7 интересных фактов из жизни Татьяны Лиозновой
11 августа 2023-го исполнилось 50 лет с момента, как телезрители увидели сериал «Семнадцать мгновений весны». Режиссером проекта выступила Татьяна Лиознова. «Железная леди» советского кинематографа была отважной женщиной, которая лихачила на автомобиле, отстаивала свою позицию и не боялась отказать избраннику в главной роли.
Эти и другие интересные факты о Татьяне Лиозновой – в материале 24СМИ.
1. Авиационный институт
Юность Татьяны Лиозновой выпала на годы войны. Ей было 17 лет, когда отец ушел на фронт. На прощание мать спросила, как быть с дочерью. Родитель посоветовал разрешать наследнице поступать так, как она считает нужным. Отца не стало в первые дни обороны Смоленска. С тех пор в душе Татьяны поселилось ощущение хрупкости мира.
После школы Лиознова выбрала авиационный институт. Проучившись семестр, девушка поняла, что далека от выбранной профессии. В 1943-м Татьяна подала документы во ВГИК, чтобы получить режиссерское образование. Мать препятствовать не стала.
Позднее, когда у Татьяны Лиозновой спрашивали, почему она выбрала такую профессию, она отвечала, что ей не хватило мужского присутствия. «У меня на войне погибли отец и три маминых брата. Тот, кто пережил войну, никогда ее не забудет. Это вечная боль и рана», – делился переживания режиссер фильма «Семнадцать мгновений весны».
Учеба в киношколе не задалась с первого полугодия. Лиознова оказалась на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, которые объединили поток режиссеров и актеров. К экзаменам девушка попала в списки на отчисление за профнепригодность и неопытность.
Вместо слез Татьяна собралась и поставила с двумя студентами, которые тоже были в кандидатах на исключение, этюд с танцем Кармен. В результате Лиознова удивила наставников зрелым подходом и ее оставили. Позднее поставленный танец вошел в фильм «Молодая гвардия».
2. Швея
После института Татьяна попала по распределению на киностудию имени Горького, откуда ее сразу уволили по национальному признаку. В дальнейшем «железной леди» пришлось сменить отчество с Моисеевны на Михайловну, потому что началась волна антисемитизма.
На протяжении года Татьяна вынуждено работала швеей и обшивала знакомых, чтобы иметь средства к существованию. Вместе с мамой Лиознова шила халаты на продажу и вязала свитера. А через год вернулась на киностудию, куда устроилась ассистентом по реквизиту. Только через 9 лет после окончания ВГИКа Татьяне Михайловне доверили первый самостоятельный фильм – «Память сердца».
3. «Семнадцать мгновений весны»
Интересен факт о Татьяне Лиозновой: на успех кинокартины «Семнадцать мгновений весны» не рассчитывали. Как выяснилось, о съемках телесериалов в те времена знали понаслышке, а потому и знакомство с жанром происходило на съемочной площадке.
Сценарий к фильму был написан Юлианом Семеновым. Однако автор предложил Лиозновой другой проект – «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Идея не приглянулась Татьяне Михайловне. А вот повествование о разведчике Штирлице сразу захватило.
В беседе выяснилось, что сценарист уже продал проект на киностудию «Ленфильм». Тогда Лиознова заявила автору, что будет снимать эту кинокартину. Юлиан Семенович не устоял перед напором Татьяны и отправил телеграмму с отзывом сценария. Деньги, полученные за проект, Семенов выслал переводом.
По слухам, сценарий был рассчитан на меньшее количество серий. По воспоминаниям дочери Семенова, Лиознова рвалась поправить текст, но отец просил строго соблюдать сценарий.
Между тем режиссера не устраивало количество смертей в проекте и хотелось глубже раскрыть внутренний мир патриота Исаева. Татьяна Михайловна, которая недолюбливала авторов, оказалась рада, что Юлиан Семенов редко появлялся на съемочной площадке. Получив свободу, режиссер ввел в кадр жену разведчика, которая изначально в сценарии не присутствовала. Персонаж родился благодаря фантазии Лиозновой.
Эпизод получился выразительным. Татьяна Михайловна просила сценариста включить ее имя в соавторы. Но Семенов не согласился. Судьей в споре Татьяна Михайловна выбрала Микаэла Таривердиева, который занял сторону писателя.
Ссора творческих людей на этом не закончилась. Семенов и Таривердиев не получили государственную премию. Мужчины были уверены, что оказались обделены благодаря усилиям режиссера. Хотя и Лиозновой эту награду не дали.
