Биография
Максим Знак — юрист высокой квалификации, но прославился он не этим, а участием в создании Координационного совета белорусской оппозиции, что для него закончилось тюремным заключением. Впрочем сам Знак считает, что пострадал не за убеждения, а за профессиональную деятельность.
Детство и юность
Максим Александрович родился 4 сентября 1981 года в Минске. Его детство и юность прошли в столице Беларуси, где он окончил школу, а затем и юридический факультет Белорусского государственного университета. Родители могли гордиться сыном: он начал практиковать в студенческие годы, а после получения красного диплома в 2004-м продолжил образование в аспирантуре.
В качестве темы исследования Максим выбрал договорную ответственность в гражданском праве и, защитив диссертацию, в 2009-м стал кандидатом юридических наук. После этого молодой человек успел поучиться в Польше, где получил степень MBA и возможность выполнять работу руководителя среднего и высшего звена.
Карьера юриста Максима Знака
Юридическим консалтингом Максим занялся еще в 2001 году, а получив диплом, стал работать адвокатом. Оказание профессиональной помощи он осуществлял как самостоятельно, основав собственную фирму «ЮрЗнак», так и в статусе партнера компании «Боровцов и Салей». Доказав квалифицированность и профессионализм, адвокат вошел в Международную палату арбитров Союза юристов Беларуси.

Параллельно с адвокатской практикой Максим Александрович занимался преподаванием в родном университете. Местом работы стала кафедра гражданского права БГУ, где он читал лекции по обязательным предметам и разработанные им спецкурсы. Помимо этого, Знак вел общественную деятельность при городском исполкоме Минска, а также занимался поддержкой предпринимательства. Юрист продемонстрировал озабоченность тем, чтобы белорусские законы в экономической сфере соответствовали международным стандартам и соглашениям ВТО.
Знак публиковался в белорусских и зарубежных изданиях, вел колонку в «Белгазете», писал в «Экономическую газету» и журнал «Дело». Юридический рынок страны признавал компетентность и высокий уровень Максима Александровича, включая его в число лидеров рейтингов. Достичь такого результата ему помогли работоспособность, гибкий ум, умение оперативно мыслить и проявлять настойчивость, а также скрупулезное внимание к мелочам.
В мае 2020 года адвокат познакомился с Виктором Бабарико и занялся юридическим направлением работы его штаба. После того как неудавшегося кандидата в президенты арестовали, Максим Александрович вместе с Марией Колесниковой обратился к избирателям и сообщил, что продолжает оформлять документы для регистрации в ЦИК.
Несмотря на то что собранный пакет полностью соответствовал требованиям избирательного кодекса Республики Беларусь, Бабарико не смог войти в избирательные списки, как и оппозиционер Сергей Тихановский, который тоже был арестован.
После задержания Сергея на политическую арену вышла его жена Светлана Тихановская, которая стала единственным реальным конкурентом Александра Лукашенко на президентских выборах 9 августа 2020 года. По официальным протоколам, она набрала 10 % голосов, в то время как бессменный лидер страны заручился поддержкой 80 % сограждан. Однако результаты голосования вызвали в Беларуси волну протестов, в ходе которых на улицы страны вышли тысячи возмущенных граждан, требующих признать выборы незаконными.

В то время как Беларусь была охвачена беспорядками и массовыми выступлениями несогласных, оппозиция стала предпринимать шаги, которые позволили бы осуществить передачу власти в республике мирным путем. С этой целью 14 августа 2020 года был организован Координационный совет по обеспечению трансфера власти. В президиум органа оппозиции вошли семь человек, в числе которых оказался и Максим Знак.
Арест и суд
Меньше чем за неделю генпрокурор Беларуси признал деятельность организации антиконституционной и претендующей на захват власти. Против совета возбудили уголовное дело по ст. 361 УК РБ об угрозе национальной безопасности, а Максима Александровича вызвали на допрос в Следственный комитет.
В интервью юрист сообщал, что его приглашали на беседу в качестве свидетеля, и заявлял о намерении продолжать работу в Координационном совете. Он наделся, что оппозиции удастся разрешить политический кризис через диалог с властью.
Однако в итоге активиста задержали в помещении избирательного штаба Виктора Бабарико. Знака и Колесникову поначалу обвиняли в заговоре с целью захвата власти, а затем и в публичных призывах к захвату власти и создании экстремистского формирования.
4 августа 2021-го начался процесс по делу Знака и Колесниковой, который проходил в закрытом режиме. 6 сентября суд вынес решение — 10 лет лишения свободы для Знака и 11 лет для Колесниковой. Годом позже обоих внесли в список лиц, причастных к террористической деятельности.

О том, как развивалась биография юриста после заключения, подробно описано на его официальном сайте. Максима поместили в исправительную колонию № 3 в поселке Витьба Витебской области. Неоднократно заключенного переводили в штрафной изолятор по причине, оставшейся неизвестной.
На сайте утверждается, что к Знаку применяли пытки. Однако под этим словом подразумевается лишение возможности арестованного контактировать с внешним миром, видеться и созваниваться с семьей. Кроме того, к нему не допускали адвокатов. А те, кто брался за его защиту, теряли лицензию, сказано на сайте юриста. За интересы Максима Александровича вступался Комитет по правам человека ООН в начале 2024 года, призывая власти Беларуси позволить заключенному коммуницировать с семьей и правозащитниками.
Личная жизнь
Юрист не прячется от публики, но информацией о личной жизни и близких делится избирательно. С женой Надеждой Михайловной Знака, помимо прочего, объединяет общее направление профессиональной сферы. Сын Алесь поддерживает отца в спортивных начинаниях.
Интересы Максима Александровича не исчерпываются профессией и политикой. Он активно занимается спортом, бегает на длинные дистанции, увлекается триатлоном, даже входил в президиум Белорусской федерации триатлона.
А еще юрист играет на гитаре и исполняет авторские песни. Какое-то время Знак вращался в бардовском сообществе, выступал на фестивалях «Бардаўская восень» и «Бардаўская весна». О любви к музицированию свидетельствовали фото с гитарой на личной странице Максима Александровича в соцсетях.

Известно, что родная сестра оппозиционера Ирина Козикова и ее муж Юрий работали в той же организации, что и он. После ареста Знака супругов регулярно проверяли, а Юрия даже задержали на 15 суток. Семья решила покинуть Беларусь, выехать сначала в Вильнюс, а затем обосноваться в Польше.
Надежда поддерживала мужа, пока у нее была возможность общаться с ним. Она рассказывала, что Максим в колонии начал писать рассказы и даже роман.
Максим Знак сейчас
Сейчас статьи о Максиме Александровиче в прессе появляются нечасто. Но когда появились новости о помиловании Знака, Колесниковой и Бабарико, об этом, конечно, написали многие издания. На исходе 2025 года Александр Лукашенко и Дональд Трамп договорились о помиловании ряда заключенных властями Беларуси в обмен на определенные уступки США. Помимо Знака, свободу получили еще около 120 человек, Америка же сняла санкции с «Беларуськалия».
Интересные факты
- Максим знает три языка — помимо русского и белорусского, владеет английским.
- Фамилия Знак произошла от застывшей формы прозвища. Скорее всего, далекий предок юриста получил ее за то, что носил на теле клеймо или след от ранения или сам занимался клеймением скота.
- Самым знаменитым соратником юриста по Координационному совету белорусской оппозиции стала лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич.