Биография
Генрих Ягода – человек, одного имени которого в середине 30-х годов XX века боялись как сопартийцы в верхушке власти, так и обычные люди. Он основал ГУЛАГ, ставший символом репрессивной системы, и заложил фундамент для грядущих массовых расправ над неугодными. Однако ни заслуги перед Партией, ни высокий чин не спасли наркома от порожденного им же самим молоха тоталитаризма.
Детство и юность
Енох Гершенович Ягода – таково настоящее имя наркома – родился 7 ноября 1891 года в российском городе Рыбинске. За год до рождения мальчика семья переехала туда из Симбирска (сегодня город называется Ульяновском), чтобы в 1896 году вернуться обратно. Семья Ягоды была еврейской и, по традиции тех времен, многодетной – кроме Генриха у родителей было еще 2 сына и 5 дочерей.
В Симбирске Ягоды прожили недолго и не позднее 1902 года перебрались в Нижний Новгород. Гершен Ягода работал ювелиром (по другим сведениям – печатником-гравером), мать семейства, обремененная 8 детьми, была домохозяйкой. Генрих, окончив школу, устроился на работу статистиком.
Когда началась Первая мировая война, Ягоду призвали на фронт, где он прослужил сначала рядовым, а затем ефрейтором до конца 1916 года. Получив ранение, демобилизовался и вновь устроился работать в рабочую кассу, позднее – в отдел статистики Союза городов.
Революция и политическая деятельность
Революционные идеи были свойственны всей семье Генриха, так что к ним он приобщился еще в молодости. Отец еще в 1904 году дал согласие на размещение в квартире Ягод подпольной типографии, а будущий глава НКВД активно участвовал в ее работе.
Вовлеченность сыновей в дело революции в 1905 году принесла в семью горе – во время восстания в Сормове был убит 15-летний Михаил Ягода, старший брат Генриха. В 1907-м в серьезные игры ввязался и сам юноша: по сведениям Московского охранного отделения, он входил в состав анархо-коммунистов Нижнего Новгорода. Причем задачу Генриху дали серьезную – выйти на московских товарищей по убеждениям для дальнейшего планирования ограбления банка.
В 1912 году Ягода был задержан в Москве из-за проблемной национальности. Юноша жил в городе по поддельному паспорту, тогда как евреям жить в бывшей столице воспрещалось – лица иудейского вероисповедания за редкими исключениями имели право селиться только в чертах оседлости. Неизвестно, что именно насторожило жандармов, но, возможно, это была внешность Генриха – с фото того периода на потомков смотрит классический еврейский юноша.
В процессе разбирательств была получена информация о революционных связях Ягоды, и его на 2 года отправили в ссылку в Симбирск, но позже ввиду амнистии срок сократили до года. Вернувшись домой, Ягода перешел в православие и благодаря этому получил возможность жить в столице дореволюционной России, Петрограде.
Когда в 1917 году в городе началась революция, Генрих стал ее активным участником, а также в течение года работал редактором газеты «Деревенская беднота». Когда именно Ягода вступил в Партию, доподлинно не известно. Сам он в автобиографии указал 1907 год, но по сведениям его зама, Меера Трилиссера, это произошло только в 1917-м.
Политическая карьера революционера быстро пошла в гору. Начав с работы в ЧК Петрограда, уже в 1919-м он служил в Высшей военной инспекции РККА. Там Ягода был замечен Феликсом Дзержинским и переведен в Москву, в Народный комиссариат внешней торговли.
Следующим в биографии местом службы стал особый отдел ВЧК, с 1920 года Генрих Григорьевич являлся членом коллегии Государственного политического управления. Через 3 года дослужился до 2-го зампреда ОГПУ, а после смерти Дзержинского занял пост сменившего его Вячеслава Менжинского и стал начальником Секретно-оперативного управления.
В период борьбы внутри партии Ягода выступал на стороне Иосифа Сталина и в октябре 1927 года был руководителем разгона антисталинских демонстраций. В начале 1930-х Генрих Григорьевич начал курировать строительство Беломорканала, которое преимущественно велось силами заключенных ГУЛАГа, также созданного благодаря стараниям Ягоды. Заключенные сложили о нем песню (неизвестно, по доброй воле или во избежание очередных репрессий) со словами:
«Сам Ягода ведет нас и учит, зорок глаз его, крепка рука!».
Тем временем соратники по партии оценивали труды коллеги иначе, пустив в ход частушку
«Ты не больно хорохорься,
Коммунист без года.
Скоро спесь с тебя собьет
Геничка Ягода»
В 1933 году Генрих Григорьевич вплотную занялся вопросами арестов и поисков вредителей в наркоматах СССР. По делам, в разработке которых он участвовал, было арестовано порядка 100 аграриев, 40 из них расстреляли. По вопросам шпионажа из 23 арестованных к высшей мере был приговорен 21 человек.
