Повесть Андреева «Иуда Искариот»: характеристика главных и второстепенных героев
В 1907-м опубликована повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот». В сюжете автор дал собственную трактовку библейской истории и сделал попытку отыскать идейные предпосылки поступка предателя.
Герои повести «Иуда Искариот», их имена и характеристика – в материале 24СМИ.
Краткое содержание
Канва повести повторяет библейский сюжет, где главными персонажами оказались Иисус Христос и антагонист Иуда Искариот. В содержании описывается отношения между наставником и учеником, который предал своего учителя. После Иуда раскаялся и пытался исправить ошибку.
Основные герои отличались по характеристикам от евангельского повествования. Автор заглянул в психологию Иуды и оправдывал предательство тем, что Искариот оказался ближе всех к Христу. Тогда как апостолы находились во власти гордыни и заботились о том, кто будет первым в Царстве Небесном.
Характеристика главных героев
Иуда из Кариота
В описании Леонид Андреев ушел от однозначности и представил образ Иуды как противоречивого человека. Внешность главного героя раскрывалась в негативном свете. Искариот оказался рыжим, безобразным, мерзостным человеком. Одинок, бросил жену, детей нет.
По характеристикам корыстолюбив, коварен, любопытен, лукав и зол, как одноглазый бес. Имеет наклонности к притворству и лжи. Вор и интриган. Затем в повествовании появились такие черты, как переменчивый неприятный голос, череп странной формы. При описании движений приводились сравнения, отсылающие к дьяволу: отполз, извивался и т. п.
Высок ростом, сутулился. Худощав. Наделен физической силой, но предпочитал это скрывать. Двуличен. Любил жаловаться и хвастаться. Отчаянно защищал Иисуса.
Иисус Христос (Назорей)
В отличие от евангельского трактования, у Леонида Андреева этот главный герой – человек смиренный. Молчалив, любил побыть наедине со своими мыслями. Образ персонажа представлен автором с человеческим началом. Странствовал, читая притчи вместе с учениками-апостолами.
Этот герой повести «Иуда Искариот» наделен внешней и внутренней красотой. Добр. Учил всепрощающей любви.
Апостолы
Апостолы, имена которых Иоанн, Фома, Петр и Иаков Старший – ученики Иисуса. Наделены человеческими качествами. Герои неидеальны, способны к зависти и осуждению.
Противоречий, как у Иуды, лишены. В характеристиках Петр энергичен и жизнелюбив, Иоанн наивен и озабочен мыслью остаться любимым учеником Назорея, Фома рассудителен, но чрезмерно осторожен. Не терпели ложь. В финале основные герои показали трусость.
Характеристики второстепенных героев
Второстепенные герои влияли на сюжет.
Анна
Пожилой первосвященник Анна боялся народного возмущения. Действовал осторожно. Хитер, суров, брезглив.
Каифа
Каифа – зять Анны. Честолюбив, горд, надменен. Один из главных вершителей судьбы Иисуса Христа.
Понтий Пилат
Понтий Пилат – прокуратор. Второстепенный герой повести «Иуда Искариот». Признал Назорея невиновным. По требованию народа согласился на распятие Христа. Снял с себя вину за гибель Иисуса демонстративным жестом – при всех умыл руки.
Главная мысль произведения
Жанр произведения «Иуда Искариот» – повесть с историческими мотивами. Направление прозы – реализм, поскольку образы продуманы и выглядели, словно существуют в реальности.
Главный конфликт повести носил философско-этический характер и развивался в момент, когда Иуда обвинял людей в порочности, а Христос отдалился от персонажа. Основными проблемами стали темы предательства, борьбы добра и зла.
Повествования наталкивало на мысли о нравственной ценности, которая заключалась в реальных поступках. Смысл произведения в том, что желание Искариота показать деятельную любовь подтолкнула возвеличить учителя через предательство. В итоге Иуда выглядел в глазах автора жертвой, обреченной на вечный позор.
Как Андреев описал Иуду
Внешность подчеркивала противоречивость Иуды. Череп, форма которого казалась составленной из четырех частей, внушал недоверие и даже тревогу. Автор в описании утверждал, что за таким черепом отсутствует согласие, но есть беспощадная битва.
Лицо Искариота двоилось. Одна сторона была черной, живой и подвижной, с кривыми морщинками и высматривающим глазом. А другая – мертвенно-гладкая и застывшая. Хотя половины лица оказались одинаковыми по размеру, гладкая сторона выглядела больше из-за широко открытого глаза, который был слеп, покрыт мутью и не смыкался ни ночью ни днем.
Какие проблемы поднимает автор в повести
Леонид Андреев поднял в повести философские, психологические и этические проблемы, которые следует рассматривать во взаимосвязи.
К психологическим темам относятся мотивы предательства и одиночества. С философской точки зрения проблематика скрывается за вопросами «Может ли человек быть одинок?» и «В чем причина одиночества?». Еще одним лейтмотивом оказалась взаимосвязь правды и лжи.
Автор пытался показать, что Иуда был прав в своих убеждениях, считая людей порочными. Искариот глубже понимал противоречивый внутренний мир человека. Однако доказательства своей правоты привели к тому, что Иуда стал причиной смерти Иисуса, чем тяготился.
В содержании автор также пытался навести на вывод, что философские категории добра и зла взаимосвязаны и не существуют по отдельности.
Чем заканчивается повесть «Иуда Искариот»
Христос неоднократно вставал на защиту Иуды и не давал ученикам обижать главного героя. Искариота радовало, что Иисус обратил на него внимание. Но из-за разногласий во взглядах отношение учителя к ученику изменилось.
Накануне праздника Пасхи Иуда предложил первосвященнику Анне осудить Христа. После неоднократных просьб Анна дал Иуде 30 сребреников за предательство.
В финале Искариот стал свидетелем того, как избивали Христа и вели на Голгофу на казнь. Апостолы не встали на защиту учителя, хотя Иуда украл два меча, чтобы ученики смогли спасти наставника. Искариот оказался единственным, кто остался с Иисусом до конца.
После смерти Христа Искариот признался в обмане и обвинил Анну и Синедрион в убийстве безгрешного. В итоге главный герой повести «Иуда Искариот» стал пророком, а затем вышел на гору и затянул петлю на шее, совершив грех, но последовав за учителем.
Интересные факты
- Перед написанием повести автор не читал Библию, а обратился к бунтарской книге «Жизнь Иисуса» Э. Ренана, который считал Евангелие идеализированным и предлагал относиться к текстам критически.
- Изначально название повести звучало как «Иуда Искариот и другие». Под «другими» подразумевались те, на ком лежала ответственность за смерть Иисуса. Однако окончательный вариант произведения стал короче, хотя тема «других» звучала отчетливо. Очевидно, первоначальный вариант оказался слишком прямолинейным и отодвигал предательство Иуды на второй план.
- На содержание повлияло мнение Максима Горького, который нашел в повествовании исторические и фактические ошибки. Леониду Андрееву пришлось обратиться к Евангелию, чтобы внести поправки.
- Под впечатлением от повести Егор Летов написал песню «Иуда будет в раю».
- Героев повести «Иуда Искариот» можно видеть в фильмах «Пустыня» (1991) и «Иуда» (2013) режиссера Андрея Богатырева, где главные роли сыграли Алексей Шевченков и Андрей Барило.