Биография
Айседора Дункан — американская танцовщица, основоположница направления свободного танца. Она стала звездой в Европе, где восхищала публику грацией, пластичностью и естественностью движений. Но в России многие помнят знаменитость как жену Сергея Есенина, брак с которым оказался недолгим и несчастливым.
Детство и юность
Айседора Дункан родилась в мае 1877 года в американском городе Сан-Франциско. Урожденная Дора Энджела была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана, банкира, горного инженера и ценителя искусства, и Мэри Айседоры Грей. Вскоре после появления малышки глава семейства обанкротился, и семья некоторое время жила в бедности.
Родители Доры развелись, когда той не было и года. Мать переехала с детьми в Окленд, где устроилась швеей и учительницей музыки. Денег в семье было мало, а времени на воспитание наследников катастрофически не хватало. Поэтому младшую из дочерей было решено отдать в школу, едва ей исполнилось пять лет, скрыв настоящий возраст. Позже танцовщица вспоминала, что чувствовала себя чужачкой в окружении одноклассников, которые были гораздо старше ее. Учителя жаловались, что девочка витала в облаках.
Вскоре учеба наскучила Дункан, и она бросила школу, но всю жизнь занималась самообразованием, зачитываясь философскими трактатами. Чтобы финансово помочь матери, Дора и ее старшая сестра Элизабет обучали танцам соседских детей. Сама она нигде этому искусству не училась, танцевала, как чувствовала, но благодаря природной пластике движения получались завораживающими.
Танцы
Мечты о большой сцене привели Дункан в Чикаго, где она безуспешно ходила на прослушивания в театры. В 1896 году артистка попала в труппу критика и драматурга Джона Августина Дейли, в составе которой перебралась в Нью-Йорк. Там молодая танцовщица некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но быстро разочаровалась в балете.
В танцевальном коллективе Дора тоже надолго не задержалась. В Америке она чувствовала себя недооцененной, поэтому переехала в Лондон. В столице Великобритании артистка начала выступать в богатых домах, уже как Айседора. Неплохие заработки позволили танцовщице арендовать студию для занятий.
В этот период Дункан вела светскую жизнь, посещала музеи и театры. Особое впечатление на нее произвели греческие вазы и барельефы. Изображенные на них люди стали для девушки вдохновением, а их позы — основой для создания философии свободного танца. В нем артистка превозносила легкость и естественность движений. Для этого ее ничто не должно было сковывать, поэтому в дальнейшем Айседора выступала в свободной тунике и с босыми ногами. За это ее прозвали «божественной босоножкой».
Из Лондона Дункан направилась в Париж, где произошла ее судьбоносная встреча с Лои Фуллер. Они имели схожие взгляды на танец, предпочитая импровизацию жесткой системе отработанных движений, как в балете. С подачи новой знакомой молодая танцовщица отправилась в европейский тур, который позволил ей заявить о себе и обрести немало почитателей таланта.
В последующие годы жизнь Айседоры состояла из концертов и гастролей, но для нее выступление были не более чем способом заработка. Истинной целью существования она видела развитие философии свободного танца. Для этого в 1904 году артистка открыла свою первую танцевальную школу в Германии, а затем еще одну в Париже, но она вскоре была закрыта из-за начала Первой мировой войны.
Популярность Дункан тем временем продолжала расти. В газетах писали, что танец артистки олицетворяет силу прогресса, изменений, абстракции и освобождения, а ее фото, на которых представлено «эволюционное развитие танца», каждое движение которого рождается из предыдущего в органической последовательности, стали знаменитыми на весь мир.
В июне 1912 года французский модельер Поль Пуаре устроил в шикарном особняке на севере Франции знаменитый вечер La fête de Bacchus, представлявший собой воссоздание «вакханалий» Людовика XIV в Версале. Дункан, одетая в греческое платье, созданное для нее хозяином вечера, танцевала на столах среди 300 гостей, которые за ночь успели выпить 900 бутылок шампанского.
В СССР
Впервые Дункан посетила Россию еще в 1904 году, заворожив публику своим выступлением. О грациозной танцовщице с восторгом отзывались и Ольга Книппер-Чехова, и Всеволод Мейерхольд. Спустя 10 лет после этого в Санкт-Петербурге была открыта студия музыкально-пластического движения, вдохновленная стилем танца артистки.
В 1921 году политические симпатии Дункан вновь привели ее в Россию, теперь уже советскую. Нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский предложил американке открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку. Однако в итоге большую часть расходов по содержанию заведения Айседора выплачивала из своих собственных денег, переживая при этом голод и бытовые неудобства.
Московская школа быстро разрасталась и набирала популярность. Первое выступление учащихся заведения произошло на сцене Большого театра в честь годовщины Октябрьской революции. Дункан вместе с учениками исполнила танцевальную программу, в которую, помимо прочих, вошел танец «Варшавянка» под мелодию польской революционной песни. Программа имела успех у зрителей.
Айседора прожила в советской России недолго, но различные неурядицы заставили ее покинуть страну, оставив управление школой на одну из своих учениц, Ирму. Учебное заведение просуществовала до конца 40-х годов.
