Биография
Писатель Владимир Короленко жил в годы Октябрьской революции, установления большевистской власти и затяжной Гражданской войны. Сведения, содержавшиеся в художественных и публицистических произведениях, с точки зрения ученых-историков, были невероятно ценными.
Детство и юность
Владимир Галактионович Короленко родился в городе Житомире, его предки происходили из миргородских казаков. По легенде, дед мальчика принадлежал к знатному сословию представителей специфических этносоциальных кругов.
Семья будущего писателя, жившая на территории Украины, состояла из просвещенных людей. Троюродным братом Короленко был Владимир Иванович Вернадский — ученый-естествоиспытатель, автор философских статей.
Отец, гражданин Российской империи, являлся коллежским асессором и занимал видное положение в Житомирском уездном суде. Замкнутый и суровый мужчина с гипертрофированным чувством ответственности знал, как держать окружающих в страхе и железной узде.
Таким Галактион Афанасьевич запечатлен в рассказе «В дурном обществе», считавшемся первой автобиографией и экскурсом в беззаботную жизнь. Произведение, содержавшее воспоминание о детстве, опубликовали в популярном печатном еженедельнике «Русская мысль».
Мать Володи Эвелина Иосифовна, бывшая полькой по национальности, занималась общественной деятельностью и воспитанием детей. Женщина пережила трагедию в мае 1867 года, когда из-за болезни скончалась младшая из трех дочерей.
В этот период Короленко учился в частном пансионе, потом его отдали в гимназию, предварительно одобренную отцом. Затем родители переехали в культурный город Ровно, в местном образовательном учреждении писателю выдали диплом.
В его дальнейшей биографии был период учебы в технологическом институте, но жизнь в продвинутом Петербурге оказалась весьма дорогой. Перебравшись в Московскую высшую академию земледелия, Владимир завоевал репутацию любознательного ученика.
В конце 1870-х писатель примкнул к революционерам, его отстранили от занятий и сослали в портовый Кронштадт. Адаптация на территории охраняемого поселения потребовала от Короленко колоссальных сил.
Личная жизнь
Подробности личной жизни писателя интересовали русских биографов. Известно, что он обзавелся супругой из несогласных с властью кругов. Евдокия Семеновна Ивановская, бывшая известной народницей, являлась верной подругой и критиком дебютных трудов.
Единственная жена Короленко в зрелом возрасте стала матерью, к сожалению, пара похоронила двоих малолетних детей. Старшая из выживших дочерей поступила в учебное заведение Санкт-Петербурга, по ее инициативе в Украине был создан родительский музей.
При жизни писателя Софья Владимировна ведала перепиской с издательствами, а потом выступала как редактор посмертно опубликованных книг. С ее участием знаменитые письма Короленко к Анатолию Луначарскому иностранные литераторы перевели на французский язык.
В начале 1920-х дочь Короленко возглавила специальную комиссию по собранию и публикации всех произведений отца. Вместе с сестрой Натальей Ляхович наследница литературного состояния нашла средства и сумела довести дело до конца.
Творчество
В Петербурге Короленко начал писательскую карьеру, «Эпизоды из жизни “искателя”» были профессиональной пробой пера. Рассказ, попавший в редакцию журнала «Отечественные записки», не вдохновил Михаила Салтыкова-Щедрина.
В конце 1870-х Владимир попал в неприятности, и его отправили на Север из Вышневолоцкой тюрьмы. После отказа от присяги императору Александру III начинающий литератор оказался на краю великой страны.
Спустя время уроженцу Житомира открыли дорогу в Нижний Новгород, там по-настоящему раскрылся яркий литературный талант. Поклонники «Очерков и рассказов», вышедших отдельным изданием, полюбили новеллы «Сон Макара», «Ат-Даван» и «Слепой музыкант».
В середине 1880-х Владимир Галактионович довольствовался сюжетами из жизни знакомых и близких людей. Он виртуально погружался в психологические проблемы, а также мир неподдельных эмоций и испепеляющих страстей.
В повести «Дети подземелья», вошедшей в избранную библиографию, автор наиболее ярким образом проиллюстрировал этот подход. Противопоставляя членов из разных социальных сословий, он увидел, что и те, и другие тянут бремя невзгод.
Спустя десятилетие писатель окончательно вышел из-под надзора, отправившись в путешествие по России, он посетил Крым и Кавказ. После визита на территорию Соединенных Штатов Америки мужчина выпустил переведенный на английский язык рассказ.
