Игровые автоматы эпохи СССР: ностальгия по «Морскому бою» и «Снайперу» — гейминг по-советски
Советские игровые автоматы — символ детства.
Дом культуры или кинотеатр в СССР образца 1970–1980-х невозможно было представить без игровых автоматов. Ребятня экономила на школьных завтраках и сдавала стеклотару, чтобы сыграть в «Морской бой», «Снайпера» или порубиться с друзьями в хоккей. Самые изобретательные находили способ запустить автомат бесплатно.
Сегодня этих железных монстров, стоявших у истоков отечественного гейминга, можно встретить только в музее. Их время прошло, но они все еще способны вызвать волну ностальгии. Подробнее о советских игровых автоматах – в материале 24СМИ.
Юные жители Страны Советов познакомились со стационарными электромеханическими развлекательными устройствами позже сверстников из США и Японии. Советским инженерам не пришлось изобретать велосипед, а осталось только адаптировать механизмы под игры, которые ближе советскому ребенку.
Важной вехой стала международная выставка «Аттракцион-71», которую посетили представители иностранных компаний. Они продемонстрировали десятки каруселей и игровых девайсов и продали все, что привезли.
Вскоре по всей стране стали появляться игровые автоматы. Размещали их парках культуры и отдыха, кинотеатрах, вестибюлях гостиниц, в магазинах и на вокзалах. Чтобы сыграть, требовалось закинуть в монетоприемник 15 копеек (стоимость бутылки от кефира). Позднее появились жетоны. За победу деньги не выплачивались, а давался шанс сыграть еще раз, но бесплатно. Ребята пытались хитрить, но бдительные бабушки, присматривавшие за техникой, пресекали любые уловки.
Легендой всех автоматов был «Морской бой» – детище Серпуховского радиотехнического завода, который создавал системы управления огнем корабельной артиллерии и зенитных ракет. Это советская адаптация американской игры «Морской дьявол».
Еще одна популярная игра – «Меткий стрелок». Автоматы, которые собирали толпы желающих сыграть, модернизировали. Со временем у «Меткого стрелка» появились продолжения в виде «Снайпер» и «Снайпер-2». Постепенно советская игровая индустрия родила оригинальные продукты – силомер «Репка» и аппарат «Викторина».
Также ребятам предлагалось не только стрелять, бить и разгадывать, но и крутить. У гоночной аркады «Магистраль» был не только руль, но и несколько режимов: учеба, гонка, специальная трасса, гололед, ночь. У «Авторалли» было два руля, но цель заключалась не обогнать соперника, а собрать больше очков, которые разбросаны по игровому полю.
Середина 1980-х ознаменовалась появлением предвестников приставок. На рынок поступили автоматы с телеэкраном и набором игр. В этот период популярность набрали «Городки» и «Конек-Горбунок». У последней было 15 уровней, на прохождение которых дается пять минут. Под управлением игрока находится Иван-царевич, который идет вперед, прыгает, обходит препятствия.
Эра автоматов закончилась с появлением карманной игры «Электроника ИМ-02». Хитом стала аркада «Ну, погоди!», в которой Волк ловит яйца. Была легенда, что геймер, сумевший набрать 1000 очков, увидит секретную серию популярного мультфильма, что подстегивало азарт.
Полезно знать: игровые автоматы принадлежали «Союзаттракциону». Для каждого аппарата был план выручки – 8 руб. 10 коп. в день. Но в местах с высокой проходимостью без труда собиралась касса в 40–70 руб. Представители «Союзаттракциона» нередко отчитывались о выполнении плана, а разницу забирали себе.
Читайте также по теме:
- Советский дефицит: гонка за товарами и секреты выживания
- История мороженого, покорившего СССР и мир: советский пломбир
- Шипучая свежесть в стакане: советские автоматы с газировкой
- Легендарные консервы СССР: история «Снатки» — крабовый деликатес
- Легенда советской моды: культовые кеды «Два мяча» — история знаменитой обуви