Биография
Мария Колесникова — координатор предвыборной кампании Виктора Бабарико, ставшая его представителем в объединенном штабе Светланы Тихановской. Она была одним из главных лиц белорусской оппозиции. Соратники и сегодня говорят о ясном взгляде активистки на происходящие события, о духе непобедимости, который она излучает, даже пребывая в местах лишения свободы.
Детство и юность
Мария Александровна Колесникова родилась в Минске 24 апреля 1982 года. Для своих родителей она не единственный ребенок, у нее есть сестра Татьяна. Отец девочек служил на подводной лодке, а после занимался преподаванием в авиационном колледже, мама трудилась инженером. Семья была дружной. Активистка в интервью сообщала, что у них принято тесно общаться с двоюродными и троюродными родственниками.
Еще в детстве Мария проявляла интерес к искусству. Решив связать жизнь с прекрасным, она окончила Белорусскую государственную академию музыки, получив специальность дирижера и флейтистки. Несмотря на увлечение музыкой, Колесникову нельзя было назвать аполитичным человеком. С ранних лет она участвовала в семейных дискуссиях по разным вопросам.
В период учебы в вузе зародились феминистические настроения нынешней представительницы оппозиции: на курсе Мария была единственной девушкой. Студентке было сложно взаимодействовать с парнями. Но благодаря такому опыту уже в молодости к ней пришло понимание того, как жить в мужском мире.
Ей говорили, что женщине не нужно напрягаться в профессии, поскольку жизненный путь все равно будет связан с браком и рождением детей. Из-за такого стереотипного мнения Колесникова чувствовала, что отстает, у нее получается хуже, чем у сокурсников.
Она заметила: у женщин есть равное с мужчинами право на образование, а вот о равном отношении к ним говорить не приходится. Путь к самореализации в современном мире для прекрасной половины человечества намного труднее.
Уже в 17-летнем возрасте Колесникова начала работать — преподавала уроки флейты в родном городе. Кроме того, она выступала в Национальном академическом концертном оркестре. В качестве артистки девушка побывала в Европе — посетила Италию, Польшу и Литву.
Переехав в Германию в 2007 году, Мария поступила в Высшую школу музыки в Штутгарте, где занялась изучением современной и старинной музыки. Часть биографии флейтистка трудилась в другой стране. Причина, по которой она в молодости решила уехать, как раз связана с политическим устройством Республики Беларусь. Колесникова понимала, что ее будущее зависит от того места, где она будет пытаться реализовать свой потенциал. В Минске таких возможностей для нее не нашлось.
Карьера и политика
Решив обосноваться в Германии, Колесникова продолжила участвовать в концертах в качестве исполнителя. Она даже организовывала международные культурные проекты, при этом все чаще смотрела в сторону родины.
Так, в Республике Беларусь Мария организовала цикл лекций под названием «Уроки музыки для взрослых». В целом посещаемость семинара превышала сотню слушателей. В 2017 году Колесникова выступила спикером на конференции TEDx в Минске. Позже стояла у истоков проекта «Оркестр для роботов». Вместе с разработчиками музыкального приложения она Gismart приобщала школьников к программированию.
Когда у Марии в 2019 году умерла мать при плановой операции на сердце, она решила окончательно вернуться домой. Колесникова чувствовала, что отец нуждается в поддержке, и не хотела оставаться в стороне. Если ранее политическая активистка разрывалась на две страны, то теперь перебралась в Минск. На родине она стала арт-директором в культурном хабе Ок16.
Дружба с Виктором Бабарико началась еще в 2017 году. Музыкант сама написала ему в социальной сети, спустя некоторое время произошло личное знакомство. Организовывая волонтерский проект, Мария привезла в Минск пятерых художников. В процессе международного обмена она и встретилась с будущим политическим конкурентом — Александром Лукашенко.
В течение года Колесникова неоднократно пересекалась с Бабарико, обмениваясь жизненными ценностями. Когда политик сообщил коллеге, что собирается выдвигаться на пост президента, она его поддержала. Будучи занятой в штабе оппозиционера, Мария не забывала о своей волонтерской деятельности. Однако впоследствии ей пришлось взять отпуск и оставить область искусства для продвижения идей сотоварища.
Когда Виктора Дмитриевича арестовали и отправили в СИЗО КГБ, Мария занялась политикой более активно. В связи с тем, что еще несколько кандидатов на пост главы республики были не допущены до выборов, произошло объединение трех штабов в один. Мария вступила в него в качестве главного представителя Бабарико.
С Вероникой Цепкало и Светланой Тихановской активистка быстро нашла общий язык. Будучи конкурентами в политическом плане, они тем не менее выявили множество точек соприкосновения. В результате было решено поддерживать Светлану, а после победы устроить еще одни выборы осенью 2020 года. Но результаты голосования 9 августа внесли коррективы в планы женского триумвирата.
Вечером 8 августа 2020 года Марию задержали. Машину заблокировали на парковке, а подошедшие милиционеры заставили активистку пересесть в другой автомобиль.
По словам Колесниковой, вскоре ее отпустили, а несостоявшийся арест нисколько не напугал. И в последующих обращениях она гневно высказывалась в отношении силовиков.
16 августа 2020 года в Беларуси состоялся крупнейший митинг в истории страны. Из знаменитой тройки в нем участвовала только Мария. Вероника Цепкало и Светлана Тихановская были вынуждены уехать. Проникновенная речь оппозиционерки изобиловала яркими эпитетами.
А несколькими днями позже образовался Координационный совет, куда в числе прочих вошли Мария, Павел Латушко и Максим Знак. По этому факту было возбуждено уголовное дело. Александр Конюк, глава Генеральной прокуратуры, считал, что деятельность организации попадает под статью 361 УК Республики Беларусь.
Арест и суд
7 сентября в прессе появились сообщения об исчезновении Колесниковой, а также оппозиционеров Ивана Кравцова и Антона Родненкова — якобы все они пропали и не выходят на связь. А сутки спустя распространилась информация о том, что члены Координационного совета пытались незаконно выехать из Беларуси и были задержаны на границе с Украиной. Однако, по словам Марии, она, напротив, не желала покидать территорию страны и даже порвала паспорт.
После задержания Мария и Максим Знак ожидали решения суда. Их обвинили в сговоре с целью захвата власти, а затем добавили статью за публичные призывы к захвату власти и за создание экстремистского формирования.
6 сентября 2021-го в суде вынесли Колесниковой приговор — 11 лет лишения свободы, Знаку дали срок 10 лет усиленного режима. Заседания проходили в закрытом формате, без доступа к материалам дела со стороны обвиняемых. Несмотря на серьезность обстановки, оба арестанта были оптимистично настроены. В опубликованном ролике из зала заседания было видно, что Максим улыбается, а Мария танцует в камере и показывает сердечки ладонями.
Страны Евросоюза, США, Канада и Великобритания признали Колесникову жертвой репрессий, что повлияло на ужесточение санкций против президентского режима в Беларуси.
Политзаключенную этапировали в ИК № 4 города Гомеля в начале января 2022-го. Отсюда впервые за полтора года она смогла позвонить сестре. Мария сообщила Татьяне о том, что в колонии ей якобы не разрешают заниматься спортом, хотя другим заключенным это доступно.
В дальнейшем связь Колесниковой с близкими была ограничена. По словам родных и друзей осужденной, в месяц она писала несколько десятков писем, но только 20 доходили до адресатов. Пересылка корреспонденции полностью прекратилась в 2022 году.
В ноябре стало известно, что Мария переведена в ШИЗО. В конце месяца она была доставлена в больницу Гомеля, где ее прооперировали в срочном порядке. Поставленный диагноз — «прободная язва». После хирургического вмешательства политзаключенная была переведена в реанимацию. Ее состояние оставалось стабильно тяжелым с положительной динамикой.
Уже через неделю Колесникова была возвращена в колонию. Позже ее возили в городскую больницу, но причину родственникам не сообщили. Единственный раз, когда адвокаты смогли получить информацию о ней, — в феврале 2023 года. До и после этого времени сестра и сторонники Марии узнавали сведения о ней от освободившихся заключенных.
Личная жизнь Марии Колесниковой
Мария не обзавелась законным мужем и не родила детей. Во многом это объяснялось желанием построить карьеру, самореализоваться. Однако политическая активистка в интервью изданию The Village раскрыла иные причины вынужденного одиночества. Так, она отметила, что ей нравятся мужчины, способные слышать и слушать, а также умеющие и не боящиеся брать ответственность за поступки.
Колесникова призналась: у нее хватало поклонников. Это, конечно, льстит, но ввиду сложившейся ситуации женщина отмечает, что не принадлежит самой себе. И куда важнее сегодня чувствовать поддержку единомышленников, членов команды. А с личной жизнью придется повременить.
Мария Колесникова сейчас
Сейчас Колесникова находится в колонии, откуда редко поступают новости. Осенью 2024 года вышел выпуск проекта «А поговорить?» Ирины Шихман* (решением Минюста России внесена в список физических лиц, признанных иностранными агентами). Гостьей ведущей стала сестра Колесниковой, рассказавшая, что ей известно об активистке. Она отметила, что Мария пребывает в изоляции, ей не разрешают общаться с другими заключенными и родными, запрещают заниматься музыкой.
В ноябре Колесникова встретилась с отцом в тюремной больнице. Фотографиями родственников, которые увиделись впервые за два года, поделился в соцсети бывший оппозиционный журналист Роман Протасевич. Позже отец Марии рассказал, что обсуждал с дочерью написание прошения о помиловании.
Интересные факты
- Кроме музыки, Колесникова увлекается серфингом.
- Символом предвыборной кампании Виктора Бабарико было сердечко. А фото оппозиционеров с объединенными жестами трех штабов «сердце — кулак — пальцы» стали вирусными.
- По словам сестры Колесниковой, из-за того, что в колонии нет подходящих условий питания, Мария похудела с 60 кг до 45 при росте 175 см.
*Признан иноагентом на территории РФ по решению Минюста