В 1900-х писатель увлекся общественно-политической публицистикой, это не помешало стать членом Петербургской академии наук. Короленко защищал угнетенных малороссийских крестьян и евреев, уделял внимание несправедливостям, разворачивавшимся вокруг.
После Октябрьской революции Короленко, бывший гуманистом, осудил политическое устройство и идеологию большевиков. Принципиальную позицию он выразил в «Письмах к Луначарскому» и других документальных работах 1920-х годов.
Владимир Ленин отреагировал на эссе и ранние очерки, раскритиковав литератора за давление на людей. Согласно архивным документам, представленным в фотоальбомах, власти занялись травлей создателя рассказов, очерков и повестей.
Короленко вынудили обратиться к помощи зарубежных редакторов, в Париже и городах Америки началась публикация ряда книг. Копии скандальных посланий народному комиссару просвещения противники русской революции перевели на французский язык.
Смерть
В начале 1920-х писалась «История моего современника», запланированная как издание из нескольких полноценных томов. Короленко намеревался передать жизненный опыт и суммировать результаты публицистических трудов.
Произведение осталось незавершенным по причине неожиданной смерти — воспаление легких спровоцировало летальный исход. Могила писателя располагалась в старинном некрополе Полтавы, это мемориальное место любил посещать культурный народ.
В августе 1936 года захоронение Короленко перенесли на территорию сада, где позже открыли дом-музей. В экспозиции, собранной по крупицам историками и литературоведами, есть изданные при жизни произведения и сотни памятных вещей.
Память
- Музеи Владимира Короленко существуют в Житомире, Полтаве, посёлке Джанхот Краснодарского края, Нижнем Новгороде и Ровно.
- Имя В.Г Короленко носят библиотеки Харькова, Чернигова, Москвы, Ижевска, Воронежа, Санкт-Петербурга, Запорожья, Новосибирска и многих других городах.
- Улицы Короленко находятся в более чем 50 городах России, Украины, Беларуси, Казахстана, Молдавии и даже Израиля.
- Драматический театр Удмуртии в Ижевске носит имя В. Г. Короленко.
- О событиях Мултанского дела, где Короленко выступал защитником крестьян, поставлен спектакль «Русский друг».
- На родине писателя в Житомире установлен памятник.
- Имя Короленко присвоено вузам Полтавы и Глазова, а также школам в Полтаве, Житомире, Нижнем Новгороде, Харькове, Керчи, Ногинске.
- Почтовые марки с портретом Короленко издавались в СССР в 1953 году и в Украине в 2003 году.
- Монетний двор Национального банка Украины выпускал юбилейную монету, посвященную В. Г. Короленко.
- Имя писателя носил советский пассажирский теплоход.
- В честь Короленко названа малая планета 3835.
- В 1990 году Союз писателей Украины учредил литературную премию имени Короленко для лучшего русскоязычного литературного произведения Украины.
Библиография
- 1885 — «Сон Макара»
- 1885 — «В дурном обществе» («Дети подземелья»)
- 1886 — «Очерки и рассказы»
- 1886 — «Слепой музыкант»
- 1890 — «Павловские очерки»
- 1895 — «Без языка»
- 1899 — «Марусина заимка»
- 1990 — «Мгновение»
- 1905-1921 — «История моего современника»
Интересные факты
- Русский писатель по совместительству был талантливым журналистом, расследовал запутанные истории, разбиравшиеся в суде. В ходе мултанского процесса мужчина докопался до истины и защитил обвиняемых, влачивших существование в нужде.
- Автор очерков и рассказов любил бывать на своей даче, построенной в курортном поселке рядом с Геленджиком. Но наибольшей популярностью пользовалась полтавская усадьба, где Короленко писал письма и, вероятно, вел дневник.
- Анатолий Васильевич Луначарский, получавший послания литератора, обещал опубликовать их с ответами в 1920-х годах. Однако авторитетное мнение известного политического деятеля осталось сокрытым от членов сообщества, вращавшихся в культурных кругах.
- Есть версия, что Владимир Ульянов обзавелся подпольной кличкой Ленин под впечатлением от очерков, которые создал Владимир Галактионович. Но в обращении к Максиму Горькому, бывшему коллегой Короленко, вождь именовал публициста сочетанием «жалкий мещанин».