васильевна познакомила Фаину со своим окружением, приглашала ее на спектакли во МХАТ, познакомила с Москвой.
Балерина делилась с приятельницей любовными переживаниями, была добра и ласкова с актрисой, относилась к Раневской с материнской нежностью. Гельцер помогла артистке из провинции оказаться на профессиональной сцене: благодаря ее связям Фаину Георгиевну взяли в Летний театр на сезон.
4. Татьяна Пельтцер
Еще одной близкой подругой Фаины Раневской стала Татьяна Пельтцер. Они часто созванивались, ходили в гости, доверяли друг другу женские тайны и секреты. Однако их дружба порой носила ревнивый характер, а без ссор и взаимных колкостей не обходилось.
Так, из воспоминаний писателя Глеба Скороходова, с которым Пельтцер также близко дружила, известно об инциденте, который едва не разрушил многолетнюю связь двух известных актрис. Однажды их пригласили на новогодний маскарад. Гостям праздника предлагалось поучаствовать в конкурсе на лучший самодельный костюм.
Раневская появилась на вечеринке с гнездом на голове, которое соорудила из сухой травы. В конструкции также умещалась большая птица, клюв которой едва не оказался в тарелке, когда Фаина Георгиевна села за праздничный стол. Татьяна Ивановна появилась позже и подошла к созданию наряда с не меньшей долей фантазии.
Ее наряд носил название «Урожай» и состоял из соломенного венка на голове и нескольких десятков баранок, которые в качестве украшения были нашиты на платье, крепились к ушам и носу артистки. Раневская идею не оценила и сделала приятельнице язвительное замечание по поводу пренебрежительного отношения к хлебу.
Некоторое время после того, как поссорились, артистки хранили молчание, однако затем сумели помириться. Фаина Георгиевна вскоре подошла к подруге и произнесла одно слово «гениально!», а баранки после маскарада не пропали и были розданы присутствующим.
5. Любовь Орлова
История дружбы Раневской и Любови Орловой также продолжалась не одно десятилетие. Фаина была на несколько лет старше приятельницы, выглядела серьезнее. Впервые Фанни и Люба встретились на «Мосфильме», когда играли в разных картинах. Позже Раневская посоветовала Любови оставить работу в театре ради съемок в картине «Джаз-комедия», так как кино давало больше шансов стать популярной и знаменитой актрисой.
После этого Орлова стала называть подругу «добрым феем». Вместе они работали в театре Моссовета, участвовали в одной постановке. К Раневской приятельница относилась как к старшей сестре, с трогательной нежностью и особенным вниманием. Любовь беспокоилась о здоровье Фаины и писала ей письма, наполненные заботой и любовью.
Несмотря на разные темпераменты, актрисы дружили и поддерживали близкое общение лично и в переписке. После смерти Любови Петровны Раневская отзывалась о ней как о талантливой артистке, дорогом друге и любимом товарище. Фаина Георгиевна подчеркивала, что больше не была так привязана ни к кому из коллег по театру.
6. Елена Камбурова
Знакомство Раневской с певицей и актрисой Еленой Камбуровой состоялось случайно благодаря общим знакомым в 1970-е годы и продолжалось до конца жизни знаменитой актрисы. Общий язык исполнительницы нашли благодаря любви к искусству и четвероногим друзьям. Фаина Георгиевна подкармливала птиц, кошек и собак.
А пес по прозвищу Мальчик, живший в доме актрисы, сразу принял ее новую приятельницу, хотя отличался довольно своенравным характером. Камбурова вспоминает, с каким уважением она относилась к Фаине Георгиевне. А та, в свою очередь, была необычайно добра к Елене Антоновне, всегда принимала ее с улыбкой.
Вместе с подругой Фаина Раневская отмечала несколько последних новогодних праздников. Именно благодаря Камбуровой на месте захоронения знаменитости появилась бронзовая статуэтка с изображением Мальчика, который преданно охраняет покой любимой хозяйки.