Личная жизнь
В профессиональной и личной жизни Айседора нарушала все традиционные устои. Она была бисексуалкой, атеисткой и революционеркой: во время последнего тура по США в финале концерта в бостонском Симфони-холле артистка стала размахивать над головой красным шарфом, выкрикивая:
«Это красный! И я такая же!».
В молодости Дункан родила двух детей вне брака — дочь Дейдре Беатрис от театрального режиссера Гордона Крейга и сына Патрика Августа от Париса Зингера, одного из сыновей швейцарской магната Айзека Зингера. Наследники Айседоры погибли в 1913 году: автомобиль, в котором малыши находились со своей няней, скатился в Сену.
После гибели детей Дункан впала в депрессию. Ее брат и сестра решили отвезти артистку на несколько недель на остров Корфу. Там американка подружилась с молодой итальянской феминисткой Линой Полетти. Теплые отношения женщин вызывали множество сплетен, однако подтверждений того, что они состояли в романтических отношениях, нет.
В автобиографии «Моя жизнь. Моя любовь», опубликованной в 1927 году, Дункан рассказала, как из-за отчаянного желания завести еще одного ребенка она умоляла молодого итальянского незнакомца — скульптора Романо Романелли — вступить с ней в интимную связь. В итоге танцовщица забеременела и родила сына, который вскоре умер.
Тогда Айседора отчаялась обзавестись биологическими детьми, но решилась стать приемной матерью для шестерых девочек. Они были лучшими ученицами ее германской школы и происходили из неблагополучных семей. Анна, Мария-Тереза, Ирма, Лизель, Гретель и Эрика позже стали выступать в составе коллектива Isadorables — игра слов от имени Isadora и adorables («очаровательные»).
Сначала дочери гастролировали вместе с Дункан, а затем и отдельно, имея успех у публики. Несколько лет спустя ансамбль распался, каждая девушка пошла своим путем. Эрика была единственной, не связавшей дальнейшую жизнь с танцами.
Брак с Сергеем Есениным
В 1921 году в Москве Дункан познакомилась с Сергеем Есениным, разница в возрасте с которым составляла 18 лет. Но ни это, ни языковой барьер не помешало началу романа. Современники описывали их отношения как сложные: поэт много пил, дебоширил и порой позволял себе поднимать руку на избранницу, а танцовщица стойко сносила все его выходки и всегда приходила мириться первой, прося прощения. Некоторые сравнивали их со всепрощающей матерью и капризным ребенком.
Спустя год после знакомства Есенин и Дункан стали мужем и женой. Танцовщица приняла советское гражданство. Официальное оформление отношений потребовалось, чтобы поэт мог сопровождать избранницу в Европе и США.
Но после отъезда из России отношения между ними продолжали портиться. Для зарубежной публики Сергей Александрович был просто дополнением к успешной супруге, что задевало его самолюбие. В Москву они вернулись уже чужими друг другу людьми, и вскоре Айседора навсегда покинула СССР. Позже она завела роман с американской поэтессой Мерседес де Акостой — о нем узнали из писем, которые женщины писали друг другу.
Смерть
В ночь на 14 сентября 1927 года в Ницце Айседора вышла от своей подруги Мэри Дести и села в автомобиль «Амилькар» к франко-итальянскому механику Бенуа Фальчетто, с которым американку, как считают, связывали романтические отношения.
Когда машина резко тронулась, ветер подхватил край длинного, расписанного вручную шелкового шарфа танцовщицы, который тотчас запутался в спицах колеса. Дункан погибла на месте, причиной смерти стал перелом шеи.
Тело было кремировано, урну с пеплом поместили в колумбарии на парижском кладбище Пер-Лашез. Машина, погубившая американскую звезду, была продана за огромную по тем временам сумму — 200 тыс. франков.
Память
Образ Дункан неоднократно использовался в литературе, о ней писал современник Алистер Кроули, сделавший ее героиней книги «Лунное дитя». Упоминал о танцовщице и знаменитый русский писатель Михаил Булгаков, ее имя встречается в повести «Собачье сердце».
Прямых посвящений Айседоре в стихах Есенина не содержится, однако образ артистки четко прослеживается в поэме «Черный человек». Стихотворение «Пускай ты выпита другим...» адресовано актрисе Августе Миклашевской, хотя Дункан утверждала, что эти строки поэт написал о ней.
Делали посвящение артистке и музыканты разных поколений. В России популярностью пользуется композиция, которую Александр Малинин исполнил на слова Михаила Танича.
В кинематографе печальная история американки тоже не осталась без внимания. Попытки экранизировать биографию основоположницы современного танца делали российские и европейские режиссеры. Самой известной стала «Танцовщица» с Лили-Роуз Депп. А в 2022 году Клим Шипенко представил фильм «Декабрь» о Есенине, где Айседору сыграла Кристина Асмус.
Интересные факты
- После очередных гастролей в США в 1915 году Айседора должна была плыть обратно в Европу. Выбор пал на роскошный лайнер «Лузитания», но из-за ссоры с кредиторами артистке в итоге пришлось сесть на другой корабль. «Лузитания», торпедированный германской субмариной, затонул недалеко от берегов Ирландии, унеся жизни 1198 человек.
- Своим девизом знаменитость называла Sans Limites, что в переводе с французского означает отсутствие ограничений.
- В 2012 году в США была выпущена серия памятных марок с изображением хореографов-новаторов, куда был включен портрет Дункан.