Позднее постановщику и автору сценария вручили премию имени братьев Васильевых. Таривердиев в этот список не попал, поскольку музыканта обвинили в плагиате мелодии к песни «Мгновения».
В результате Семенов и Таривердиев затаили обиду и считали Татьяну Михайловну причастной к сложившейся ситуации. От дальнейшего общения с режиссером сценарист отказался. Расставить точки над i не могли еще долго.
4. Приемная дочь
Лиознова не была замужем, и с детьми не получилось. Однако судьба подарила Татьяне Михайловне названую дочь Людмилу Лисину. По воспоминаниям наследницы, мама не любила упоминаний о том, что дочь приемная, и утверждала: «Материнская любовь других сильней».
Знакомство с отцом дочери произошло в 1963-м на съемках фильма «Им покоряется небо». Консультантом проекта оказался летчик-испытатель Василий Колошенко. Мужчина был вдовцом и воспитывал двух девочек.
Роман развивался на съемочной площадке. Летчик покорил манерами и обходительностью. Отношения долго не продлились и закончились, как только прошла влюбленность и начались будни семейной жизни. «Железная леди» разочаровалась в избраннике, а Людмила так и осталась названой дочерью.
После завершения романа Лиознова сохранила с бывшим теплые отношения. Через четыре года на экраны вышел фильм «Три тополя на Плющихе», в котором главной музыкальной композицией стала песня «Нежность», посвященная летчикам. Многие полагали, что для Татьяны Михайловны это была личная история о женщине, упустившей возможность любить и быть любимой.
Позднее приемная дочь Людмила Лисина занималась сохранением творческого наследия мамы.
5. Машины
Продолжает подборку интересных фактов о Татьяне Лиозновой любовь к машинам. Водительский стаж режиссера составлял 50 лет. Причем знаменитость любила лихачить и трогалась с места, будто на пожар.
По воспоминаниям приемной дочери, Лиознова обожала утренние вояжи вдоль Яузы. О том, как пробуждается столица, Татьяна Михайловна знала не понаслышке. Взгляд режиссера на утреннюю Москву можно видеть в фильме «Три тополя на Плющихе».
6. Коллекция посуды
Последний фильм режиссера «Конец света с последующим симпозиумом» появился в 1986-м. Пауза в творчестве была вызвана распадом СССР и появлением других ценностей. Лиознова переживала утрату значения слова «товарищ», близко к сердцу принимала изменения в стране.
В 2009-м, когда Татьяна Михайловна отмечала 85-летие, Лиознова заметила, что встречает осень жизни с ощущением, будто живет в чужой стране. А на вопрос, как получилось, что кинодеятель с мировым именем так и не скопил денег на лечение, Лиознова ответила, что не жалуется на материальные проблемы, поскольку не одинока, а рядом есть друзья и близкие.
Действительно, в последние годы Татьяна Михайловна страдала от безденежья. Из ценностей у знаменитости оказалась только коллекция посуды из керамики, которая собиралась годами, и квартира.
7. Обида любимого
Самым ярким романом в жизни звезды оказались отношения с Арчилом Гомиашвили, сыгравшим роль Остапа Бендера в фильме «12 стульев». Актер красиво ухаживал, дарил подарки и был настроен решительно. Избранник понравился маме. Отношения стремились выйти на новый уровень, но в этот момент Татьяна Михайловна взялась за съемки сериала «Семнадцать мгновений весны».
Лиознова долго искала исполнителя на роль Штирлица. Гомиашвили претендовал на образ разведчика, но по замыслу режиссера внешность и взгляд главного героя должны были выглядеть иначе.
В интервью Татьяна Михайловна рассказала, что артист «увивался» возле съемочной группы, был человеком настойчивым и мог обаять кого угодно. Однажды после отдыха в ресторане вместе с Юлианом Семеновым и Арчилом Гомиашвили сценарист задался вопросом, где бы найти актера на роль Штирлица, и демонстративно указал на спутника. От плохо срежиссированной сцены и желания обмануть Лиознова рассмеялась, а артист затаил обиду и разорвал отношения.
Насмешку мужчина так и не простил. Позднее артист рассказывал, что встретил Татьяну в самолете. Дочь забралась на колени к Лиозновой. Увидев это, гордый кавказский мужчина захотел задеть чувства бывшей и заметил, что везет домой ребенка, а Татьяна – коробки с пленкой фильма.
Впрочем, на оскорбление женщина не обиделась. Свои фильмы она называла детьми, что также можно отнести к интересным фактам о Татьяне Лиозновой. Всего в творческой копилке постановщика девять киноработ. И каждая оставила след в душе зрителя.