Как в СССР блюли моральный облик граждан: общественное порицание и товарищеские суды — методы воздействия
В СССР за проступки наказывало не только государство — но и само общество.

В СССР за моральным обликом общества следили не только милиционеры и официальные суды. Десятилетиями в стране развивались социальные механизмы воздействия на нарушителей. Иногда порицание со стороны коллег или поселка заставляло провинившегося мучиться сильнее, чем штраф. О том, как советское общество самостоятельно боролось с людскими пороками, – в материале 24СМИ.
Сегодня принято считать, что в Советском Союзе все ходили по струнке. Будто все поголовно строили, добывали, проектировали, сеяли и собирали урожай, летали в космос и, конечно, держали в страхе Запад. Таких людей было действительно много, но были и те, кто предпочитал жить «по понятиям», нарушать закон и морально разлагаться. Советская милиция без работы не сидела, о чем не устает рассказывать Леонид Каневский в передаче «Следствие вели…».
Но были в советском обществе явления, на которые сильнее влияли не стражи правопорядка, а коллектив, состоящий из рядовых граждан. Коллеги, жильцы многоквартирного дома, члены садового товарищества или гаражного кооператива, жители микрорайона. В Советском Союзе придумали ряд способов материально-психологического воздействия на нарушителей. Внимание уделяли двум основополагающим принципам социалистического общества. Во-первых, каждый человек вносит вклад в экономику и делает это с полной самоотдачей. Во-вторых, важны семейные ценности.
За проступки на работе и в общественных местах могли неофициально наказывать товарищеские суды. В их компетенцию входили дела о нарушениях трудовой дисциплины (прогулы, опоздания) или несоблюдении требований по охране труда. Наказывали за халтурную работу, хищения, оскорбления, распитие спиртных напитков на рабочем месте или в общественных местах. Товарищеские суды даже могли рассудить имущественный спор, если сумма не превышала 50 руб. Если ситуация была слишком серьезной, то суд обращался в милицию с просьбой возбудить уголовное или административное дело.
Провинившихся заставляли публично извиниться, лишали премий или шанса выбрать отпуск в удобный период, могли оштрафовать на сумму до 50 руб. Человеку объявляли выговор или товарищеское предупреждение за прогул. Также товарищеский суд просил руководство перевести нарушителя на должность с мизерной зарплатой. Практиковались и доски позора с именами прогульщиков, расхитителей государственного имущества, лодырей, хулиганов, пьяниц. Направляли письма на работу из вытрезвителя. После этого провинившегося ждал вызов на ковер и разбор полетов.
Далеко не все семьи жили в СССР счастливо. Пьянство и измены разрушали идиллию. Развод не запрещали, но не позволяли рубить с плеча. Здесь тоже вмешивалось общество и пыталось сохранить чужой брак. Опрашивали соседей, устраивали собрания, в том числе по месту работы супругов. Разводящихся стыдили, вели воспитательные беседы и убеждали передумать. Домой к ним приходили представители профкома, чтобы посмотреть на ситуацию изнутри. Силой не заставляли сохранить брак, но на протяжении 3–6 месяцев предпринимали попытки переубедить супругов.
Практика народной борьбы с общественными проблемами приносила плоды. Участвующие в этих процессах учились на чужом опыте и становились сознательнее. В то же время они помогали другим людям сойти с кривой дорожки. Кто-то пересматривал взгляды на жизнь, кто-то не извлекал никаких уроков и продолжал скатываться. С браками тоже ситуация неоднозначная. Кому-то профбеседы помогли, а кто-то так устал от мужа или жены, что не стал менять решение.
Полезно знать: аналоги товарищеских судов существовали до СССР в разных странах. Например, в армии Наполеона практиковали самосуд.
Читайте также по теме:
- Как в СССР распределяли выпускников: кому доставались лучшие места
- Советское образование без мифов: достоинства и недостатки системы
- Борьба с религией в СССР: от декрета 1918 года до свободы вероисповеданий
- Праздничные демонстрации в СССР: шествия и сила единства
- История субботников в СССР: энтузиазм и принудиловка