Тема любви в лирике Сергея Есенина
Общество
1 февраля 2024 г. 10:40
Время чтения: 5 минут

Тема любви в лирике Сергея Есенина

Творчество Сергея Есенина, ставшее яркой страницей русской поэзии, знают, ценят и уважают читатели во всем мире. Как и любой другой творец, художник, музыкант или писатель, не мог поэт обойти такую обширную и глубокую тему, как любовь. За свою короткую, но насыщенную событиями жизнь литератор не раз испытывал это чувство и все эмоции и переживания стремился выразить в стихотворной форме.

Подробнее о любви в лирике Есенина – в материале 24СМИ.

Роль темы любви в стихах Сергея Есенина

Тем, кто не понаслышке знаком с творчеством поэта, трудно спорить с утверждением, что любовь в лирике Есенина играет серьезную и важную роль. Поэт выражает чувства не только к прекрасному полу, но и говорит на тему любви к родине, соотечественникам, отчему дому, признается в любви матери, посвящает стихотворные строки братьям нашим меньшим.

Любовная тема прослеживается в произведениях Сергея Александровича с самых ранних периодов творчества. Сестре друга детства, Анне Сардановской, поэт адресует такие лирические произведения, как «Выткался на озере алый свет зари…», «Зачем зовешь…», «Сыплет черемуха снегом».

Сергей Есенин
Сергей Есенин. Фото: «Википедия»

В любви к женщине поэт ищет утешения и покоя, надеется с ее помощью излечить свою тревожную и беспокойную душу. Светлое чувство дарит надежду на спасение, возвышает и вдохновляет на новое творчество, заставляет поверить в собственную значимость.

Поездка в Батуми вдохновляет литератора на создание «Персидских мотивов», в которых он рассказывает о знакомстве с Шаганэ Тальян-Тертарьян, а его лирический герой говорит о влюбленности. Однако Есенин подчеркивает, что истинная любовь не нуждается в словах, ведь «о любви вздыхают лишь украдкой».

Образ женщины в стихах Есенина

В творчестве поэта немаловажную роль играет и образ женщины, который он рисует в своем воображении и переносит на бумагу в рифмованных строках. Сергей Есенин неоднократно был любим и любил, поэтому и в своих произведениях постоянно говорит о чувствах к противоположному полу, о романтических переживаниях. Любовь к женщине автор изображает как самое волнующее и драгоценное из чувств, говорит об ее чарующей силе и волшебстве, придающие человеческому существованию новый смысл и глубину.

В стихотворной форме поэт выражает не только радостные эмоции, связанные с любовными встречами, но и детально изображает грусть, отчаяние, тоску в разлуке. В циклах «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана» литератор описывает не возвышенные и светлые чувства, а скорее то, что испытывают подростки в момент взросления: страсть, вожделение, желание обладать объектом симпатии и одновременно с этим и нечто отталкивающее. В «кабацкой» Москве и любовь другая: не высокая и светлая, а продажная и лживая, та, что сулит гибель: «Я искал в этой женщине счастья, а нечаянно гибель нашел».

Сергей Есенин с Айседорой Дункан
Сергей Есенин с Айседорой Дункан. Фото: Государственный музей-заповедник С. А. Есенина

Отдельные произведения поэт посвящает своим возлюбленным, тем, с кем была связана его жизнь в разные периоды: Августе Миклашевской (цикл «Любовь хулигана», состоящий из 7 произведений), Зинаиде Райх («Письмо к женщине», «Письмо от матери»), Софье Толстой («Ну, целуй меня, целуй»).

В отдельных произведениях проявляется пренебрежительное и неуважительное отношение поэта к женщинам, которых он сравнивает с «собачьей сворой», однако в последних строчках Есенин все же не в силах сдерживать сентиментальные слезы и в итоге просит прощения у возлюбленной. Трагические ноты также проявляются в стихах Сергея Александровича: расставшись с Зинаидой Райх, он продолжал испытывать к ней страсть и влечение, страдал в разлуке от неразделенности и выражал всю боль в рифмованных строках.

Зинаида Райх
Зинаида Райх. Фото: «Википедия»

В последние годы жизни в творчестве Есенина отчетливо проявляется образ матери. К нему и к воспоминаниям о родном доме литератор обращается, видя в них единственное пристанище человеческой души, которая словно предчувствует скорый печальный итог и ищет покоя и гармонии.

Также на финальном этапе творчества поэт говорит о презрении к неискренности романтических взаимоотношений, нетерпимости к женскому лукавству. Сергей Александрович осуждает легкодумных, лживых и пустых дам, но продолжает мечтать о чистом чувстве, способном возвышать человека, и так же воспевает идеальную и радостную любовь. Например, в произведении «Листья падают, падают листья» лирический герой Есенина представляется человеком, утомленным ударами судьбы, ищущим надежную гавань и ждущим то самое чувство, способное «успокоить сердце и грудь».

Изображение любви

Любовная тема в творчестве великого поэта раскрывает широкую гамму человеческих чувств. Она носит автобиографичный и правдивый характер, становится проявлением личности литератора, его души. Каждый читатель видит и находит любовь в лирике Есенина по-своему, так как, по словам автора, «все на свете из людей песнь любви поют и повторяют».

В стихах говорит Есенин и о безграничной любви к родине и русской природе, которая порой неотделима от чувств к женскому полу и даже граничит с религиозной тематикой. Сам автор также считал, что эта тема стала ведущей в его творчестве. Светлый образ родины согревал душу поэта даже в самые печальные и тяжелые часы. Любовь поэт иногда изображает не как прекрасное и чистое явление, а видит в ней беду, гибель. В знаменитом произведении, посвященном Айседоре Дункан, Сергей Александрович сравнивает светлое и глубокое чувство с болезнью: «Я не знал, что любовь зараза, я не знал, что любовь чума».

Читайте такжеТема дружбы в лирике Александра Сергеевича Пушкина

Выбор выразительных средств в любовной лирике Есенина

В своем творчестве поэт использовал массу средств художественной выразительности, среди которых есть метафоры, сравнения, олицетворения, повторы и эпитеты. Тема любви не стала исключением в этом плане.

Особенностью лирики Сергея Есенина стала и тема любви к животным. С помощью особых зоологических метафор автор приводит читателей к мысли о бренности и конечности всего живого. При помощи литературных приемов он также показывает, что животный мир – это часть одушевленной и разумной природы.

Используя сравнения, поэт отождествляет себя с лирическим героем, раскрывает перед читателем то, что происходит в его душе: «Был я весь – как запущенный сад, был на женщин и зелие падкий». Также в произведениях встречается масса эпитетов: «поступь нежная, легкий стан», «глаз златокарий омут», «волосы цветом в осень». Повторы становятся одним из излюбленных приемов: «как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным», «так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок», «пускай ты выпита другим, но мне осталось, мне осталось».

Любовь в лирике Есенина выражается и при помощи других литературных средств. В произведении «Заметался пожар голубой» Сергей Александрович говорит о надежде на воскрешение души, используя сравнение любви с пожаром. В другом стихотворении усиливаются трагические интонации, появляется тема ревности, сочувствия и жалости к возлюбленной даме: «Мне грустно на тебя смотреть, какая боль, какая жалость!»

Читайте также