Уже тогда осужденные замы наркома земледелия писали Сталину из лагерей, что Ягода вел следствие с применением незаконных методов. О том же упоминал в письмах уцелевший в охоте за шпионами Александр Ревис. Дело могло пойти в ход – Комиссия Политбюро признала претензии соответствующими реальности. Однако после убийства Сергея Кирова этим вопросом более никто не занимался, а Генрих Григорьевич в 1934 году стал членом ЦК ВКП(б).
Когда в 1934 году создали НКВД, наркомом внутренних дел СССР назначили Ягоду, который в то время неожиданно начал придерживаться гуманистического мировоззрения и заявлял, что пришло время прекратить расстрелы. Впрочем, это не помешало Генриху стать одним из организаторов процессов по убийству Кирова – выбора у наркома не было, на этом настаивал лично товарищ Сталин.
В 1935 году Ягода получил звание генерального комиссара госбезопасности, а позже руководил процессом против Льва Каменева и Григория Зиновьева. Однако нарком в вопросах внутрипартийной борьбы стоял на позициях, близких к мнениям Николая Бухарина и Алексея Рыкова. Это было неосторожно – Сталин считал этих двоих опасными для себя, мужчина потерял доверие великого Вождя.
Сначала Генриха Григорьевича в 1936 году сняли с должности и сделали наркомом связи, затем лишили и этого поста, а также исключили из ВКП(б). Конец Ягоды стал вопросом времени.
Арест и судебное разбирательство
4 апреля 1937 года Генриха Ягоду арестовали по обвинению в антигосударственной деятельности и уголовных преступлениях. Затем вменили в вину связи со Львом Троцким, Николаем Бухариным и Алексеем Рыковым, также арестованным по делу о троцкистско-фашистском заговоре в наркомате внутренних дел.
В ходе Третьего Московского процесса Ягода категорически отрицал еще одного вменяемое преступление – шпионаж, однако сознался, что прикрывал участников заговора и признал себя изменником Родине.
Расстрел
13 марта 1937 года Генриху Ягоде вынесли приговор: смертная казнь через расстрел. В тщетной попытке спасти жизнь осужденный молил Сталина о помиловании, но прошение было отклонено. 15 марта 1938 года Генрих Григорьевич Ягода был казнен в Лубянской тюрьме. Причиной смерти, очевидно, стало пулевое ранение.
В посмертной реабилитации Ягоде было отказано – Верховный Суд Российской Федерации окончательно постановил это 2 апреля 2015 года. Правозащитники решение поддержали – было бы странно реабилитировать человека, на чьей совести инициация процесса репрессий.
Личная жизнь
Генрих Ягода был женат на троюродной племяннице Иде Авербах, в 1929 году родился сын Генрих (Гаррик). Жена первого наркома НКВД была юристом и, пока супруг был в милости у Сталина, работала в прокуратуре.
После ареста и расстрела Ягоды женщина разделила судьбу многих родственников репрессированных: сначала была на 5 лет сослана в Оренбург, затем, после пересмотра дела, отправлена в Темниковский концлагерь, а в июне 1938-го расстреляна. В отличие от мужа Иду Авербах посмертно реабилитировали.
Сын Гаррик взял фамилию матери, чтобы избежать преследований. После смерти родителей воспитывался в детдоме, в 1949 году попал в лагерь, откуда освободился уже после смерти Сталина. В целом после расстрела наркома от репрессий пострадали 15 его родственников.
Имеются сведения, что в личной жизни Ягода себя не ограничивал и имел множество любовниц. В их число входила и Надежда Пешкова, невестка Максима Горького, с которым Генрих Григорьевич дружил еще с дореволюционных времен.
Помимо этого, у наркома были специфические коллекционные интересы – при обыске у Ягоды было изъято солидное количество порнографических материалов.
Что касается внешности наркома, то в Интернете есть сведения о необычайно малом росте Генриха – 146 см. Однако с фактами эта информация расходится. На фото со стройки канала Москва–Волга Ягода стоит рядом с Никитой Хрущевым, а его рост составлял порядка 160 см. Видно, что Генрих Григорьевич выше Хрущева, и это позволяет сделать вывод, что настоящий рост Ягоды скорее ближе к 170 см.
Подробнее узнать о первом наркоме НКВД можно из документальных фильмов «Особая папка. Хозяин Лубянки: Генрих Ягода», «Тайны века. Генрих Ягода: Падение маршала Лубянки» и посвященной ему 34-й серии «Исторических хроник с Николаем Сванидзе».
Награды
- 1922 - Знак "Почетный работник ВЧК-ГПУ (V)"
- 1927 - "Орден Красного Знамени"
- 1930 - "Орден Красного Знамени"
- 1932 - "Орден Трудового Красного Знамини РСФСР"
- 1932 - Знак "Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)"
- 1933 - Знак "Почетный работник РКМ"
- 1933 - "Орден Ленина"